Студопедия — Первый выход в открытый космос
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первый выход в открытый космос






7 сентября. Москва. НК. На 67-м году жизни после тяжелой непродолжительной болезни скончался Генеральный конструктор и Генеральный директор КБ “Салют” академик, доктор технических наук Полухин Дмитрий Алексеевич.

Свою трудовую деятельность Д.А.Полухин начал в 1950 году после окончания Московского авиационного института им. С.Орджоникидзе.

В КБ “Салют” прошел путь от инженера до Генерального конструктора Д.А. Полухин лично внес большой вклад в разработку и создание новейших образцов ракетно-космической техники.

При его непосредственном участии созданы: тяжелая ракета-носитель “Протон”, серия боевых межконтинентальных баллистических ракет, космические модули для оснащения станции “Мир” — “Квант”, “Квант-2”, “Кристалл”, “Спектр”, “Природа” и ряд других ракетно-космических изделий.

Дмитрий Алексеевич много труда и энергии вложил в становление Конструкторского бюро “Салют” как одного из ведущих предприятий России. Он был крупным ученым, талантливым организатором и внимательным к нуждам подчиненных.

Труд Дмитрия Алексеевича отмечен высокими правительственными наградами. Ему присвоено звание Героя Социалистического труда, звание лауреата Ленинской и Государственной премий, он награжден многими орденами и медалями.

Светлая память об академике Д.А.Полухине — выдающемся конструкторе, прекрасном человеке — навсегда останется в наших сердцах.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ   В биографии командира дублирующего экипажа КК “Союз ТМ-17” Виктора Михайловича Афанасьева №13, стр.60) следует читать: “... в 1966 стал курсантом Качинского ВВАУЛ им.А.Ф.Мясникова”. В статье “Памяти академика Бармина” (№15) следует читать: (конструкции НИИ-3 наркомата боеприпасов). - исправлено. - Хл

 

Первый выход в открытый космос

16 сентября. НК. К.Лантратов. Земля подняла “Сириусов” в 3:00 ДМВ (в полночь по GMT). После традиционного десятиминутного осмотра станции и завтрака космонавты приступили к обычным предвыходным операциям. Там они закрыли люки между приборно-грузовым (ПГО) и приборно-научным (ПНО) отсеками, ПНО и шлюзовым специальным отсеком (ШСО), в 7:35 вошли в скафандры “Орлан ДМА”, закрыли ранцы и приступили к шлюзованию. В 8:50 экипаж перешел на автономное питание скафандров и стравил остатки атмосферы из ШСО (5:57:30 GMT).

В 8:5730 ДМВ Александр Серебров открыл выходной люк (по плану — 9:04).

После установки защитного кольца на обрез люка и подтверждения нормальной работы системы охлаждения скафандров, (в 9:11) космонавты вывели из ШСО укладку с фермой “Рапана”. Василий Циблиев с трудом передал “Рапану” Александру Сереброву, вылезшему из станции. Последний перенес ее к грузовой стреле и закрепил на ней. Затем бортинженер по стреле отправился на базовый блок (9:32). “Иду, наверно, на Кавказ, — пошутил Серебров. — Потому что солнце светит в правый глаз”.

Когда Василий Циблиев закрепился на конце стрелы, бортинженер аккуратно начал перевозить его вместе с “Рапаной” к ферме “Софора”. Во время “полета” командир координировал действия Сереброва. “Ну вот — приехали”, — прокомментировал “Сириус-1” завершение “путешествия” на стреле и зафиксировал ее на шарнирном звене “Coфоры”.

Пока Василий Циблиев занимался стрелой, получивший маленький перерыв Александр Серебров мечтательно вздохнул: “Сейчас бы пончик с кофе...” — “Да, — подхватила идею Земля. — И чтоб с лимоном.” — “Можно с лимоном, а можно и с коньяком,” — уточнил “Сириус-2”. “Тогда уж просто коньяк.” — “Уговорил,” — мигом согласился Сан Саныч. “Так, мужики, я вынужден вмешаться — только не в рабочее время,” — остановил мечтания на орбите и на Земле руководитель полета Владимир Соловьев.

Тем временем Василий Циблиев сообщил, что перешел на “Софору”: “Сейчас буду фиксироваться. Здесь все о'кей.” — “Вась, там с высоты не видно антенны?” — поинтересовалась Земля местоположением новой антенны радиолюбительской связи, которую не смог найти во время предыдущего выхода Александр Полещук. “Нет, “Рапана” все закрывает,” — ответил командир. В это время Александр Серебров направился по грузовой стреле к “Софоре”. Затем космонавты спустились по ферме на модуль “Квант” и в 9:56 приступили к демонтажу рабочей площадки. Эта площадка использовалась при сборке фермы “Софора” и стала сейчас не нужна. Перед концом сеанса связи (10:01) ЦУП предупредил космонавтов: “Сириусы”, если до тени не успеете демонтировать площадку, то не выбрасывайте ее, а то можете попасть в модуль.” — “Нет, — успокоил Александр Серебров, — в тени мы это делать не будем. Это надо заснять на пленку.” Дело в том, что во время этого и предстоящего выходов не планировалось использовать телекамеру. Необходимая информация записывалась на автономный видеомагнитофон, закрепленный на скафандрах космонавта, и уж после возвращения экипажа в станцию передавалась на Землю.

