ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
Не каждый конь ко двору приходится.
О чевидно, что живые системы уже самим своим существованием делят мир на внутреннюю и внешнюю среду. Заметить это легко, а вот разделить оказывается не так просто. Вернемся к модели Платона-Винера с кораблем. Крыса, находящаяся в трюме и прогрызающая переборки - это внутренняя среда корабля? Аналогично, болезнетворные микробы в организме - это его внутреннее или внешнее? Рассмотрим корабль с его командой и пассажирами как управляемую систему. Тогда пираты, проникшие в среду пассажиров и даже в команду - это внутреннее или внешнее? Эти примеры показывают, что разделение никологической системы на внутреннюю и внешнюю среду по чисто пространственным признакам не является правомерным. Гораздо точнее отражает действительность разделение элементов среды на те, которые способствуют достижению цели системы, и противостоящие этому или безразличные. Поэтому введем следующие понятия: Собственные элементы (живой системы) - всё, что увеличивает жизнеспособность системы. Посторонние (для живой системы) элементы - всё, что уменьшает жизнеспособность системы или безразлично к ней. Первейшая задача - оградить живую систему от включения в нее посторонних элементов и затем уже можно противостоять внешнему воздействию. 167) 167. Главное различие между людьми - их роль в жизни общества. Одни люди своими делами повышают жизнеспособность общества. Это созидатели. Другие - снижают жизнеспособность. Поскольку по принятым нами понятиям это является злом, назовем их злодеями. Общество могут создавать только созидатели. А злодеев и бездельников надо рассматривать как силу, находящуюся вне общества, постороннюю. В обществе они не имеют никаких прав. А «общечеловеческими» правами пусть пользуются, только вне общества созидателей. Нам до этого дела нет, если только они не навязывают нам своих прав и свобод. В этом случае мы должны давать отпор. Образно говоря, не наше это дело устанавливать справедливость и защищать права в волчьей стае. Но если волки лезут в наш двор, мы должны их от этого отвадить. Мы признаем не только свободу для них. Мы еще признаем, что и мы должны быть свободны от них. По отношению к созидательной цивилизации присваивающая цивилизация, даже одного с ней народа, должна рассматриваться как посторонняя. 168) 168. Это частично уже признается русским языком («антиобщественные поступки», «антиобщественные элементы», «изоляция от общества»). Главное - не путать злодеев с преступниками. Выдвинем пока что в качестве рабочей гипотезы следующее положение:
|