Образы памяти и их исследование.
Comparison table of Russian banks
Rating of Russian banks
Г. 3 курс в. о. Преподаватель - Романов Тема №4. Основные факты и закономерности психологии памяти. Образы памяти и их исследование. Вудвортс “Экспериментальная психология” стр. 396-401 Многие индивиды обладают способностью создавать зрительные образы, слуховые образы, образы в обонянии, осязании и других ощущениях. Образ памяти является типической, очень живой и наглядной репродукцией чувственного опыта. Жизнеспособность репрезентаций, которая составляет особое свойство образа, необязательно предполагает словесную мысль и идеи. Существование больших индивидуальных различий в образах впервые было отмечено Фехнером (1860) и позже Гальтоном (1880). Фехнер просил своих испытуемых вызвать образ определенного предмета и обнаружил, что в то время как некоторые сообщали об успехе, другие были способны в лучшем случае получить минутное мелькание, после чего образ заменялся голой мыслью о предмете. Гальтон употребил известный вопросник “стол завтрака”. Он на основании ответов распределил своих испытуемых в порядке их способности к созданию образов и был, таким образом, в состоянии определить местонахождение средней или медианы. Вслед за Гальтоном другие исследователи нашли у одних индивидов яркие зрительные образы, у других- яркие слуховые или моторные образы; таким образом выросла теория типов образов. Моторный тип (Стрикер 1880, 1882): некоторые испытуемые не способны представить слова с открытым ртом, и эта неспособность указывает на то, что их слова- образы моторны. Индивид со слуховыми образами может отлично представить слово пузырь и т.д. при любом положении рта; его слова образы явственно слуховые. Индивиды других типов встречаются вероятно реже. Кроме чистых типов, найдены и смешанные. Беттс (1909) расширил вопросник Гальтона так, что бы получить образы каждой модальности. Испытуемый градуировал каждый образ по шкале в 7 ступеней- “от совершенно ясно” до “отсутствия образа”. Опыт предъявления этого вопросника группам студентов показывает, что они стремятся сначала градуировать свои образы очень высоко, но после этого, как они знакомятся с различием между образом и идеей, многие из них пытаются снизить ступени. Вначале они отождествляют ясную память о каком-либо факте с яркостью его образа, но после обсуждения проблемы они начинают усматривать различия. Объективная проверка образов основывалась на предположении, что зрительная работа требует зрительных образов, слуховая работа- слуховых образов. Критерием объективной проверки образов является субъективный отчет тренированного наблюдателя. Методы введенные Энджеллом (1910) и Фернальдом (1912): метод ассоциаций, анализ стиля автора, заучивание на основе зрения и слуха, метод отвлечения, орфография, квадрат букв, описание картины.
|