Студопедия — Порталы, оформля­ющие ворота усадеб в с. Согратль
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Порталы, оформля­ющие ворота усадеб в с. Согратль







XVIII веках в этой местности оформлялась особая архитек­турная школа, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрагменты зодчества в селениях Ругуджа' и Корода. Мастера того времени усваивали и объединяли со старыми традиция­ми новые приемы архитектурной композиции, заключавшиеся в привнесении элементов регулярности, и новые приемы обра­ботки каменных архитектурных деталей, становившихся более пластичными и эстетически выразительными. Один из лучших примеров нового стиля той эпохи — опубликованный в книжке


ленинградского архитектора Н. Бакланова «Архитектура Да­гестана»* дом Ачанкилау (ныне разрушен). В Ругудже еще сохранились кое-где резные каменные детали XVII—XVIII ве­ков, отличающиеся богатой-пластикой и сочным рельефом. До этого, если не считать кубачинских барельефов (о кото­рых еще будет идти речь), орнаментальная резьба по камню в Дагестане была плоской, двухплановой: она выполнялась

путем выемки фона с выделением узора, нанесенного на ров­ную поверхность камня. А еще раньше орнаментация и изобра­жения в резьбе по камню представляли собой графические рисунки, образованные путем вырезки линий, нанесенных на гладкую поверхность камня. Эта техника, будучи наиболее архаичной, однако, сосуществовала наряду с другими. Главные мотивы этой графической резьбы — магические сим-

См. список литературы в конце книги.



 


 


1 5—16. Пластическая резь­ба по камню в селениях Гу-нибского района ДАССР; окно мечети, с. Ругуджа, XVII—XVIII,..; розетка на фасаде дома, с. Согратль, начало XX >.


волы (кресты, свастика, круги, спирали, лабиринты и различ­ные геометрические начертания), а также иногда схематиче­ские изображения людей и животных. Мотивы же пластиче­ской резьбы трактованы более декоративно, уже только как орнамент; изображаются меандры, плетенки, розетки, расти­тельные мотивы. Встречаются и более сложные композиции, обычно со стилизованными растительными элементами. Еще один, довольно распространенный вид резьбы по кам­ню— подражание треугольно-выемчатой резьбе по дереву.


В зодчестве Дагестана резные камни применялись в виде заложенных в кладку стены отдельных вставок. Рисунок на­носился на отдельный камень (покрывая всю его лицевую поверхность) до того, как.он устанавливался на место в процессе кладки стены. Поэтому каждый резной камень имеет свой отдельный и законченный рисунок, который не перехо­дит с камня на камень — и более того, композиционно обычно не увязан с другими деталями фасада. Положение резных камней на фасадах построек произвольное, и лишь в сравни­тельно позднее время (а в Гунибском районе — с XVII в.) они иногда размещаются упорядоченно — например, рядами между окнами или же над проемами и т. п. Иногда не­сколько камней, декорированных резным орнаментом, распо­ложены в виде пояса или фриза. В прошлом, как это видно на старинных постройках, резные камни имели определен­ное местоположение, и размещение их отличалось от совре­менного: они устанавливались в углах дома или у входа в дом, а также у окон. Такое положение резных камней показывает, что они имели назначение символически-маги­ческое.

Тематика изображений на резных камнях свидетельствует, что они являлись своего рода талисманами. Об этом гово­рит и их размещение на углах построек и у входов, а также их положение порою на столь большой высоте, что они с трудом воспринимались и поэтому не могли играть роль украшений. Резные каменные и деревянные детали устанавливались в стенах лишь жилой части дома. При этом, поскольку жилье находилось на втором или третьем этаже, орнамент мог быть едва виден снизу. В то же время первый этаж лишен декоративного оформления, потому что в нижней части дома находятся хозяйственные помещения. По этой же причине первые этажи домов выложены из грубо обработанного камня, и лишь выше, на фасаде жи­лой части дома, сделана хорошая кладка. Камни с резьбой тоже заложены в стены в уровне жилого этажа, хотя они лучше обозревались бы, если бы находились внизу. В кладке башни, что у селения Ицарй (о ней еще будем гово­рить), есть резной камень с арабской надписью, располо­женный на такой высоте, что ее не то что прочесть, но даже рассмотреть можно, лишь пользуясь биноклем. То, что украшения зачастую были едва доступны взору, очевидно, с точки зрения как зодчих, так и тех, для кого зодчие строили, не имело значения. Функция этих деталей (по крайней мере, по их происхождению) была не декора­тивной, а культовой, в частности, апотропейной*.