Демонтаж площадки немного затянулся и только после выхода “Мира” из тени (10:40) Василий Циблиев отправил ее в свободный полет. Как это происходило снял на магнитофон Александр Серебров. После этого командир занялся закреплением на монтажной платформе ЦМ-Э “Рапаны”, а бортинженер перешел к ферме “Софора” закрепил на ней аппаратуру “Индикатор”, предназначенную для измерения параметров собственной внешней атмосферы станции. Большие проблемы Сереброву доставляли карабины, которые, по его словам, были слишком маленькие и неудобные. “Ими очень тяжело фиксироваться и неудобно держать, — сообщил он. — Чем люди думали, когда их проектировали.” (Как сказал позже начальник отдела НПО “Энергия” по внекорабельной деятельности Олег Цыганков, конструкция карабинов осталась прежней еще со времен предыдущего полета Сереброва. Однако, тогда он не выражал по их поводу неудовольствия.)

К 11:05 Серебров закончил монтаж “Индикатора” и пошел на помощь командиру, который продолжал стыковку кабелей “Рапаны”. “Тут все так перепутало, просто мрак какой то, — поделился своими сложностями бортинженер. — Уже который раз хочу кабель в зубы взять."

Наконец, экипаж закончил все намеченные работы с установкой фермы и провел ее видеосъемку. “Какие будут указания? Домой идем?” — поинтересовался Александр Серебров. — “Сейчас надо будет посмотреть антенну радиолюбительской связи, — уточнил ЦУП. — И сделайте Цыганкову и его сотрудникам приятное — прихватите старый инструмент, который обнаружили. И фалы, какие есть.” — “Возьмем, это — нетрудно,” — согласились космонавты.

Космонавты начали перебираться на “Софору”. В конце сеанса связи Земля в очередной раз напомнила экипажу, что он работает “с приличным опережением” и может не торопиться.

После восстановления связи с космонавтами (12:07) и восхода Солнца (12:12), “Сириусы” продолжили работы. Серебров вновь перебрался по грузовой стреле на базовый блок. “Ощутил под ногами твердь очень большого диаметра,” — своеобразно сообщил он об окончании перехода.

“Саш, посмотри там антенну,” — напомнил ЦУП. “Я тут уже по-китайски говорю: антенн, антенн,” — пошутил Сан Саныч. “Так. Что то я новой антенны даже не наблюдаю. Только старая. На ней даже флаг остался,” — прокомментировал свои поиски “Сириус-2”. “Саш, она осталась там на кольцевых поручнях возле стрелы,” — уточнила Земля. — “А я смотрю здесь — около старой антенны. Сейчас подойду поближе.” Но и новые поиски Александра Сереброва не увенчались успехом: “На этих поручнях есть ключ, есть какая то крестовина вроде накидной гайки, а антенны нет.” — “Тогда давайте не терять время, — приняла решение Земля. — Давайте продолжать."

В 12:24 Василий Циблиев зафиксировался на стреле, и бортинженер начал его перенос обратно к ЦМ-Д. “Там по левому борту книжка есть раскрытая, — сообщил командир. — Это и есть “Данко”?” Но Землю в тот момент беспокоили другие проблемы: “Ребята, как у вас с запотеванием?” — “А что это такое?” — поинтересовался “Сириус-2”.

— “Вас понял,” — успокоились на Земле. В 12:29 Василий Циблиев оказался на ШСО. “Я зафиксировал стрелу,” — сообщил он. “Василий, там на коротком поручне по второй плоскости стоит кассета “Данко”, — уточнил ЦУП. — “Все это слова “кассета”. Я третий раз спрашиваю: как это выглядит, какого цвета, в форме это книжки или нет? Или это все — секрет?” — “Сейчас дадим информацию “ — взял минутный тайм-аут ЦУП. После небольшого совещания, в 12:33 Земля уточнила: “Василий, это кассета примерно 300x200, посредине — большая ручка.” Но и эти наставления не дали положительного результата. “Вот “Электро” я вижу, — сообщил Циблиев. “Нет, “Электро” нам не нужно,” — разочаровано передали с Земли.

