Портрет Доріана Грея» та концепція взаємодії життя та мистецтва в романіУальда.
О.Уайльд – один из наиболее инте-ресных представителей европейской литературы конца 19 в. Был лидером движения эстетизма. Эстетизм Уайльда проявляется в чрезвычайном интересе ко всему, что происходит в мире. Произве-дения пронизаны идеей социализма. Эстетический парадокс в его творчестве заключается в противоречии явления и логики восприятия. Увидеть его доста-точно просто в главном сочинении О.Уайльда – романе-символе «Портрет Дориана Грея». Авторское предисловие к нему звучало как манифест эстетизма, и самым вызывающим было заключи-тельное утверждение: «Всякое искусство совершенно бесполезно».роман У. как и его главный персонаж наиболее полно отражает основные постулаты эстетизма исповедуемыеавтором.живоевоплощение совершенной красоты,Д.Грей стремится доказать что красота выше истины и морали.Грей открывает для себя жизнь глазами лорда Генри Уоттона скучающего скептика и острослова, воспитывающего своего подопечного в духе гедонизма и полной свободе от всяких моральных обязательств.Худлжник Бэзил Холлуард черпающий в красоте юноши источник неиссякаемого вдохновения пишет портрет Д.Г. он хочет видеть в нем идеал не только физического но и нравственного совершенства в противоположность лорду Генри который утверждает что красота«имеет высшее право на власть»Усвоив уроки лорда Г. и поверив в то что «молодость- единственное что ценно в нашей жизни» Д.Г. хочет хочет чтобы увядание и тлен коснулись его изображения на холсте а не его прекрасной плоти.Портрет Дориана Грея обладает волшебным свойством: пороки, которым тайно предаётся Дориан, искажают картину до безобразия, в то время как лицо самого Дориана сохраняет красоту и невинность молодости.Так в форме фантастического вымысла О.Уайльд воплощает свою мысль о том что искусство выше жизни.Скрытый от человеческих глаз портрет становится летописью жизни Д.Г. Преображения портрета становятся мучением для Дориана, он бросается на полотно с ножом и гибнет. И снова на холсте появляется лицо прекрасного юноши, а мертвый Дориан похож на омерзительное чудовище. Ударив ножом портрет, он убивает себя. Этой жестокой по отношению к Д.Грею иронией Уайльд утверждант торжество творчества над убожеством реальности. Несмотря на то что в предисловии к роману У. настойчиво повторяет что художник не моралист, «художник не стремится что-то доказать» всем ходом своего повесивования он утверждает обратное. Судьба Д.Г. доказывает что нет красоты вне истины а истины вне нравственного начала. О.У.-писатель ожививший своими пьесами театральную сцену, создал новый тип романа и утвердил право художника на исключительность.
38. Риси новаторства у романній творчості Дж. Джойса.(Значущість художніх відкриттів Дж. Джойса для культури ХХ ст (аналіз твору за вибором)) Показательнім для творчества Джеймса Джойса явл. роман «Улисс». Роман описывает 1 день, прожитый в Дублине незаметными людьми, средними и обыкновенными. Одиссея Джойс считал самым человечным и великим персонажем лит-ры, совмещавшим все этапы жизни, все труды, все функции людей. Одиссей – чел-к, котор. превыше всего любил свой дом, свою родину; неутомимый путешественник, хитрец и ловкач, верный друг. Джойс отождествляет своего героя (Леопольда Блума) с Улиссом. Джойсу удалось показать в Блуме конкретного, обыденного чел-ка и каждого чел-ка вообще (двойной код) и как Улисса. Джойс воспроизводит день Стивена Дедала и Блума в мельчайших деталях. Джойс – мастер техники «потока сознания». Блум показан через свой внутр. портрет, мир. Это прием «внутренней речи» - мысленное изображение того, что происходит в сознании, слово, ассоциация, ощущение, далекое воспоминание. Внутр. монолог – первоначальный этап «потока сознания». Принципы в романе, приемы, характеристики – традиционные, герои представлены с отчетливостью, классич. нормы незаметно изменяются, переход к новым нормам, не чужеродным классическим. Нет субъективности приемов в том, что мы узнаем внутр. мысли и движения героев, герои сами носители наблюдений, впечатлений и оценок.