* Апотропей — в археологии название изображений, которым в древно- 24 сти приписывалась магическая способность отгонять злых духов.


Архитектурный декор в дагестанском зодчестве применяется скупо. Во многих постройках встречается резьба по дереву и по камню, но в целом для местного зодчества обычна суровая гладь стены, на фоне которой лишь местами вкрап­лены отдельные декоративные детали.

Однако и такие примеры сохранились преимущественно лишь в числе старинных построек. За некоторыми исключениями,



 


 


П —20. Треугольно-выемча­тая, пластическая, двухпла-новая и линейная резьба по камню: намогильная стела (с. Дейбук), резные камни в кладке стен построек (селе­ния Кубачи, Барша, Цизгари)


в конце XIX — начале XX века тщательная отеска лицевых камней кладки стен стала основным декоративным средст­вом отделки фасадов зданий. Даже в тех местностях, где имеется мягкий камень, вполне пригодный для резьбы, мастера, работавшие в нынешнем столетии и в конце прош­лого века, стремились проявлять свое искусство в хорошей обработке лицевых камней кладки, но не в украшении по­строек резьбой или другими деталями. Один из распространенных приемов оживления поля стены


в дагестанских постройках — укладка камней рисунком «рыбья кость» («в елку»). Два-три ряда камней друг над другом укладываются не горизонтально, а с наклоном в противо­положные стороны. Этот примем лишь со временем стал де­коративным; он происходит от особого способа кладки: плоские камни укладывают в ряд с наклоном, а вышеле­жащий ряд — с наклоном в противоположную сторону, ис-



 


 


21—24. Фигурная выкладка камней для декора фасадов: «в елку» («рыбья кость)», «зигзаг», «зубчик», «ром­бик»


пользуя при этом зубчатую поверхность, образованную кам­нями нижнего ряда. Такой способ кладки распространен по всему Кавказу (известен он и на Памире). Другой простой прием пластического декора стены — фигур­ная выкладка камней кладки. Этот прием имел применение, например, в средневековом зодчестве Руси, где постройки украшались фризами из камней, уложенных с образованием треугольных или квадратных впадин. Применялся он в Да­гестане, но в виде не фризов, а отдельных декоративных


пятен. Такие приемы фигурной кладки сформировались, оче­видно, на территории, входившей в сферу византийской культуры, и из Передней Азии распространились в Россию, в Дагестан, в Северную Африку. Встречается чередование рядов темных и светлых камней на фасадах. Это тоже древняя переднеазиатская традиция, которая проникла с юга в приморский Дагестан.

В горах Кавказа иногда можно увидеть световое отверстие треугольной формы в стене постройки, декоративную тре­угольную нишу над окном или дверью, тщательно вытесан­ный треугольный камень, заложенный в кладку фасада. Треугольные окна в средние века были распространены не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье и в За­падной Европе. Декоративные треугольные проемы и теперь применяются в народном зодчестве Греции. Происхождение этой формы — прием перекрытия проема пу­тем напуска кладки, в результате чего образуется треугольник. Если таким способом перекрыт проем двери, то над пря­моугольной дверью остается треугольный прозор, заполняе­мый мелким камнем, рельефной плитой или оставляемый открытым. Примером этого могут служить порталы знаме­нитых памятников микенской архитектуры. Видимо, треуголь­ник над дверью, получавшийся конструктивно, стал своеоб­разным символом входа в дом, символом жилища, вообще почитаемым знаком. Может быть, в связи с этим у неко­торых дагестанских народностей во время строительства дома на него навешивают талисманы в виде треугольников. В зоне нижних предгорий, главным образом в полосе Буй-накск-Маджалйс, можно видеть лепные орнаменты. Они в большинстве случаев характеризуются растительными мо­тивами, иногда состоят из древних культовых знаков (крест, отпечаток руки и пр.). Помещается эта лепка на откосах ворот, на стене у ворот, у входа в дом.

Роспись в зодчестве Дагестана редка. Если встречаются расписные камины (или другие фрагменты), то их стиль прояв­ляет связь с искусством степных народов Предкавказья. На фасадах и в интерьерах некоторых мечетей начала XX века встречается многоцветная орнаментальная роспись. Эта полихромия возникла под влиянием вкусов Востока, прони­кавших сюда через Азербайджан. В отдельных случаях она отразилась и в декоре гражданских построек. Например, иногда (довольно редко) раскрашен в разные цвета ор­намент резьбы деревянных деталей постройки в южных и приморских районах. В последние годы распространился обычай многоцветной грубопестрой раскраски намогильных памятников масляными красками.

Совершенно, своеобразно в Дагестане монументально-декора- 27 тивное искусство селения Кубачй. Только в Кубачах имеют-


ся барельефы с очень пластичными, иногда горельефными, изображениями. Эти камни относятся к XII—XIV векам и первоначально украшали ныне уже не существующие здания. В единичных примерах имеются в Дагестане объемные скульптуры животных — опять же в с. Кубачи и ближних к нему селениях. В Среднем Дагестане (а именно, в Кайтаге, Табасаране



 


 


25—26. Треугольный камень над проемом и декоратив­ная треугольная ниша: ка­мень над входом в мечеть (с. Урада); окно дома в с. Кища


и г. Дербенте) встречаются примитивные скульптурные изображения животного, заделанные в кладку так, что из стены выступает только передняя часть. Видимо, это связано с каким-то старым обычаем. Скульптурные фигуры, высту­пающие из стен построек, известны в средневековой архи­тектуре Закавказья, Передней Азии и Западной Европы. Иногда можно видеть торчащий из стены крюкообразный камень. Его назначение местные жители объяснить не мо­гут, говорят — «для красоты». Может быть, прообразом та-


кого камня служил силуэт скульптуры животного, которую по каким-то соображениям заделывали в кладку стены. Не исключено и иное происхождение этой детали. К каменному крюку подвешивали тушу барана при ее разделке, в том числе и при жертвоприношении, и эта форма могла приоб­рести сакральное значение. Так или иначе, но крюкообраз-ные камни, заделанные в кладку, не имеют функциональ-



 


 


27. Резной каменный рель­еф XII—XIV вв. из селения Кубани (Метрополитен-му­зей, Нью-Йорк)


ного назначения, а лишь служат декоративной деталью. Например, в башне селения К ища есть несколько таких камней, торчащих из стены на большой высоте. В отдельных случаях встречаются камни с изображением человеческого лица. Очевидно, это идол, изображение бо­жества. В одном из домов селения Амузгй, что возле Кубачей, на резном камне кладки изображена человеческая голова с бараньими рогами. На Северном Кавказе еще со времен бронзового века изображение головы рогатого жи-



 


вотного считается амулетом. До сих пор на столбах га­лерей вывешивают по древнему обычаю черепа быков и баранов.

Применяются в качестве архитектурного украшения высечен­ные из камня или вырезанные из дерева кольца, что, оче­видно, связано с магическим значением символа кольца. Среди местного населения кольцо считается символом, свя­занным с мусульманством. Но дверь старинного христиан­ского святилища Реком в Северной Осетии украшена ме­таллической накладкой с кольцами. Видимо, это древняя сакральная форма. На территории Турции, при раскопках памятников древней Фригии (VII в. до н. э.) был найден керамический сосуд, на ручках которого навешены керами­ческие же кольца, которые не могли иметь функциональ­ного назначения и даже должны были мешать при пользо­вании этим предметом. Как сообщил мне искусствовед П. М. Дебиров, иногда жители Дагестана по-своему ис­толковывают смысл формы колец: рассказывают, что в ста­рину кольцеобразные хлебы, повешенные на вбитые в стену колья, служили неприкосновенным запасом на случай воен­ных действий.

Резьба по камню во многих случаях не увязана с архи­тектурными формами, т. е. это просто отдельные резные камни в кладке стен. Но применяется и декоративная об­работка архитектурных деталей, например, проемов, консо­лей, карнизов и балконов, деревянных заполнений, окон, дверей и ворот и т. п.

Одним из элементов оформления фасадов домов является карниз — вернее, ряд резных деревянных, иногда каменных консолей, поддерживающих свес крыши. Концы балок, вы­ступающие на фасаде, получают фигурную обработку. В ряде случаев над проемами устраивают оформление — обычно в элементарном виде каменного козырька, иногда же — в более отработанных архитектурных формах. Архитектурные детали в дагестанском народном зодчестве просты, но выразительны. Местные мастера, опираясь на старые народные традиции, проявляли хорошее чувство формы.


28—29. Скульптура, харак­терная для средневекового кубачинского искусства (се­ления Кубани и Ицари)


За Гунибским районом находится Чародйнский. Он со всех сторон окружен непроходимыми горами. Это кольцо разре­зано ущельем, по которому проходит дорога из Гуниба. Дорога эта, как обычно в горах Дагестана и Чечни, трудна и опасна. На одном ее участке стена ущелья настолько крута, что для проезда автотранспорта соорудили так назы­ваемый «балкон», по типу тех, которые делались в старину на вьючных тропах: в скапе выбили гнезда, вставили бревна,


на них уложили настил, затем положили сланцевые плиты и дерн. Несколько лет тому назад это сооружение заменили более надежной дорогой, на что было затрачено много сил и средств.