Тем временем к поискам “Данко-М” присоединился Александр Серебров, перебравшийся по стреле на ЦМ-Д. “Так, давайте разбираться, — принялся помогать он. — Тут какие то две штуки стоят, написано — “Данко”. — “Ручка большая есть?” — поинтересовался ЦУП. — “Есть.” — “Вот их и бери.” — “Только ручка не посредине, а около кольцевого поручня — уточняет вид “находки” бортинженер. — Тут и провода какие то.” — “Она что — на проводах?” — ЦУП явно был озадачен. — “Да. “Данко” написано, “Образцы”, кнопка есть.” — “Минуточку, -вмешивается в разговор Владимир Соловьев. — Саш, давай сделаем так: не будем сейчас этим заниматься наобум, а после мы в этом вопросе разберемся. Ты можешь снять это на камеру?” — “Я это сейчас и делаю,” — сообщил Серебров. (Как оказалось потом, после просмотра видеозаписи, это были другие образцы для того же эксперимента “Данко-М”. После уточнения документации выяснилось, что нужные образцы находятся на ПГО ЦМ Д. — КЛ.)

Затем Александр Серебров установил за звездным датчиком на 4 плоскости ЦМ-Д на магнитный держатель кассету с образцами “ Пленка-5 “(12:52). Эта операция тоже была достаточно трудоемка. “Тут космонавту уже ходить негде, — пожаловался “Сириус-2”. — Все заставлено оборудованием, по некоторым поручням провода идут, цепляться негде. Надо над этим всем хозяйством сделать поручень и спокойно ходить. И что-то надо делать с карабинами. С такими невозможно работать. Чтоб вы всю жизнь нажимали этот карабин, предатели."

В 13:00 “Сириус-1” вошел в ШСО и передал бортинженеру раму с экзотическим названием “Страховка”. Это небольшая рамка с образцами фалов и других крепежных элементов для оценки длительного влияния на них открытого космоса. Александр Серебров закрепил ее с помощью магнитного замка на штанге выходного устройства ЦМ-Д которое раньше использовалось для “швартовки” средства перемещения космонавта СПК.

Люк космонавты закрыли уже вне зоны радиовидимости в 13:16 (10:16 GMT), а через три минуты они подключили скафандры к бортовому питанию.

Длительность работ в открытом космосе составила 4 часа 18,5 минут (расчетная — 4:09).

Когда в 13:45 “Мир” вошел в зону видимости спутника “Альтаир”, Василий Циблиев сообщил: “Мы уже дома. Только что вышли из скафандров."

“Кстати, ребята, вы сегодня сделали пятидесятый выход в “Орланах”, а в “Орланах ДМА” — 29,” — передали с Земли. Затем “Сириусы” выполнили послевыходные операции: снятие и сушка одежды, снятие влагосборника блока стыковки систем (БСС), сушка БСС, подготовка скафандров к сушке. В это время операторы ЦУПа развлекали курьезным сообщением, напечатанным в газете “Красная звезда”: “Рапана” — это углепластичная ферма, которая при пропускании электрического тока вспоминает свою форму и раскрывается."

Затем вместе с Землей космонавты посмотрели отснятые во время выхода кадры.

17 сентября. Экипаж дозаправил водяные баки скафандров, провел их сушку, собрал схему для проверки работы аппаратуры “Индикатор”, установленной в ходе первого выхода, и провел ее тест. Замечаний по ее работе не было.

После обеда экипаж подготовил платформы научного оборудования, которые планировалось установить на ферме “Рапана” в ходе второго выхода, и разместил их в ШСО. При помощи фотокомплекса “Природа-5” космонавты сделали 99 кадров территории Мексики, США, Канады.

В ходе переговоров с Землей “Сириусы” попросили не посылать на ближайшем ТКГ “Прогресс М-20” никакой одежды, а вместо этого залить в его баки дополнительное топливо для объединенной двигательной установки “Мира”.

При помощи обсерватории “Рентген” ЦУП провел сеанс наблюдений рентгеновского источника Her X-1.

По командам с Земли в баки станции было перекачено из “Прогресса М-19” 142 кг окислителя.

18 сентября. Космонавты подготовили сменные агрегаты скафандров, проверили давление в кислородных баках, выполнили сепарацию газовой смеси “Орланов” и БСС, проверили работу светильников на скафандрах.

При помощи фотокомплекса “Природа-5” “Сириусы” провели съемку территории Европы до Оренбурга. Было отснято 64 кадра.

Сегодня вновь при помощи обсерватории “Рентген” ЦУП провел сеанс наблюдений рентгеновского источника Her X-1. По командам с Земли была продолжена дозаправка баков станции окислителем (перекачено еще 78 кг).

19 сентября. Экипаж отдыхал перед вторым выходом в открытый космос. Космонавты провели очередной “урок из космоса”, поговорили с семьями.

При помощи “Природы-5” космонавты провели съемку территории, сняли еще 77 кадров от Европы до Оренбурга. Кроме того, экипаж выполнил съемки озонового слоя с помощью аппаратуры “Фиалка"

Уже в 16 часов Василий Циблиев и Александр Серебров отправились спать, так как им предстоял очень ранний подъем перед выходом.

В период с 10 по 19 сентября было проведено 20 сеансов связи со станцией “Мир” через геостационарный спутник-ретранслятор “Альтаир”. Все они прошли без замечаний.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 464. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия