Студопедия — Мечеть в с.Варсит; XVIM в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мечеть в с.Варсит; XVIM в.







XII—XIX веков; более старых не сохранилось, а со второй половины прошлого века это искусство приходит в упадок и к началу нынешнего столетия сохраняется разве что в глиняной лепке каминов и резьбе каменных надгробий. В лезгинских районах единственным видом этого искусства, который более или менее широко представлен, является резь­ба опорных столбов, а также консолей, поддерживающих свес крыши. Лезгинские резные деревянные столбы в общем отно­сятся к типу, распространенному во всем Дагестане, но


имеют и некоторые особенности. К последним следует отне­сти, прежде всего, широкое применение в их декоре розеток. Розетка — декоративный мотив, известный в орнаментике мно­гих народов, но главным образом Восточной Европы, Кавказа и Передней Азии. Вопреки его названию, он происходит не от изображения цветка. Растительные мотивы вообще чужды тем орнаментальным системам древности, в которых



111. Мечеть в с. Рича, XII — XIX вв.


розетка была излюбленным элементом, в том числе и орна­ментике кавказских горцев. Никогда раньше, до появления здесь восточного по происхождению орнамента растительного стиля, не изображали горцы ни листьев, ни цветков. Почему же так популярна у них розетка? Это древний языческий символ солнца.

В орнаментике горного Кавказа розетки представлены в боль­шом разнообразии начертаний. Самое простое из них — про­сто кружок, или несколько концентрических окружностей, или круг с крестом внутри. Есть розетки, с одной стороны кото­рых сделано несколько черточек; они символизируют солнеч­ные лучи. Странно, что лучи изображены не вокруг солнца, а с одной стороны. Но так делали в древности, и таких изображений немало.

Часто в Дагестане встречаются розетки, окруженные, в виде зубчатого колеса, треугольниками. Эти треугольники символи­чески представляют лучи солнца. В древних изображениях лучи вокруг диска показаны длинными и заостренными, а потом они превратились просто в треугольники. Между про­чим, розетка с треугольниками по периметру — один из рас­пространенных орнаментальных мотивов в древнерусском де­коративном искусстве.

Очень часто и в Дагестане, и на Руси, и, например, в Древней Греции, розетка имеет внутри шесть лепестков. Это тоже — символическое изображение солнечных лучей. Почему их именно шесть — пока не разгадано.

В орнаментике Дагестана, как, впрочем, и других мест Кав­каза от Осетии до Армении, встречается изображение солнца с лучами, закрученными в виде спиралей. Почему так — не­известно.

Повсеместно в Дагестане, как и повсюду в горах Кавказа, как и у многих народов Восточной Европы, фигурирует так называемая завихренная розетка: ее лучи, выходящие в ви­де пучка линий из центра диска, загнуты в одну сторону — так, как будто диск вращается. Что это означает—неиз­вестно.

Одна из наиболее интересных мечетей в лезгинских районах Дагестана находится в селении Каракюре. Плоская земляная крыша здания опиралась на ряды столбов. Крыши давно уже нет, столбы упали. Здесь, в этой постройке, деревянные стол­бы стояли не просто на полу, как обычно, а на каменных подколенниках — деталь, иногда встречающаяся в Южном Дагестане и, вероятно, являющаяся одним из старых, почти забытым к XIX веку приемом местной архитектуры. В краевед­ческом музее Махачкалы есть резной каменный подколенник, 171 на гранях которого сделаны изображения: всадник на кры-


летом коне, всадник на слоне (!), грифон, терзающий лань, павлин. Резной каменный цоколь столба имеется в мечети селения Хив. В Каракюринской мечети подколонники, имею­щие здесь форму прямоугольных массивов, облицованы рез­ными орнаментованными гипсовыми плитами. Техника и стиль резьбы — те же, что и в михрабе селения Калакурейш. Дати­руются они так же: конец XI—XII век.