Народа — отдаленный, глухой уголок горного Дагестана. Но здесь это не чувствуется. В районном центре — обычные постройки неопределенного стиля последних десятилетий, сто-



 


 


30—33. Архитектурные д тали: каменный карниз, Чираг; деревянный карни с. Гели; сандрик над дв -рью, Чародинский райо; кронштейн балкона, Табас -ранский район


ловая, гостиница, соответствующие организации, площадь с орущим репродуктором на столбе, на площади несколько грузовиков и терпеливые пассажиры, которые до последне­го момента не знают, какая машина куда и когда едет. В селениях — те же колхозы и школы. И люди те же — обычно приветливые и доброжелательные, но вообще разные. Экзотики теперь нет нигде — разве что в стихах поэтов, нарочито эту экзотику сочиняющих. Забираешься в отдален­ное глухое селение, которое находится под самым небом,



 



36. Элементы декора Фасадов построек: кольца, вырезанные из цельного ку­ска камня, г. Дербент; скульптурное изображение головы горного козла, с. Урахи; камень с изображе-головы рогатого б о-жества, с. Амузги


и видишь, что здесь люди, как и везде, готовятся к выбо­рам, в клубе идет лекция о международном положении, на дороге стрекочет мотоцикл, на деревянных арках трепещут на ветру вылинявшие флажки.

Ныне единственный способ представить себе старый быт кав­казских горцев — это обратиться к старой литературе. По­этому приведу описание повседневной жизни дагестанского селения в прошлом веке, сделанное русским чиновником и офицером А. Л. Зиссерманом. Его книга «Двадцать пять лет на Кавказе», изданная в Санкт-Петербурге в 1879 го­ду,— лучшее, что мне приходилось читать о старом Кавка­зе, и я еще не раз буду к ней обращаться, чтобы дать читателю возможность почувствовать атмосферу тех времен. «Во время нашего вступления в Кутишй все жители заняты были молотьбой хлеба на искусственно устроенных, плотно укатанных площадках. Пара бычков волокут доску, подбитую острыми камешками, на коей сидит погонщик; снопы превра­щаются в мякину (саман), которую тут же веют. Покончив с молотьбой, кутишинцы принялись за унавоживание своих пахотных террасок, разбросанных в ближайшей окружности аула на склонах гор. Целый день сновали взад и вперед арбы с навозом; бедным бычкам доставалось ужасно: жи­тели употребляют вместо кнута длинные палки с железным гвоздем на конце и тычут ими несчастное животное, которое жмется и как-то судорожно напрягает свои силы, чтобы шибче двигаться. Бычки там маленькие, как обыкновенно везде в горах, где скот очень мелок и в сравнении с на­шим степным скотом просто кажется теленком. Покончив с унавоживанием, кутишинцы успокоились от трудов и до половины марта предавались полному безделью. Накинув свой тулуп, сидит или лежит он в сухую погоду на крыше своей сакли или на камне у своих дверей, курит трубочку, стругает ножиком щепку, поджидая собеседника. Иногда, в светлую ночь, зажгут где-нибудь на площадке кучку кизяку и рассядутся кругом два-три десятка с трубоч­ками в зубах, а молодежь-мужчины под звуки писклявой зурны выплясывают. В особо солнечные дни, в которые не­редко в декабре и январе месяце между 11—3 часами дня бывало так тепло, что мы оставались все время на воздухе в одних сюртуках,— на некоторых площадках разляжется праздная толпа и с утра до вечера курит, ведет вялый разговор, поглядывая то на работающих женщин, то на какую-нибудь тощую корову, разов пять уже напоенную, но напрасно жалобно мычащую о горсточке саману; по ограни­ченному количеству корма скот в нерабочую пору остав­ляют впроголодь и почаще гоняют к водопою, думая этим даровым продуктом поддерживать его силы. Между тем женщины работают целый день: то делают ки-


