Образ головного героя романа Мопассана «Любий друг».
Один из самых известных романов фр. писателя. Придавая понятию «проституция» расширительное толкование, автор подразумевал под ним всеобщую продажность политиков, финансистов, аристократии и прессы, охватившую Францию эпохи Третьей республики Впоследствии эти идеи получили образное, художественное воплощение в «Милом друге». Подчиняясь требованиям жанра газетного «фельетона», автор придал этому произведению форму любовно-авантюрного романа. Но, будучи мастером художественного слова, Мопассан создал подлинно реалистическое произведение. Его литературные источники следует искать в творчестве великих писателей-реалистов XIX в. В «Милом друге» заметно и влияние Флобера, до самой смерти (1880 г.) остававшегося литературным наставником Мопассана, который перенял от своего учителя ясность, четкость стиля и строгость композиции; некоторые французские критики сравнивают образ героя с Эммой Бовари, также вступавшей в многочисленные любовные связи, но, в отличие от Дюруа, потерпевшей сокрушительное поражение на жизненном пути. Эротические сцены написаны под определенным воздействием Э.Золя («Нона»), в кружок почитателей которого входил одно время Мопассан. Написанный ярко и выразительно, роман до сих пор изучается в вузах всего мира как эталон французского литературного языка, а широкий круг затронутых в книге проблем, не утративших актуальности спустя столетие, типичность и жизненность образов позволяют причислить это творение Мопассана к верши нам мировой реалистической прозы. Главный герой (или «антигерой») «Милого друга»-невежда, лишенный совести и стремящийся лишь к наживе», демобилизованный унтер-офицер прибывший в Париж с пятью франками в кармане Жорж Дюруа, стремясь подняться по общественной лестнице, использует свое умение обольщать женшин («мужчина-проститутка») для установления нужных связей и упрочения материального благосостояния. Проявляя при этом незаурядный ум и ловкость, «милый друг» быстро делает головокружительную карьеру и в конце романа становится зяте* финансиста-миллионера, достойным членом общества; многие видят в Дюруа будущего министра. Мопассан убедительно показывает, как и почем окружающие постепенно принимают удачливого карьериста в свой круг Выведенные в романе представители высшего общества, политики, журналисты корыстолюбивы и продажны; его сатирическая, разоблачительная направленность проявляется в описаниях министра Ларош-Матье и финансиста Вальтера, организующих захватническую колониальную экспедицию в Танжер для приумножения своего богатства. Писатель создал целую галерею запоминающихся женских образов: профессиональная проститутка Рашель, замужние дамы (г-жи Марель, Форестье, Вальтер) и невинная, юная Сюзанна. При очевидной разнице в возрасте и общественном положении, все они порочны и не способны сдержать плотского влечения к обходительному, галантному Жоржу Дюруа. Достаточно смелые для своего времени, эротические сцены романа лишены грубого натурализма, автор никогда не опускается до уровня дешевой порнографии.
|