 


 


1 12. Подбалка столба лез­гинского типа; мечеть • с. Ш имихюр


Интересно, почему в этой мечети дверь двойная? Две двери, расположенные рядом, устроены и в калакурейшской мечети. Может быть, одна для мужчин, а вторая для женщин? Мечеть была отстроена в 1841 году. Как гласит надпись на камне, «после того, как войско русских разрушило ее вместе с селением». Из этой надписи явствует также, что селение в прошлом веке называлось не Каракюре, как теперь, а Калакуре — удивительно похоже на Калакурейш. При восста­новлении мечети были сделаны нынешние резные двери и



113—115. Розетки разных видов — символы солнца; камень в кладке стен мечети начала XX в., с. Цнал; фраг­мент деревянного ларя, с. Бакни; старый резной ка­мень в с. Какашура

 

 



 


 


116—117. Резные каменные подколенники (мечеть в с. Хив и Дагестанский респуб­ликанский краеведческий музей)


резной деревянный столб, поддерживающий навес перед вхо­дом. На этих деталях обозначена та же дата. Декоративные формы дверей и столба и стиль их резьбы — не горско-кав-казские, а ирано-ближневосточные или, что почти то же самое, азербайджанские. Это несколько озадачивает: ведь дагестан­цы— сунниты, а азербайджанцы и иранцы — шииты; эти две разновидности мусульманской религии враждебны друг дру­гу, как католики и протестанты в христианстве. Но факт ос­тается фактом.


Некоторые примеры декоративного убранства дагестанских мечетей, как видим, свидетельствуют о связях с Передней Азией. Но эти примеры в -то же время довольно вырази­тельно показывают, насколько перенесение образов искусства стран ислама в Дагестан было редким явлением, а также на­сколько это искусство отличается от исконно местного. С исламом проник в Дагестан не только специфический восточный декор. Здесь получили распространение и некото­рые типы сооружений, Присущих мусульманскому культу. Одно из них — минарет. Другой — мавзолей. Мавзолеем называется постройка, сооружаемая над захоро­нением особо почитаемого или знатного человека и имеющая помещение, куда входят пришедшие помянуть погребенного. Один из наиболее грандиозных в истории архитектуры мав­золеев был построен в IV в. до н. э. в Малой Азии над могилой царя Мавсола; отсюда и название сооружений та­кого рода. Возведение мавзолеев — древний восточный обы­чай, и хотя ислам был на первых порах против этого, ему все же пришлось с этим примириться, а затем и культивировать его — уже как обычай специфически мусульманский. Откуда же происходит каноническая форма мусульманского мавзолея — кубический массив, увенчанный куполом? Это — форма одного из типов жилищ, распространенных в безлес­ной полосе Передней Азии от Ирана до Сирии. Такие жилища строили здесь тысячу лет тому назад, строят их и теперь. В местностях, где отсутствует дерево как строительный ма^ териал, научились сооружать крышу над жильем в виде ку­пола из глиняных кирпичей. Указанный район Передней Азии является- родиной безбалочных конструкций перекрытий — арки, свода и купола. Эти конструкции называются распор­ными, потому что они, в месте своего опирания на ниже­лежащие конструкции, дают распор — давление в разные стороны.

На Кавказе лесоматериала достаточно — во всяком случае, до последнего времени было достаточно. Поскольку здесь имелось дерево, из которого можно было делать балки, не было надобности применять такие сложные конструкции, как арки, своды и купола'. В Дагестане начали возводить арки уже в период последних веков. Здесь есть и примеры сводов, но их мало; своды встречаются в постройках XVIII — начала XIX века, а потом техника из возведения была почему-то (наверное, в связи с общим упадком, вызванным Кавказ­ской войной) забыта. Но куполов в Дагестане не было и нет.

С распространением ислама в Дагестан была привнесена

форма намогильного сооружения в виде мавзолея. Но техники

возведения купола местные мастера не знали. Поэтому они

175 сооружали так называемые «ложные купола» — посредством



 


 


118. Портал мечети в с. Ка-ракюре, середина XIX в.


постепенного напуска каменной кладки. Ни один из мавзо­леев в Дагестане не имеет распорного купола. Больше всего мавзолеев на юге, у лезгин. Оно и понятно, ведь мусульманство с его установлениями укоренилось здесь раньше. У даргинцев мавзолеев мало, а у аварцев они уже единичны. Но что примечательно: простые по форме мавзолеи характерны для лезгинских районов, а сложные — для авар­ских. Это явление можно сопоставить с тем, как различаются минареты в Южном и во Внутреннем Дагестане. Форма мав-



119. Столб мечети в с. Ка-ракюре, середина XIX в.


золеев у лезгин соответствует тому периоду, когда они здесь появились несколько сот лет тому назад. А в Аварии мавзолеи появились уже в XIX веке, в период усложненной и вычурной архитектуры.

В постройках Южного Дагестана широко распространены ар­ки. Особенно много их на юге, у лезгин, и здесь они по своей архитектурной отработанности наиболее совершенны.