зяки, налепливая их для сушки на стены; то ткут сукно, очень ловко и быстро перебрасывая мотки шерсти с одного конца на другой, прибивая всякий раз железным гребнем; то прядут или размыкают шерсть; то таскают снопы или корзины с саманом, то приготовляют лепешки и варят ужин, то подметают сор, то таскают воду — одним словом, всю жизнь без устали работают, сгибают под непосильными тя­жестями спину. Старухи уже так и остаются в согнутом положении без возможности выпрямиться»1. Своеобразен процесс строительства дома в горах Дагестана. Застройщик должен доставить на место строительный мате­риал — камень и лес. В этом ему помогают родственники и соседи, а в небольшом селении все жители; он за по­мощь не платит, но устраивает угощение. Иногда строят дом сами, но в большинстве случаев приглашают мастеров. Те должны возвести коробку здания, т. е. выполнить ка­менные и плотничные работы. Засыпка землею междуэтаж­ного перекрытия и крыши, а также обмазка стен помещений производится семьей застройщика с помощью родственников, друзей и соседей. Между мужчинами и женщинами сущест­вует строгое распределение труда: мужчины орудуют лопа­тами, насыпая землю в мешки или корзины, женщины пере­носят землю на место, а мужчины там ее разравнивают и уплотняют. Обмазку стен глиной производят женщины. Хозяин устраивает угощение и даже нанимает музыкантов, чтоб веселей работалось. Всякого проходящего приглашают угоститься и выпить за то, чтобы дом стоял прочно и долго и чтобы жизнь в нем была счастливой.

В селении Ириб Чародинского района когда-то находилась резиденция шамилевского наиба (наместника) Даниель-бека. Бывший султан Елисуйский, имевший чин генерал-майора русской службы, он, выведенный из себя административно-служебным хамством, столь обычным в старой России, бро­сил свое султанство, бежал к Шамилю и, получив наибство, открыл новый фронт военных действий против контролиро­вавшейся русскими властями территории, чем причинил им немало хлопот. В Ирибе мне дали лошадь доехать до селения Гилйб.

— Верхом умеешь? — скептически посмотрев на мои городские
полуботинки, спросил колхозный парторг.

— Попробую,— ответил я и влез в седло. Вскочить на коня
лихо, по-джигитски, не удалось. В последний раз я ездил
верхом лет двадцать тому назад. Это было во время войны,
в Венгрии. Я напросился в конную разведку — отчасти из
романтических побуждений, а главное, надоело месить грязь

35 кирзовыми сапогами. Мы ехали группой, ночью, и я, к стыду


своему, уснул. Лошадь, наверное, уснула тоже, судя по тому, что произошло потом. Проснулся оттого, что лошадь остано­вилась. Она остановилась, надо полагать, потому, что, про­снувшись, не знала, куда идти дальше. Мы с ней очутились одни, ночью, посреди площади в каком-то городе. Как я вы­брался из этой ситуации, здесь рассказывать не место, но странно, что после этого я продолжал верить, будто ло­шадь умное животное и знает, куда надо идти. Горцы разуверили меня в этом. Как-то я ехал верхом по узкому «балкону» и повстречал местного жителя. Он недоу­менно посмотрел на меня и сказал:

— Салам алейкум.

— Здравствуйте,— ответил я.

Он понял, с кем имеет дело, и перестал удивляться. А для недоумения у него были основания. Согласно горскому эти­кету, конный должен проявить уважение к пешему и поздоро­ваться первым. Хорошо воспитанный человек, кроме того, остановит коня, протянет руку и скажет: «Как дела? Дале­ко ли идешь, не устал ли? Как жена, дети? Бараны в порядке? Ну, счастливого пути!» — и только после этого тро­нется дальше. Кроме того...

— Послушай, не надо в таких опасных местах верхом ехать.
Можно упасть вниз.

— Но ведь лошадь видит, куда ноги ставить.

— Разве он понимает? Лошадь — глупое животное и ничего
не понимает. Смотри, камень с краю лежит, еле держится.
Он поставит ногу на этот камень — что будет?

Я посмотрел вниз. Нехорошо будет.

В другой раз произошел такой случай. Проезжая верхом по горной тропе, я заинтересовался одним объектом и ре­шил его сфотографировать. Слез с седла, открыл фотоап­парат,— а лошадь, почуяв свободу, бросилась бежать от меня. Я — за ней. Она — брык! — норовит лягнуть меня. Не знаю уж, как мне удалось увернуться от ее копыт, обогнать ее и схватить за уздечку. Когда возвратился в селение, попы­тался высказать свои претензии человеку, давшему мне та­кую лошадь. Он спокойно ответил: «Лошади и жене не доверяй. Не выпускай узду из рук».