39 Романи В.Вульф як класика модернізму (аналіз твору за вибором) В (1882- 1941) – теоретик мод, создатель своеобразного вар-та англ. романа, создатель эссеистических набросков, одна из 1-х феминисток, глава лит-го кружка Блумсбери (1910). ВВ выступила убежденной противницей писателей старшого поколения – Уэлса, Голсуорси, кот она наз материалистами, поскольку их интерес не душа, а плоть. Им ВВ противопоставляет спиритуалистов – Джойса, Лоренса и Элиота, стремящихся приблизится к жизни. К спиритуалистам ВВ относит и себя. Для нее иск-во – это мир эмоций, воображения, бесконечных ассоциаций, это умение передать мгновенное впечатление, бег времени, разнообразие ощущений. ВВ интересует не развитие событий, а движ сознания, эмоций, чувств. Она не стремилась к изображ повседн реальности, ее увлекало все то, что нах-лось за ее пределами, за внешней оболочкой. Через все творчество ВВ проходит мотив «собственной комнаты», кот яв-ся метафорой пространства сознания. Пространство комнаты – это попытка оценить потенциал героя. Но «комната» сменяется пространством города. ВВ волнует вопрос: что более ценно: внутр мир героя или внешн жизнь? Центральной темой в тв-ве ВВ становится категория реальности, кот она разделяет на внутреннюю (подлинную) и внешнюю. Грань между ними зыбкая. Представление об «истинное реальности» она связывала смиром эмоций, боготого воображения, с потоком ассоциаций, мириадами впечатлений, обрушивающихся на чел в кажд мгновение его сущ-ния. Идея жизни, проникновение в глубинные внутренние пласты, проблема времени – темы, кот проникнута романная проза писат. По ее мнению, передать игру света, бег времени, гамму чувств, движение мыслей – это и значит передать реальность. Образ объективного мира предстает преломленным в сознании персонажей, ракурс изображения зависит от перемещающейся точки зрения. В р «Миссис Дэлоуэй» действие строится как драма приближения к истине, никогда не увенчающегося ее обретением, т.к. истина остается ускользающей, непроясненной и неокончательной. Для того чтобы показать неизбежную субъективность и относительность всего, что представляется истиной героям повеств, а также с целью воспроизведения будничного течения жизни во всей разнородности событий, происходящих одновременно и независимо др от др ВВ использует технику «потока сознания». Действие фактически происходит в памяти или в подсознании персон, кот активизируют непредсказуемые впечатления – толчки, реально составляющие душевн жизнь. Хар-р мыслится как совокупность восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов. Фиксация впечатлений, поток бытия, наслаивающийся на «поток сознания» определяют композицию и стиль романа «МиссисДэл», кот предстает не как истина о мире, но как истинность видения и не столько показывает реальность, сколько ее конструирует в согласии с особенностями мирочувствования и психологии описываемых персонажей.
40. Проблема героя у творчості Т.Еліота (Поезія Т. Еліота та проблеми модернізму в ліриці (аналіз твору за вибором)) Метром модернизма в поэзии явился англо-американский поэт Томас Стернз Элиот. *Стихи Э. холодны; они призваны передать внеличные чувства людей. В отличие от романистов и реалистов Э. в своих стихах не «высвобождал эмоции», а бегал от них. Если романтики и реалисты стремились передать неповторимую индивидуальность человеческой натуры, то Э. создавал деперсонализированную поэзию, в кот. не было образа индивидуальной личности. Отказ от эмоционального и индивидуального восприятия жизни – отход от специфики как романтической, так и реалистической поэзии – становится выражением модернистской поэзии Э. Ощущение кризиса идей и исчерпанности худ. возможностей, воплотившихся в искусстве классического реализма, у Э. (и близких ему по взглядам художников) не перерастало в уверенность, что завершилась определенная эпоха в культуре, отмеченная господством гуманистической доктрины. Новая система философско-эстетических идей, в кот. реализован принцип «современного видения», характерный для модернизма, складывается у Э. и др. писателей подобной ориентации под знаком всесторонней критики гуманизма, кот. противопоставляется идея надличностного творчества. Предавая смятение личности, вместе с крахом гуманизма утратившей своей духовные опоры, творчество, согласно Э., становится противодействием отчаянию, выходом из тупика, приобщением к миру непереходящих нравственных и культурных ценностей, «Магистральный сюжет» произведений модернизма определен стремлением за воссоздаваемым хаосом «катастрофической» реальности обнаружить присутствие культурной традиции и активность духовных начал. Поэтика такого сюжета чаще всего представляет собой сплав трагедийности пародии, лиризма, понятных и визуальных ассоциаций (особенно органичным он оказался в одном из программных произведений модернизма – поэме Э. «Бесплодная земля», 1922). «Б.з.» посвящена теме безуспешных действий и бессмысленных тревог человека, неотвратимо ведущих к смерти. Здесь Э. свободно обращается как с метрикой, так и с конструкцией стиха; образы, свободно сменяющие друг друга, связаны между собой лишь субъективными ассоциациями автора, не всегда понятными читающему; они произвольно переходят один в другой. Поэтический рассказ ведется от лица человека, не ограниченного ни временем, ни пространством, и при этом многоликого: это и Тирезит из Финикии, и одновременно рыцарь из легенды о святом Граале. Мы встречаем его в современном Лондоне и в то же время видим идущим по Парижу эпохи Бодлера. Лирический герой появляется во множестве «ликов» и выражает различные принципы и точки зрения. Как и многие модернисты этих лет, Э. исходил из философии Дж Мактаггарта и Ф. Бредли объявлявшей относительность Времени и относительность самого человеческого существования. * У Э. возникают мотивы слияния настоящего с прошедшим, зыбкости границ между воспоминаниями о прошлом и эпизодами, отнесенными в будущее. Произвольное обращение с изображаемыми лицами вело в его поэзии к символической многозначительности образов.
|