 


 


1 20. Мусульманский мавзо­лей в с. Калакорейш


Ма'стерское включение арок в архитектурные композиции производит впечатление, что эта форма очень давно прису­ща местному зодчеству. Но это не так. Для сравнения можно привести народное зодчество Греции. Здесь тоже ар­ка — ныне обычный элемент архитектуры. Но известно, что ар­хитектура Древней Греции арки не знала.

В Дагестане арки наиболее обычны в его южной части. Чем дальше к северу, чем дальше в глубь гор, тем их меньше, тем они проще по конструкции и по архитектур-


ной проработке. А в Чечено-Ингушетии их уже почти нет. Хотя, по некоторым данным, арки в Дагестане появились еще в средние века, большое распространение они получили только во второй половине прошлого века — главным обра­зом, по причине исчезновения лесов (по той же причине, что и в Греции).

Даже на юге Дагестана, в лезгинских селениях, можно уви­деть, что в постройках XVIII—первой половины XIX века арок еще нет, а вместо деревянных балок начинают приме­нять каменные балки. Но каменное балочное перекрытие — конструкция тяжелая и недостаточно надежная. Когда мест­ные каменщики научились выкладывать арки — а именно, с середины прошлого века,— каменных балок уже больше не применяют. Теперь арки в Дагестане стали обычной чертой архитектуры, и поэтому кажется, что так было всегда. Арка в Дагестане стала широко применяться в качестве сугубо практического приема — несущей конструкции в без­лесных местностях. Со временем эта конструкция эстетиче­ски осваивалась, появились изысканно выполненные аркады (кстати — всегда только в первом этаже, т. е. на уровне хозяйственных помещений; для жилых же помещений и для галерей перед ними устраивают только деревянные перекры­тая, как бы ни был лес дефицитен).

Орнаментальные обрамления окон резными каменными дета­лями или украшенные резьбой деревянные перемычки в Даге­стане встречаются редко. Декор окон сосредотачивался на деталях заполнения проемов — в виде резьбы на рамах ко­робок и на створках ставен.

В то же время арка занимает зодчих и как чисто декора­тивная форма. Излюбленная форма оконного проема в Даге­стане, как и на всем Кавказе,— арочная; но распорных ароч­ных перемычек оконных проемов здесь почти не бывает; арка окна почти всегда ложная, т. е. проем имеет лишь декоративную форму арочного.

Обычно оконные коробки лишь скупо украшены орнамен­том или имеют лаконичную фигурную обработку. Но в Таба-саране лицевые плоскости широких оконных рам покрыты сплошной резьбой. Мотивы орнамента резьбы на полях окон­ных коробок восходят к древней культовой символике (круг, ромб, крест). Иногда эти элементы сочетаются в виде про­стых композиций, но чаще рисунок усложнен, образуя орна­мент «плетенка». Аналогичным образом здесь отделаны и дверные коробки; они тоже покрыты ковровым орнаментом «плетенка». В других районах на обрамлениях дверей и ворот вырезали ленточный орнамент, розетки и пр. Судя по отдельным сохранившимся архаическим мотивам, украшение коробок дверей и ворот резьбой имеет древнюю традицию и происходит от обычая размещать у входа


в дом знаки, которые первоначально имели магическое назначение.

Иногда встречается в старых домах у лезгин странная кон­струкция, поддерживающая потолок комнаты: в продольном направлении уложена массивная балка (прогон), а на нее, поперек,— две меньшие балки. Казалось бы — чего проще опереть эти балки, уложив их просто на прогон? Но они



 


 



опираются на маленькие столбики, которые стоят на прогоне. Конструктивно это лишено смысла и функционально никак не объяснимо. Почему же так делали? Просто так, для красоты, для эффекта, для живописности? В народном зодчестве, как и в жизни, ничего не делалось «просто так». И если мы сталкиваемся с непонятными архитектурными фор­мами, как и странными обычаями,— значит, когда-то это имело логическое обоснование, но в дальнейшем сохрани­лось лишь по традиции. В народном искусстве, как и в быту,


многое основано только на традициях, даже если оно утра­тило смысл,— и в этом их иррациональная сторона. Но когда-то смысл был.