От Ириба до Гилиба недалеко: по карте — один сантиметр, то есть шесть километров по прямой. Учитывая повороты и зигзаги — километров десять, думал я. Оба селения распо­ложены на одной реке. Не заблужусь. Поехал. Дорога идет вдоль реки. Речки в горах небольшие—пере­плюнуть можно. Но после дождей они, и даже суходолы, превращаются в бурные потоки, которые не то что перехо­дить, а и,на машине переезжать не рекомендуется. Мало того, что стремительный поток сбивает с ног,— вода несет камни, перекатывая их по дну. Я видел, как застряла в


такой реке автомашина, цистерна с горючим. Она доехала до середины, бултыхнулась одним колесом в невидимую яму, и мотор заглох. Вскоре ее колеса были занесены песком и камнями. Шофер сидел на крыше кабины и с тоской смотрел на оба недоступных для него берега. Не знаю, чем дело кончилось.

Я еду спокойно и надеюсь через полчаса торжественно въехать на коне в Гилиб. Но вот дорога поворачивает к реке. Несколько метров воды пересекают путь; на той сто­роне он продолжается. Перед дождями был мост — его ос­татки торчат у берегов. Обычная история: каждый раз после дождей строят мосты, потом их сносит вода, и так без конца. Теперь в горах появилось много каменных арочных мостов, сложенных на цементе. Но по отношению к нужному количеству их все же мало.

Слышно, как грохочут камни в реке. Ударит такой по ноге... Но у лошади четыре ноги. И кроме того, мне надо ехать. Не поворачивать же обратно.

Хлещу коня нагайкой — рраз!—обдает брызгами с ног до головы — и мы на той стороне. Брюки до колен мокрые. Выливаю из полуботинок воду. Поехали дальше. Но вот — что это впереди? Не хочется верить своим гла­зам. С безнадежным упорством продолжаю путь. Лошадь останавливается.

Река, взбухшая от дождей, разлилась и залила дорогу. Объехать нельзя: над клокочущим потоком поднимается от­весный обрыв. Выехал я после обеда. В горах быстро тем­неет. Особенно в пасмурную погоду. Начинает накрапывать дождь. Обратно? Китайская мудрость гласит: «Если человек видит, что сбился с пути, кратчайший путь для него — по­вернуть обратно». Но не у каждого лежит душа к такой философии. Мне нужно в Гилиб. Не ночевать же здесь. Надо пересечь речку; с той стороны дороги нет, но там берег пологий. Однако река очень разлилась. Ну и что ж! Горцы говорят, что переходить речку надо там, где она поши­ре, потому что в этом месте она мельче. Правильно говорят, соответственно законам гидравлики. Посредине отмель, островок. Направляю лошадь туда. Подошла к воде, остано­вилась. «Пошел!» Ни с места. Бью плеткой — пятится назад. Натягиваю поводья, наклоняюсь и хлещу коня под брюхо. Четвероногий бедняга с отчаянием ринулся в воду. Ста­раюсь не думать. В какой-то момент сердце ёкнуло: ло­шадь оступилась, или ей угодил по ноге уж слишком большой камень,— я чуть не свалился с седла. Но вот мы на остров­ке, а второй рукав помельче.

Как-то просматривая старую литературу о Кавказе, я прочел

о подобном _ случае: «Когда, миновав аул, мы пришли к

37 такому месту, где дорога была унесена стремительной водой,


один из проводников хотел вброд переехать реку, но ло­шадь не выдержала напора воды, упала и только с трудом была вытащена вместе с седоком»2. Если местный житель идет на такое дело, значит -оно хотя и рискованное, но не безрассудное. И все же таких вещей делать не следует: рисковать жизнью допустимо лишь при крайней необходимо­сти. Когда однажды, в горах Чечено-Ингушетии, мы с двумя товарищами, упрямо идя вперед, попали в западню, из которой едва выбрались, я убедился, что с горами, так же как с морем или тайгой, шутки плохи. Хочешь вернуться к своей семье — неукоснительно придерживайся правила: ходить толь­ко по дорогам, а если путь обрывается или если видишь, что сбился с пути, нужно повернуть обратно. Едем дальше. За поворотом показывается маленькое селение. Несколько домов. Неужели Гилиб? Под навесом сидят мужчи­ны. Это годекан: в каждом горском селении есть такое мес­то, где мужчины собираются от нечего делать. Мальчики стоят в стороне, почтительно слушают их бесконечные разговоры. Они встречают путника приветствием: «Салам алейкум», встают, подходят, по очереди пожимают руку.

— Здравствуйте. Это Гилиб?

— Нет, Гилиб дальше.

— Как туда проехать?

