Принципы разработки человеко-машинного интерфейса
Интерфейс – это набор стандартных приемов взаимодействия с техникой. Человеко-машинный интерфейс (ЧМИ) - это методы и средства обеспечения непосредственного взаимодействия между оператором и технической системой, представляющих возможности оператору управлять этой системой и контролировать ее работу. Рассмотрим основные принципы его разработки. 1.Отдельная разработка интерфейса. При разработке различных частей интерфейса могут привлекаться специалисты различных специальностей, например: художники, дизайнеры, психологи, медики, пользователи, программисты. Учет возможностей аппаратных и программных средств разработчика и пользователя. 3. Стандартизация, унификация и последовательность разработки. Использование общепринятых методов, приемов для всех элементов ПС. Необходимо применять стандарты ISO, IEC, NIST, IEEE, ГОСТ, Windows, Office и др. 4. Учет особенностей и профессиональных навыков пользователя. Например, выдаваемая на экран информация не должна требовать перекодировки или дополнительной интерпретации пользователем. Пользователь должен запоминать как можно меньшее количество информации. Комфортность работы пользователя. 5. Привлечение пользователя к разработке интерфейса. Использование знаний пользователя в предметной области, согласование принимаемых решений. 6. Следует предусмотреть средства адаптации к пользователю. Адаптация – это способность устанавливать соответствие с уровнем подготовки пользователя. Существуют три типа адаптации: косметическая – использование клавиш прямого вызова; исключение повторных запросов; использование синонимов, опережающих ответов, умолчаний, использование макросов; многоуровневая помощь; фиксированная – пользователь явно выбирает уровень диалоговой поддержки; автоматическая – система строит модель поведения пользователя, изменяясь в процессе работы с пользователем, распознавая его характеристики (время ответа, ошибки, обращение к помощи). Можно предоставлять пользователям возможность самостоятельно распоряжаться некоторыми частями интерфейса. Это позволит в определенных пределах повысить производительность пользователей. 7. Гибкость при анализе ответов пользователя. Способы достижения гибкости: сравнение со списком вариантов ответов, совпадение сокращений, частичное совпадение, алгоритм сокращения слов, использование синонимов. 8. Интеллектуализация интерфейсов. Достижима путем преобразования входных сообщений в соответствии с контекстом отображаемой предметной области. Основными средствами интерфейса являются голосовой ввод информации и способность распознавания.
Организация и планирование процессов разработки программных средств. Формы организации разработки, виды планов и формы их записи. Комплекс формально организованных мероприятий по созданию сложной системы с заданными характеристиками качества при ограниченных ресурсах получил название Проект. Управление проектом – это вид деятельности, включающей в себя постановку задач, подготовку решений, планирование, организацию и стимулирование специалистов, контроль за ходом выполнения работ и использованием ресурсов при создании сложных систем. Цель управления проектом – рациональное использование ресурсов путем сбалансированного распределения их по частным работам на протяжении всего цикла разработки. Базой эффективного управления проектом является ПЛАН, в котором задачи исполнителей частных работ согласованы с выделяемыми для них ресурсами, а также между собой по результатам и срокам их достижения. План проекта отражает рациональное сочетание целей, стратегий действий, конкретных процедур, доступных ресурсов и других компонент, необходимых для достижения поставленной основной цели с заданным качеством. Планирование проектов должно обеспечивать компромисс между характеристиками создаваемой системы и ресурсами, необходимыми на ее разработку и применение. Стадии планирования: · первичное прогнозирование возможных характеристик проекта на базе обобщения данных подобных прототипов ранее реализованных проектов или нормативов. Существует три метода оценки стоимости разработки ПС: 1 - использование прототипов: фактическая стоимость разработанного проекта аналогичного по параметрам с разрабатываемым принимается за исходную для нового проекта. Далее эта сумма может уточняться с учетом особенностей нового проекта. 2 – нормативный. Рассмотрим этот метод на примере типовых норм времени по программированию задач для ЭВМ, утвержденных Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам № 454/22-70 от 27.07.1987 г. Все задачи разделены на десять классов (например бухгалтерские, плановые, статистические и др.). Для каждого класса в строках и колонках таблиц указывается число входных и выходных документов, соответственно, а в ячейках трудозатраты на программирование в человеко-днях. Существуют поправочные коэффициенты, учитывающие новизну и сложность задачи (А – применение принципиально новых методов разработки, Б – разработка типовых проектных решений, В - использование измененных типовых проектных решений, Г – привязка к готовым типовым проектным решениям); сложность документа и уровень автоматизации программирования для языков программирования. Вводятся коэффициенты и формулы расчета трудоемкости для других видов работ (проектирование, обследование, внедрение и др.) в которых участвуют рассчитанные затраты на программирование и другие показатели (количество файлов, НСИ, объемы документов в стороках и др.). Далее составляется смета затрат по видам работ в чел-днях и стоимостном выражении (чел-дни умножаются на стоимость 1 чел-дня). В настоящее время это методику вполне можно использовать после практической переоценки значений используемых параметров в расчетах с учетом новых программных средств проектирования и разработки ПС; 3 – экспертный метод: группа экспертов оценивает разработку ПС экспертным методом, который далее усредняются. · подготовка рабочего плана (возможно сетевого графика) выполнения этапов и частных работ с учетом затрат ресурсов на их реализацию; · управление реализацией плана, его оперативной корректировки и перераспределения ресурсов в соответствии с особенностями реализации завершенной части проекта; обобщение результатов планирования и управления проектом для использования этих данных в качестве прототипа при разработке последующих проектов.
|