В тех местностях Кавказа, где постройки имеют не плоскую, как в Дагестане, а двускатную крышу, конструкция, под­держивающая ее, такова: поперек помещения укладывают балку, и на нее посредине ставят столбик, который под-



 


121—122, Арочные архитек­турные формы, освоенные Б течение последних лет на­родными мастерами в Даге­стане (с, Согратль, с. Кая-кент)

держивает конек крыши. Если крыша двускатная, этот стол­бик нужен, если крыша плоская, он лишний. Может быть, он сохранился в постройках с плоскими крышами как руди­мент конструкции со скатной крышей? Тогда, значит, в той местности, где теперь строят с плоскими крышами, раньше дома имели скатные крыши? Или, может быть, люди, живу­щие здесь, когда-то переселились из мест, где строят со скатными крышами?Плоские крыши более подходят для сухого климата, а скат-



 


ные — для влажного. Казалось бы, те и другие должны при­меняться в местностях с соответствующим климатом. Но это далеко не всегда так. В горах Кавказа выпадает дождей больше, чем в средней полосе России, и зима здесь не менее снежная. Но крыши здесь плоские, а в русском на­родном зодчестве, как известно, скатные, причем довольно крутые—чтобы лучше стекала вода и сползал талый снег. В Иране строят с плоскими крышами, но археологические данные свидетельствуют, что, например, три тысячи лет тому назад здесь применялись скатные крыши. Не имело ли это место и в Дагестане?

В селениях горной Турции жилые дома имеют плоские кры­ши, а сараи — двускатные. Это само по себе примечательно, потому что в хозяйственных постройках сохраняются архи­тектурно-строительные формы, утраченные в жилых. Но и в Дагестане (а именно, у табасаран)— то же самое: жилые дома имеют плоские крыши, а сараи — скатные. Более того, на та­басаранских мечетях крыши тоже скатные. Объяснение этому может быть только одно: предки табасаран, жившие или здесь, или где-то в других местах, строили жилые дома со скатными крышами — ведь в культовых постройках сохраня­ются освященные обычаем архитектурные формы, уже утра­ченные в постройках практического назначения. Но когда это было и где? Неизвестно — нет данных.


123—125. Декоративные

арочные формы в народном зодчестве Дагестана: резная деревянная рама окон, с. Хараг; резной камень, с. Ку-бачи; перемычка двери до­ма, с. Кандик


Экспедиционная автомашина Дагестанского филиала Акаде­мии наук подъезжала к табасаранскому селению Кандик. В кузове с брезентовым верхом было восемь человек: четыре этнографа, архитектор, фотограф, художник и повариха из терских казачек; всегда веселый и говорливый шофер Иса крутил баранку. Впереди ехал на лошади колхозный сторож, который указал подходящее место, где можно остановиться, недалеко от родника с питьевой водой. Такое место в горах не просто найти. И ровная площадка, и родник встречаются не часто, а их сочетание — тем более.

Обеспечение кухни водой составляло проблему: воду нужно было носить в ведрах, хорошо, если только за сто-двести метров, а то и на расстоянии километра. А какой уважаю­щий себя мужчина будет носить воду? Я, единственный европеец в группе, помогал поварихе, за что она меня любила и потчевала пончиками, когда не видел начальник отряда. Начальником был новоиспеченный кандидат наук Ахмед, ли­шенный чувства юмора и постоянно всех поучавший. Машина свернула с дороги и, тяжело переваливаясь на неровностях почвы, въехала в недавно посаженный сад. Сто­рож попросил не трогать куч скошенной на сено травы и уехал. Мы выгрузили снаряжение и продовольствие, поставили


палатки; повариха, гремя посудой, готовила ужин. Быстро спустилась ночь. Ужинали при свете керосиновой лампы, потому что вокруг не было хвороста для костра. Потом залезли в спальные мешки к уснули.

Утром пошли «на работу». Пришли в селение, представились властям и разбрелись в поисках подходящих объектов и информаторов. Один интересовался историей хозяйственных отношений, другой одеждой, третий жилищем и т. д. Через несколько часов, как обычно, собрались в центре селения. Когда все закончат свою работу, мы отправимся в лагерь. Но обычно так просто уйти не удавалось. Как правило, местные жители считали своим долгом устроить прием для гостей, и, пока мы работали, где-то уже велась подготов­ка к соответствующему мероприятию. Здесь происходило то же самое. Двое-трое мужчин подошли к нам и сказали, что, согласно обычаю, предстоит угощение. Ахмед почему-то за­артачился— то ли селение ему не понравилось, то ли не выспался — и ответил: «У нас есть что кушать». Мужчины



 


 


1 26. Конструкция перекры­тия в старинном лезгинском жилище (с. Каракюре)


переглянулись. Но на гостя обижаться нельзя. Главный из устроителей встречи, одноногий человек средних лет, убеж­дал меня, что мы не должны обижать их, пренебрегая их гостеприимством. По его наивному представлению, я, как старший по возрасту среди приехавших, вправе был решать. Ахмеда это взбесило. Мы, глядя в землю, потянулись гуськом к своему лагерю. Хромой некоторое время шел, тяжело ступая за нами и приговаривая: «Эх, Ахмед, эх, Ахмед», потом вернулся.


Мы ужинали, когда показались двое, наш знакомый на протезе и с ним еще один. Они подошли к нам, поставили бутылку водки и бидончик с молоком (для женщин). «Если вы не захо­тели зайти к нам, то мы пришли к вам, чтобы приветствовать вас как гостей». Ахмед поднялся и ушел в палатку. Остальные молчали. Мне было стыдно. Я стал развлекать пришедших как мог. Потом попросил шофера Ису: «Отвези их». Они уехали и долго не возвращались. Мы уже готовились к ночлегу, когда машина на большой скорости с грохотом подъ­ехала к лагерю и Иса, высунувшись из кабины, громко позвал меня. «Садитесь, вас ждут». Поехали.

Меня ждали. Пришлось нам с Исой представительствовать за всех. Приветственные речи, крепкие рукопожатия, широкие улыбки — и, конечно, возлияния. Было уже поздно, посте­пенно гости разошлись, куда-то делся Иса, и я остался в комнате с тремя мужчинами. Двое сели по обе сто­роны меня, беспрестанно подливая в стакан, а третий, с седой коротко остриженной головой,— напротив. Он ска­зал:

— Ну, а теперь говори, кто ты такой.
Я назвал себя.

— Э, что ты сказки рассказываешь. Откуда ты родом?

— Из Бердичева.

— Вах! Какой такой Бердичев? Здесь все свои, говори правду.

— Я говорю правду.

— Ты родом из нашего селения.

— С чего вы это взяли?

— Нам рассказали те, кто к вам в лагерь приходил, как ты с
ними разговаривал. Они сразу поняли, что ты — наш человек.

— Это им так показалось.

— Да что ты мне голову морочишь! Я помню тебя мальчиш­
кой, когда ты в школу ходил, я твой учитель. Тебя зовут
Джан.

 

—?!

— Да, ты — Джан Хан-Магомедов. Сюда приезжал такой же
вот, как ты, ходил, смотрел, фотографировал, а когда уехал,
мы узнали, что это был наш земляк Селим Хан-Магомедов,
архитектор из Москвы. А ты его старший брат Джан.
Пытаясь добиться у меня признания, они применяли недозво­
ленные методы, наливая чару за чарой и требуя выпить
за них, за меня, за соседей, за всех добрых людей на све­
те и пр. и пр.

Надо было с этим кончать.

— Эй, где Иса?
Нашли Ису.

— Поехали.

В сопровождении огорченных земляков мы вышли на улицу. 185 Машина оказалась запертой за воротами, ключ был неизвест-


но у кого. Послали за ключом. Пришел какой-то человек, радостно пожал нам руки и сказал:

— Ключа нет. Ночевать будете у меня. Мой дом — твой дом.
Что делать! Уже полночь. -Надо же где-то переспать. По­
шли за ним. Там пришлось снова поужинать. Утром завтрак
с тем же меню. Гостеприимный хозяин проводил нас до ворот.

— Приезжайте еще! Мой дом — твой дом!

Его желание исполнилось раньше, чем он ожидал. Вечером пошел дождь, в палатках было неуютно, и Иса сказал мне: «Ну что мы здесь будем валяться как бродяги? Поехали в гости! Мой дом — твой дом».

Поехали. Вошли. Наш вчерашний кунак с недоумением смот­рит на нас. Он вчера с честью выполнил долг гостеприимст­ва— чего нам еще надо? Иса пустил в ход арсенал своих россказней и прибауток — хозяин оставался сер, как дождь за окном.

— Иса, пора домой. Поехали.

Поехали. Иса, чертыхаясь, вглядывался в темень, чтобы не наткнуться на дерево, и приговаривал: «Ну! Ну! Мой дом — твой дом».

А когда вернулись в лагерь, Ахмед в назидание рассказал притчу, в которой, с подкреплением авторитета самого про­рока, раскрыл ситуацию иных случаев гостеприимства.

— Однажды к Магомету постучали в дверь и сказали: «Гостей
хотите?» Пророк ответил: «Не заставляйте меня лгать. Вхо­
дите».