— Завтра поедешь. Слезай, гостем будешь.

Подбежал мальчик, взял коня под уздцы, приготовился отве­сти в стойло.

— Мне надо сегодня в Гилиб.

Все-таки я добрался туда до темноты. А утром вижу: по улице идут несколько человек, среди них — секретарь райкома, весь мокрый, без шапки. Мы знакомы, на днях беседовали. Оказывается, он ехал тем же путем, что и я. Ему тоже очень надо было в Гилиб.

— Лошадь упала в воде, я еле выбрался.

— А где лошадь?

Он махнул рукой. У всех народов этот жест означает одно и то же.

Все-таки напрасно я приехал в Гилиб, так же как и в Ириб. В этих селениях с такими экзотически звучащими названиями не нашлось ничего интересного с точки зрения искусства и архитектуры. Обыкновенные дома, самые старые из которых возведены не ранее 1920-х годов. Обычная жизнь, которую можно видеть, и не забираясь за тридевять земель. Даже ревизор из Махачкалы, приехавший проверить финансовую деятельность правления колхоза.

В Гочобе есть старые постройки. Я это знал точно. В Гочоб я ехал на грузовике. Дождь хлестал всю дорогу.


Мне как гостю уступили место в кабине, остальные ехали в кузове.

По дороге задержались немного в маленьком селении — Со-чада', что ли. Здесь мне рассказали, что когда-то из-за тесноты место для постройки дома стоило дорого: участок земли замерялся паласом (груботканый ковер); за каждую такую меру отдавали корову. И еще показали дом, откуда более ста лет тому назад, во время Кавказской войны, бежали двое пленных русских солдат. Они ночью разорва­ли на полосы свою одежду, связали их в виде веревки, по которой спустились из окна, и скрылись. Гочоб находится близ Советского района, который среди специалистов известен как место средоточия памятников архитектурно-художественной культуры. Там, в долине одной из многочисленных речушек, впадающих в реку Ава'рское Койсу, расположены селения общества Гидатль, знаменитого своими памятниками старины.

«Общество» или «вольное общество» — термин, которым рус­ские в прошлом веке называли местные общины, не под­чиненные ханам или князьям. До присоединения к России Дагестан состоял из множества микроскопических монархий и республик. В Хунзахе сидел аварский хан (нуцал), в Тарках (возле нынешней Махачкалы) — кумыкский шамхал, в Маджалисе — даргинский уцми, в Казикумухе — лакский халклавчи, несколько ханов и султанов было на юге — всего десятка два феодальных владетелей властвовали каждый на своей небольшой территории. А кроме того, были бесчис­ленные «вольные общества», каждое в составе нескольких селений или даже одного селения — своеобразные горные республики, в которых власть принадлежала общему сходу взрослых мужчин, а фактически управлявшиеся группой «уважаемых людей».

Феодализм, основным принципом которого является собствен­ность на землю и на людей, обрабатывающих ее, существовал только в отдельных районах прикаспийской полосы. Никогда Дагестан не знал государственных порядков, а сословное неравенство здесь имело место лишь в зачаточном виде и то лишь на отдельных территориях. На большей части гор­ной области преобладал строй военной демократии. Общест­венная жизнь регулировалась ада'том — неписаными зако­нами, которые принимались на собраниях представителей общин; но в большой мере действовало право сильного. Как сказал мне один старик: «Кто был хулиган, тот и командовал».

Каждый способный носить оружие считал себя единствен­ным распорядителем своей судьбы, основывая свою самостоя­тельность лишь на искусстве владеть оружием и личной 39 храбрости. Но независимость эта была фиктивной. Личность


находилась под полным контролем общины. Отдельные одно-семейные дома появились здесь несколько сот лет тому назад, а до этого дагестанцы жили, как индейцы пуэбло, в компакт­ных комплексах, где семья- имела лишь комнату, причем обычно проходную. Такие общинные жилища местами сохра­нились даже в XX веке. Высшей мерой наказания было изгнание из общины, и это было равносильно смерти, обре­кая изгнанника на мучения и, в конечном счете, на неиз­бежную гибель. В одиночку человек в те времена был беспо­мощен и не мог просуществовать.

Иногда бытует представление о первобытности как об отноше­ниях всеобщего равенства с неограниченной свободой лично­сти. Но свобода существовала лишь в рамках строгих ограни­чений, которые накладывал на человека обычай. Личность находилась буквально под гнетом тирании общины. Эти, так сказать, вольные люди состояли в добровольном кол­лективном рабстве у своей общности — и в этом они были действительно равны. Рабство было и духовное; оно состоя­ло в безусловном повиновении обычаю, в постоянном повто­рении вчерашнего дня, из чего проистекали общая духовная апатия и общественный застой.

Тем не менее горец чувствовал себя лично свободным, не признавал ничьей власти, кроме авторитета старейшин, и не имел никакого понятия о социальной иерархии и чинопочита­нии. В даргинских адатах XVII века записано*: «Перед князем и его приближенными не унижаться. Если кто будет уни­жаться, тому не подавать руку. А если кто будет засту­паться за него, того дом разрушить»3. Горцы не испыты­вали особого почтения к своим властителям. Русский посол, посетивший в начале XVI века «столицу» кумыкского шам-хала — селение Тарки, писал: «Народ именуется под властью Адигирея. Только люди очень вольные, его самого мало слу­шают, и промежду собой у них живут драки частые и убийства, что и при нас было...»4. Даже теперь, несмотря на прошедшие сто лет соответствующего воспитания, горец разговаривает с любым высокопоставленным лицом как рав­ный. А попробуйте грубостью или глупой шуткой задеть его самолюбие — несдобровать.

В Гочобе мне показали старую боевую башню, в стенах которой прорублены современные (размером с газетную стра­ницу) окна, потому что она превращена в жилище. Показали два старинных зальных дома. В центральной Аварии сохра-

* В XVII—XVIII вв., когда в Дагестане распространилась арабская гра­мота, адаты — неписаные законы — в отдельных случаях стали запи-40 сывать.


нилось (в полуразрушенном или переделанном виде) несколь­ко десятков таких домов; этнографы называют их «зальными». Жилая часть дома состоит из одной комнаты площадью 50—60, иногда до 100 кв. м и большой высоты — до че­тырех метров. Ее задняя стена деревянная; пространство между этой стенкой и склоном горы, перекрытое продолже­нием крыши дома, используется для кладовых. Посредине зала на полу — очаг в виде открытого кострища, над кото­рым свисает цепь для котла.

Ни на одном из этих домов нет надписей или дат. Доктор архитектуры Г. Я. Мовчан, ветеран изучения зодчества Да­гестана, считает, что те аварские зальные помещения, которые дошли до нашего времени, были построены в период XII — XVI веков. Некоторые из них относятся, наверное, к XVII — XVIII векам.

В Гидатле строили зальные дома с задней стенкой из тол­стых досок, закрепленных к стоящим в ряд столбам. Эта конструкция со стороны помещения украшалась резьбой. Самый замечательный по богатству резьбы, дом Гитинова в селении Тидиб разрушен в 1950-х годах, но его фрагмен­ты были зарисованы в 1925 году художником Е. Е. Лансере (рисунки хранятся в музее г. Махачкалы), а вся построй­ка в 1945 году тщательно обмерена и затем опубликована Г. Я. Мовчаном5. В фойе нового здания театра Махачкалы стоит резной деревянный столб из зального жилища такого типа.

В других случаях устраивалась срубная стена между жи­лым помещением и кладовыми. Так делали, например, в Гочобе.

Один из таких домов здесь имеет башню. Но это не боевая башня, как можно было бы подумать, и не остатки ее. Это пристройка, в которой находится внутренняя лестница, а возвышающаяся над крышей ее часть раньше являлась от­крытой лоджией, куда складывалось сено после того, как оно высушивалось на крыше. Теперь лоджия переделана под жи­лую комнату, проем ее заложен и в стенке сделано окно. В Гочобе я прожил несколько дней у секретаря сельсовета. Все время лил дождь, и отправляться дальше нельзя было. Трудно живут люди в этом глухом горном краю. Удобств никаких. Хорошо, хоть есть электричество (к сожалению, пока не везде). Бани и пекарни — только в районных центрах. Воду носят кувшинами из родника. Это женская работа. Носить воду считается для мужчины неприличествующим. Старик, оставшийся без жены, пойдет к роднику напиться, но воду себе не принесет. Не сделает это для него и сын. Обстановка в жилищах спартанская. Очаг, котел, несколько мисок, пара медных тазов и кувшинов. Вдоль боковой стены устроен деревянный топчан, покрытый груботканым ковром,


на нем подушки из цветастого ситца, овчины. С балок потолка свисают одна-две вяленые бараньи туши. Мясо сушат, вывешивая его на шестах перед домом. Это един­ственный способ заготовить мясо впрок, когда нет ни холодиль­ников, ни продовольственного снабжен







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 3767. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия