Динамические характеристики и понятие рабочей точки 4 страница
Важно отметить, что креативность — это процесс оценивания взаимоотношений между элементами системы и самой системой. Фактически в периоды изменений и в соответствующих контекстах процесс инноваций и креативности приобретает еще большую значимость. Часть I. Личная креативность Еще одним следствием закона необходимого разнообразия является то, что член системы, обладающий наибольшей гибкостью, чаще всего играет роль каталитического элемента системы — подобно ферзю в шахматах. Этот принцип значим для лидерства. Способность быть гибким и чувствительным к переменам особо важна для управления самой системой. Ключевым аспектом управления креативностью оказывается следующий: каково оптимальное соотношение между готовностью к изменениям и такими ценностями, как «последовательность» и «конгруэнтность» поведения? Ответ на этот вопрос напрямую связан с «точкой гибкости». Человек, последовательный в стремлении достичь своей цели, должен проявить гибкость в методах. Вопрос в том, на каких уровнях мы способны быть гибкими. В каком-то смысле, место приложения гибкости определяется тем, где именно вы намерены быть несгибаемыми. Представим себе, что человек намерен приобрести компетентность в лидерстве или мотивировании людей и этого намерения стойко придерживается. Ему придется проявить гибкость в том, чтобы адаптироваться к различным мотивациям различных людей, а также к различным окружениям. Можно провести аналогию с музыкантом, который стремится быть последовательным в том, чтобы неизменно получать определенный звук определенного качества. Такому музыканту придется приспосабливаться к акустическим особенностям различных концертных залов, различных музыкальных инструментов и т. п. Действительно компетентный человек вынужден проявлять гибкость в одних областях и ригидность — в других. Таким образом, понятие «креативность» следует рассматривать в контексте всей системы. Компетентность включает в себя последовательность. Однако проявляя последовательность в одной области, мы должны проявить гибкость в другой области, чтобы приспособиться к неизменной части системы. Приведем конкретный пример. Небоскребы в Калифорнии должны обладать сейсмоустойчивостью. Чтобы здание устояло при подземных толчках, строителям приходится закладывать такой фундамент, который выдерживает линейные колебания амплитудой 16 футов. Один из настоящих секретов эффективного управления креативностью заключается в том, чтобы определить — какой элемент системы следует сделать гибким. В конечном счете, это вопрос экологии. Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА А Предположения НЛП и креативность
Ключевые положения Инструменты, модели и техники НЛП основаны на нескольких базовых предположениях относительно отдельных людей, того, как они действуют и взаимодействуют друг £ другом и с миром. Практикум Подумайте о взаимосвязи между автомобильной картой, которой вы пользуетесь, и территорией, которую она отражает. Приведите примеры других карт, которыми вы пользуетесь. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Б
Ключевые положения Базовое предположение НЛП гласит: карта не есть территория; когнитивные карты мира, которые мы создаем, полезны, но необязательно в точности соответствуют окружающему нас миру. Наши внутренние карты определяют то, как мы реагируем на мир, в особенности это касается ситуаций, связанных с будущим. Глава 1. Определение области действия креативности Практикум Вспомните ситуацию, когда ваша внутренняя модель мира в действительности не совпадала бы с окружающим миром. Вспомните случай, когда вы изменили или расширили внутреннее мировоззрение, и это сделало вас более эффективным или гибким. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА В
Ключевые положения Еще одним базовым предположением НЛП является то, что жизнь и сознание представляют собой системные процессы. Креативные процессы и организации состоят из обоюдно взаимодействующих и взаимозависящих элементов. Практикум Приведите примеры обоюдно интерактивных систем, где изменение одной части влечет за собой изменения в других частях (например, мобильный телефон, мотор автомобиля и т. п.). Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Г
.Ключевые положения Элемент системы должен обладать определенным минимальным количеством гибкости, необходимым для того, чтобы выжить и адаптироваться к изменениям системы. Количество гибкости прямо пропорционально вариабельности системы. Практикум Вспомните случай, когда для достижения определенной цели вам пришлось отказаться от прежде эффективного способа и выбрать совершенно другой, потому что система, окружающая вас, претерпела определенные изменения. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.3. КАРТА Д НЛП и другие психологические системы