Наш вчерашний кунак преподал нам урок: не нужно на­хально напрашиваться в гости, когда не приглашают. Но обычно горец, соблюдая обычай, принимает незваного гостя, если и не хотел бы этого, причем не подавая виду, что гость ему ни к чему. Горцы вообще тактичны, и нам, людям современной культуры, можно в этом у них поучиться. Никогда не забуду такой случай. Дело было в одном из селений самого отдаленного от Махачкалы Цунтинского райо­на, расположенного у хребта, за которым уже начинается Грузия. По представлению кумыков, тамошние жители вообще дикие люди. И вот как там обошлись со мной. Я пришел в селение усталый, с рюкзаком за плечами. Пред­ставился председателю сельсовета, и он пригласил меня к себе домой. Мы сели, стали беседовать. Он сказал что-то девочке, она принесла миску красных ягод и поставила передо мной. Забыв о деликатности, я набросился на них. Долг хозяев — угощать, но долг гостя — угощаться в меру. Он сообщил, что вчера его родственник приехал из-за хребта, из Грузии, и привез оттуда эти ягоды. Мне следовало сообразить, что поскольку это привозной деликатес, нужно быть сдержаннее. Угостили тебя — это не значит, что ты обрадуешь хозяев, если все уничтожишь. Он снова сказал


что-то девочке. Она принесла кувшин с водой, полотенце, и мне предложили помыть руки. Пока я умывался, миска с остатками ягод исчезла. Только тогда я сообразил, в какое глупое положение поставил себя. Хорошо, что у меня были с собой городские яства, я всё вывалил на стол, ссылаясь на то, что скоро вернусь в Махачкалу и мне ничего не нужно.

Горец не терпит неуважительного к себе отношения, но и сам относится к другому уважительно. В обществе, когда жизнь и судьба человека зависят не столько от обстоя­тельств, в которые его ставит иерархическая общественная система, сколько от него самого, у людей вырабатывается уважение к человеку, в том числе самоуважение. У людей вольных развито понятие о человеческом достоин­стве. Условия жизни кавказских горцев выработали в них ха­рактер прямой, открытый и решительный. И искусство (не заимствованное, а исконно свое) у них — соответственное их характеру. Впрочем, характер заимствований свидетельствует об изменении эстетических вкусов, а следовательно, и нацио­нальной психологии.

Батырай родился в те времена, когда дагестанцы начинали свою полувековую борьбу за независимость, и окончил свою жизнь, когда Дагестан уже был частью России, вдоль Кас­пийского побережья шла железная дорога и наиболее пред­приимчивые горцы богатели на овцеводстве. Батырай был прирожденным поэтом. Он был простым горцем, таким же как его соседи, не умел читать и писать и даже не знал, что стихами можно зарабатывать деньги. Но песня рождалась в его душе — и он пел. Его песни запоминались людьми, повторялись — и так они дошли до нас. Он полюбил девушку, которую ее родители не хотели выда­вать за него. И сделал то, что по обычаю делалось в таких случаях: похитил ее. Но в отличие от того, как поступали другие, не позволил себе насилия; она стала его женой только после того, как стала женой законной. Поэтические формы Востока проникали в Дагестан, и Баты­рай слагал свои песни под их влиянием. Но он был ис­тинным художником, и вместо подражательных витиевато-цветистых фраз вкладывал в свою любовную лирику реалисти­ческие жизненные смыслы:

Есть в Египте, говорят,

Наша давняя любовь:

Там портные-мастера •

Режут выкройки по ней

Есть по слухам в Шемахе
187 Страсть, что нашею была:


За нее в обмен купцы Деньги белые берут.

Как всякий истинный художник, он выражал правду жизни, и это, как всегда, не нравилось сильным мира сего. В данном случае —совету сельских старейшин; они запретили ему петь. Совет старейшин постановил: если запоет Батырай — зарезать у него быка. По обычаю, решение старейшин — закон. Но поэт не мог не быть поэтом. И его семь быков были зарезаны один за другим. Возлюбленная жена, забрав детей, ушла от него; по адату, жена имеет такое право, если муж оказался нерадивым хозяином. Что ж, иные за свои песни расплачива­лись и жизнью.

Но народ хотел песен. Люди сложились, купили быка и пришли к нему: «Пой, Батырай, вот штраф». Поэт вышел на террасу и плача спел одну из своих последних песен:

Ах, могу ль я песни петь,

Если гордое мое

Сердце сокола в груди

Сожжено печалью дней,

Солью горестей мирских.

Он умер нищим старцем, всеми заброшенный и забытый. Умер, не зная, что он — поэт.

Наступили новые времена, появились поэты новой формации. Теперь произведения местных сочинителей печатают в книгах, которые расходятся большими тиражами по нашей обширной стране и даже за границей. Только почему-то в самом Да­гестане к ним не относятся с таким восторгом, как за его пределами. Когда я спрашивал о причине, мне отвечали, что не заслуживает уважения сочинитель, не знающий действи­тельной жизни своего народа, не болеющий душой за него и обманывающий иноязычного читателя цветистой россыпью фальшивой экзотики.

Туман опускается на склоны древних гор. Пасмурно, сум­рачно, то и дело моросит мелкий дождь. Далекое прошлое истории Дагестана неясно, как смутные очертания предме­тов в этом тумане. Единичные местные хроники на арабском и персидском языках составлены сравнительно недавно, и достоверность содержащихся в них сведений во многом сом­нительна. Своя письменность здесь появилась только при Со­ветской власти. Свидетельств иноземных авторов почти нет: сюда раньше никто не проникал. Легенды и сказания уходят в глубь времен не более чем на два-три поколения. Ар­хеология раскрывает лишь отдельные детали необъятной тол­щи прошлого. Оно пока еще в тумане.

В горах много мест, где когда-то были селения. Жители 188 знают о них и охотно их показывают приезжим. В Кандике


нам тоже сказали, что поблизости есть заброшенное селение, и провели к нему. Неровности почвы, угловатые бугры, кое-где торчащие из земли камни. Много таких мест в Даге­стане. Археологам здесь работы — непочатый край. Неподалеку — заброшенное кладбище. Скользя по мокрому дерну, мы подошли к мрачным темно-серым стелам — верти­кально поставленным каменным плитам. Они отличаются от тех, которые можно видеть на ныне действующих кладбищах: массивные, покрытые пятнами выцветов, покосившиеся, глубо­ко вросшие в землю. Моросит дождик, фотоснимок получится плохой. К тому же самые интересные две стелы сильно на­клонились лицевой стороной вперед. Фотографирую их, лежа на мокрой траве. Старые стелы обычно не имеют надписей, и поэтому их датировать трудно. На этих двух есть надпи­си куфическим шрифтом — значит, что-то около XII века. То, что я увидел на одной из стел за селением Кандик, осенило меня догадкой. Я был так доволен, что даже не огорчился, когда на обратном пути, поскользнувшись на мок­ром камне, упал и повредил объектив фотоаппарата—благо имелся запасной.

Дагестанские намогильные стелы последних веков имеют об­лик типично ближневосточный. Они сделаны по иранским и турецким образцам, большей частью в азербайджанской трак­товке. Витиеватые формы, орнамент в виде дробных завиту­шек, затейливые арабские надписи. Казалось бы, вопрос ясен. Как бы не так. Стелы такого типа появились в Даге­стане не ранее XV века. Средневековые выглядят иначе. Орнаментика на них архаическая, под стать местному ар­хитектурному орнаменту. Крупные, лаконичные формы. Язы­ческие культовые знаки. Непонятные изображения, странные очертания. Значит, происхождение не местное? Но самые старые стелы (появившиеся здесь, вероятно, в X—XII вв.) имеют совершенные, отработанные формы. Они появились здесь сразу в готовом виде—нет предыдущих фаз их раз­вития. Может быть, и были, но о них нет данных. Судя по тому материалу, которым мы располагаем сегодня, можно предположить, что каменным стелам в Дагестане (и в других местах Кавказа) предшествовали деревянные. В литературе по археологии и искусству других стран — на­пример, стран Ближнего Востока и Передней Азии — мне не встречалось изображений стел, которые могли бы служить параллелями средневековым дагестанским. Особенно примечательны и своеобразны стелы в Табаса-ране.

Один мой знакомый, живущий в Махачкале, убеждал меня,

что они свидетельствуют о христианстве. В средние века

христианство действительно, имело некоторое распростране-

189 ние в Дагестане, в том числе в Табасаране. Но эти стелы



 


 



нельзя считать христианскими. Моего приятеля сбили с толку некоторые изображения на них, которые он принял за христи­анские. В таких случаях нельзя торопиться с выводами. Знаки древней языческой символики в средние века и даже позднее почитались и христианами, и мусульманами. Например, крест применительно к Кавказу отнюдь не обязательно является христианским символом. Хевсуры нашивают на своей одежде кресты из матерчатой тесьмы вовсе не потому, что они христиане: так делают и мусульмане в Дагестане. В Дагестане



 


 


127—128. Намогильные сте­лы в Табасаране: XII в. (с. Кандик) и XVIII в. (с. Ляхля)


и Чечне нередко даже на зданиях мечетей встречаются изображения крестов.