Ключевые положения Люди отличаются друг от друга и обладают различными программами, допущениями и навыками, однако их объединяют общие базовые психические структуры, которые позволяют моделировать эффективные когнитивные стратегии и перенимать их у других. Практикум Приведите пример какой-либо деятельности, эффективному ведению которой вы научились у другого человека. В чем вам удавалось действовать в точности так же, как ваш «учитель»? В чем вам пришлось откорректировать метод действия с учетом индивидуальных различий? Вспомните человека, который от вас очень сильно отличается, но с которым вы поддерживаете хорошие отношения. В чем вы похожи? Что вас отличает друг от друга? Какие элементы модели НЛП кажутся вам интуитивно очевидными? По отношению к каким элементам модели НЛП вы настроены наиболее скептически? Глава 1. Определение области действия креативности Раздел 1.4. Исследование личной креативности Богатство нашего воображения основано на способности нашего сознания составлять карты. Мы строим карты, пользуясь информацией дяти органов чувств, или репрезентативных систем: зрения, слуха,' Осязания, вкуса и обоняния. Наши чувства составляют форму или структуру мышления, если противопоставить ее содержанию. Любая мысль независимо от ее содержания оказывается функцией картинки, звука, ощущения, запаха или вкуса, а также того, как эти репрезентации связаны между собой. Мы постоянно связываем между собой сенсорные репрезентации, чтобы с их помощью строить и обновлять |сарты реальности. В основе этих карт лежит обратная связь, которую Мы получаем от сенсорного опыта. Задача первого упражнения, которое вам предстоит проделать, заключается в том, чтобы самостоятельно исследовать взаимосвязи между особенностями и принципами, описанными мною к этому мо-Менту, и личным опытом креативности. Помните, что психические процессы, порождающие креативность, нередко лишь косвенно связаны с тем, что вы делаете. Зачастую творческие идеи приходят к вам в момент размышлений о чем-то совершенно другом. Данное упражнение может поначалу показаться достаточно отвлеченным и никак не связанным с вашей профессиональной реальностью, однако его задача — посредством конкретной несложной деятельности выявить некоторые принципы креативности и просветить вас относительно ваших личных стретегий креативности. Любые творческие акты требуют мобилизации нервной системы для того, чтобы взаимодействовать с окружением или вносить в него изменения. В системе убеждений НЛП креативность есть креативность вне зависимости от того, где она применяется. Креативный процесс, служащий для приготовления пищи, имеет непосредственное отношение к креативным процессам, которые используются при организации команды или разработке нового продукта. К примеру, способность Моцарта сочинять музыку включала своего рода организационную креативность, имеющую немаловажное значение для любого, кто организует группы людей на процессуальном уровне. Проводя исследования лидерства в компании Fiat, я был по-настоящему восхищен, обнаружив, что один из топ-менеджеров компании, Еиделла (Ghi-della), обладает двумя хобби, представляющими чрезвычайный интерес в связи с побочными эффектами креативного процесса. Одним из Часть I. Личная креативность хобби топ-менеджера была классическая музыка. Другим — нейрофизиология. Интересно, что на процессуальном уровне структуры музыки и нервной системы любопытным образом связаны со структурированием организации. Можно даже предположить, что для успешного решения организационных проблем менеджер должен обладать дополнительными областями креативности. Упражнение. Исследование личной креативности Ваша задача: за пять-десять минут создать что-нибудь конкретное из любого подручного материала. Задайте себе вопрос: «Что я могу физически создать за 5-10 минут, используя доступные мне объекты?» В процессе работы обратите внимание на то, можете ли вы начать формировать «метазнание» (интроспективное осознание) о собственном мыслительном процессе и стратегиях — особенно в том, что касается ваших методов использования языка и органов чувств. Постарайтесь ощутить воздействие языка и сенсорных модальностей на ваше поведение. Краем сознания обращайте внимание на то, через какие мыслительные процессы вам приходится пройти в ходе созидания. Как вы начинаете работу, как развиваете идею, по каким признакам определяете, что закончили? Инструкции к процессу выявления Когда закончите, подумайте о том, какой тип стратегий, паттернов, принципов и психических процессов вы использовали для создания вашего творения. Вам помогут следующие вопросы. Первый: «Как вы приняли решение о том, что именно будете создавать?» Был ли это случайный выбор, или вы думали об этом? Второй вопрос: «Как вы определили, что закончили?» Иными словами, от чего вы получили удовлетворение, достаточное для того, чтобы закончить работу? Как вам кажется, вы создали действительно креативную вещь или не особенно? Почему? Вы довольны тем, что создали? Почему? Если недовольны, то почему недовольны? Этот вопрос напрямую связан с вашими личными доказательствами креативности. Третий вопрос: «Что именно вы делали?» Каковы были ваши когнитивные операции? Вы просто начали видоизменять что-либо или воспользовались четким представлением о том, что нужно сделать, которое сформировалось у вас еще до начала работы? Как вы приступили к работе? Глава 1. Определение области действия креативности Вот три основных вопроса: Как вы решили, что именно будете делать?,' Как вы определили, что закончили работу? Были ли вы довольны ею? Что вы делали для того, чтобы творить? Каким был ваш когнитивный креативный процесс?
Рис. 1.1 Помните, что это — общее исследование; исследование-упражнение. Его задача — узнать кое-что новое о вашем личном креативном процессе и начать создавать референтный опыт для ключевых понятий, которые мы будем использовать позднее. Установка для этого упражнения должна быть следующей: открытость к исследованию или изучению; желание узнать побольше о собственном креативном процессе. Именно с этой установкой вы извлечете максимум пользы из упражнения. Попробуйте. После упражнения Подумайте о том, как вы использовали свои органы чувств. Какой тип стиля мышления вы задействовали? В НЛП считается, что вы можете работать с проблемами на визуальном уровне. Возможно, в процессе работы вы осознали, что создаете мысленные картинки. Могло быть и так, что у вас не возникало никаких образов, вы просто смотрели на вещь и изменяли ее. Кроме того, результат вашей работы может быть скорее тактильным, или физическим. Вы могли вести с собой внутренний диалог и задавать себе вопросы, например: «Как лучше поступитьмсделать что-нибудь полезное или что-то такое, что можно будет показать другим?» Часть I. Личная креативность Итак, ваш креативный процесс мог быть в большей степени визуальным, или вербальным, или логическим. В него могли войти эмоциональные реакции — ощущение относительно чего-либо. К примеру, креативность художника во многом есть попытка выразить ту ил и иную эмоцию. Разумеется, не исключена и комбинация чувств. Подумайте — как именно вы использовали органы чувств, чтобы решить, что именно делать, затем определить степень законченности продукта и то, насколько вы довольны результатом. Цель этой части упражнения — исследовав структуру собственного креативного мыслительного процесса, убедиться в том, что когнитивные стратегии обладают определенной структурой. Следует признать также, что ментальные процессы и стратегии различаются в зависимости от типа продукта или полученных результатов. Важно осознать, что различные люди проявляют креативность по-разному, даже при выполнении простейшего задания. Можно соотнести эти различия с типом конечного продукта. Результат использования «физической» стратегии отличается от результата вербального или визуального процесса. Любая стратегия может усиливать креативность или потенциально ограничивать ее. К примеру, вербальные стратегии могут оказаться чрезвычайно эффективными для достижения определенных результатов. Однако Альберт Эйнштейн утверждал, что крайне редко прибегал к словам или математике при создании теории относительности, а в первую очередь использовал визуальные стратегии. По его словам, теория относительности выросла из своего рода юношеской фантазии. Эйнштейн задал себе вопрос: «Как выглядела бы реальность, если бы я сидел верхом на световом луче?» И затем попытался создать четкую картину этого воображаемого путешествия. Эйнштейн утверждал, что именно этому типу мышления обязан всеми своими открытиями. Разумеется, его родители могли считать подобный опыт совершенно непродуктивным, однако именно он лег в основу теории относительности. Кроме того, существует различие между осознанными и неосознаваемыми процессами в том, что касается оппозиции «процесс/продукт». Вероятно, намного проще осознать что вы делаете, чем то, как вы это делаете. Можно также начать осознавать существование различных стадий креативности, даже в очень простом креативном акте, и существование различных комбинаций стилей мышления в психических процессах. Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА А
Ключевые положения Упражнение «на открытие» преследует следующие цели: Физически создать что-либо простое, но конкретное из окружающих вас предметов и проследить психические и поведенческие процессы, с помощью которыхвы это создали. На опыте изучения собственного креативного мыслительного процесса убедиться в том, что когнитивные стратегии обладают определенной структурой. Заметить, что даже в обычном мыслительном процессе есть паттерны и последовательности микроповедения. Начать осознавать собственные внутренние креативные стратегии. Практикум Что показалось вам особенно интересным в этом эксперименте? Что удивило вас больше всего? Легким или трудным было для вас задание? Как бы вы охарактеризовали тип креативного мышления,*: помощью которого выполнили это упражнение? Можно ли назвать это хорошим примером вашей собственной креативности? Довелось ли вам столкнуться с теми или иными затруднениями в ходе выполнения задания? Если да, какого рода были эти затруднения: внешние или внутренние? Если вы столкнулись с внутренним сопротивлением или помехами, касались ли они того, «что» нужно было делать? «Как» это делать? «Желания» это делать? «Возможности» это делать? Часть I. Личная креативность Какие убеждения, установки или ценности вы вынесли из этого переживания? Какие из них помогли вам в новаторстве? Какие помешали вам? Легко ли вамудалось осознать внутренние процессы? Какие аспекты вашего мышления легче всего поддаются осознанию? Удалось ли вам почувствовать интуитивную структуру собственных мыслительных стратегий? Как способ выполнения этого задания характеризует ваш креативный процесс? Удалось ли вам осознать наличие разных стадий креативного процесса и переход с одной на другую? Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА Б
Ключевые положения Даже для самого простого креативного акта можно выделить различные этапы креа-Гивности. Психические процессы включают в себя комбинацию различных стилей Мышления. Практикум Сделайте заметки о том, что вы узнали о структуре собственного креативного мысли-Йельного процесса. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА В
|