«Посмотрите,— сказал мне мой знакомый,— вот изображение святой троицы». Действительно, на стеле был выполнен рель­еф, очертания которого казались похожими на три человече­ских силуэта. Да, это святая троица, но не христианская, а языческая. В древних культах Закавказья, Передней Азии и Восточного Средиземноморья почитались различные троицы богов. У этрусков храм состоял из трех отделений. Подобные



 


129. Тип намогильной стелы, пол учившей распростране­ние в Дагестане и других местах Северного Кавказа в XIX в. (с. Вихли)


церкви были в Византии, Армении и Грузии. Потом три отделе­ния уже не устраивали, но все же делали три апсиды, хотя только одна из них играла роль заалтарной части храма. Три креста, три солнечных диска — распространенная тема в древней языческой культовой символике, а затем орна­ментике.

В Дагестане встречаются намогильные стелы с диском или шаром наверху. Их силуэт похож на фигуру человека. Но происхождение этой формы иное: прямоугольная подставка, увенчанная символом солнца. Я понял это, когда на сред­невековой стеле у с. Кандик увидел высеченное в камне изображение прямоугольника с прикрепленными к нему не­сколькими дисками.

Фигура в виде прямоугольника, увенчанная диском, встре­чается в декоре и христианских и мусульманских построек Малой Азии. Это — древний языческий символ солнца. На многих табасаранских стелах встречается изображение трех солнечных дисков. Три прямоугольника, увенчанные дисками, означают то же самое.

Как легко впасть в ошибку, делая поспешные заключения. В Дагестане можно видеть изображения всадника — в на­скальных росписях, сделанных три тысячи лет тому назад, и на намогильных стелах позднего средневековья. Естествен­ное, казалось бы, суждение, которое приходит в голову и затем появляется на страницах научных публикаций — будто бы это отражение развития бытового и военного всадни-чества. Но это не так. Этот всадник — не человек, а бог. Наиболее почитавшийся из пантеона местных языческих бо­жеств— бог солнца.

Почему он изображен всадником? У скандинавов, основным средством транспорта которых была ладья, солнце изобража­лось плывущим на ладье; у древних народов евразийской лесостепной полосы основным средством транспорта была ко­лесница, и они изображали солнце едущим на колеснице; в горах основным видом транспорта была лошадь, и солнце здесь изображалось едущим на лошади. Среди наскальных росписей Дагестана есть изображения всадника, везущего солнце на луке седла, или всадника с нимбом (солнечное сияние) вокруг головы, или — лошади с нимбом! Всадник, лошадь — это образы солнечного бога. Он вошел в христиан­ство под именем св. Георгия Победоносца, поражающего змия (борьба солнца со змеей — древний мифологический сюжет).

Поэтому на Кавказе так почитался св. Георгий: его прообра­зом был бог солнца.

Кстати, древнегреческий Пегас, крылатый конь — одна из ипо­стасей солнечного божества. В связи с этим любопытно отме­тить, что в Чечено-Ингушетии было найдено раннесредневеко-



130—131. Редкие виды стел в Дагестане (Табасаранский район)



 



 


 


132—133. Изображение дис­ка — символа солнца на мо­гильной стеле XIX веке в Да­гестане (Табасаранский рай­он) и на древнеримской сте­ле


вое изображение крылатого коня (вспомним изображение всадника на крылатом коне в Дагестане).

По древнему языческому обычаю, на мусульманских намо­гильных стелах в Дагестане изображалось солнце: в виде розетки или шара, или круга с крестом, или птицы (пти­ца— тоже образ солнца, поэтому солнечный бог у славян назывался Перун, что значит «пернатый»), или всадника, или коня. В Дагестане есть намогильные стелы в виде го­ловы коня.


Стелы, увенчанные солнечным диском, бытовали в древ­нем Средиземноморье от Балкан до Испании. Странно. Как и когда они попали в Дагестан?

В табасаранских мечетях опорный столб имеет особую фор­му, нигде больше в Дагестане не встречающуюся: столб имеет расширяющееся кве







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 2127. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия