Динамические характеристики и понятие рабочей точки 5 страница
Ключевые положения Психические процессы и стратегии различаются в зависимости от типа конечных продуктов или достигнутых результатов. Разные люди по-разному проявляют креативность даже при решении самых простых задач. Практикум Попросите другого человека проделать это упражнение и сравните креативные процессы. В чем ваши креативные стратегии наиболее различаются? В чем сходство ваших креативных процессов? Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.4. КАРТА Г
Мочевые положения IНЛП различают сам процесс и содержательные результаты креативных стратегий. ||МКТИкум Составьте список того, что вам хотелось бы исследовать в дальнейшем. Что вы узнали или в чем убедились благодаря зтому упражнению и что можете непосредственно применить в своей производственной реальности? 1сли бы вам пришлось повторить упражнение, что бы вы изменили в способе его Выполнения? Часть I. Личная креативность Раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность. Модель ТОТЕ Несмотря на то что отдельные неврологические процессы случайны по своей природе, большая часть деятельности нашей нервной системы является высокоорганизованной. Модель ТОТЕ (Miller et al, 1960) — это способ определить структуру программ, или карт, которые способны облегчить креативную деятельность или повлиять на ее результаты. Базовая структура программы, осуществляющейся в психике отдельного человека, внутри команды или группы, организована вокруг представления цели или задачи. Кроме того, всегда есть какой-либо признак или критерий, по которому мы определяем, что приближаемся к цели или отдаляемся от нее. Наконец, чтобы достичь желаемых целей, нам необходимо предпринять ряд действий. Термин ТОТЕ соответствует совокупности элементов петли обратной связи: Test—Operate—Test—Exit (Проверка—Действие—Проверка—Выход). Пытаясь создать что-либо, мы постоянно тестируем свои действия на успешность: «Насколько я продвинулся?», «В том ли направлении, в котором мне нужно?», «Есть ли от этого какая-то польза?», «Насколько инновационными являются мои действия?» В зависимости от результатов этих проверок мы действуем: предпринимаем что-либо и затем снова тестируемся, чтобы оценить эффективность своих действий. Проверяем. Снова действуем, пытаясь изменить что-либо или сделать шаг в нужном направлении. Снова проверяем: «Насколько эффективным было это действие?» В зависимости от результата этого теста — либо продолжаем действовать, либо «выходим» из процесса, заканчиваем цикл. Глава 1. Определение области действия креативности — Тест подразумевает наличие цели, задачи и той или иной процеду-: доказательства, позволяющей оценить успешность движения к j. Чтобы оценивать или тестировать свои действия, необходимы давление движения и какие-либо признаки или доказательства, вволяющие определить — достигнута ли цель или до нее еще дале-, Эффективную деятельность обеспечивает широкий ассортимент уЦьтернатив, из которых мы можем выбирать подходящие для достижения конкретной цели. (•■ ТОТЕ — фундаментальный процесс. Представьте себе ребенка, ко-|в)рый учится ходить. У него есть цель: добраться до определенного 1||рста, скажем до игрушки, которая лежит на столе или стуле. У него.йсть признаки успешности действий, выраженные через относитель-|ирае расстояние до игрушки: их можно ощутить и увидеть. Теперь ребенок должен развить у себя навыки и гибкость, необходимые для ■"того, чтобы добраться до цели. После многочисленных итераций проверок и действий компетентность ребенка возрастает. В данном слу-счае его цель постоянна: добраться до игрушки. Для достижения этой дели необходима гибкость; эта гибкость может опираться на потенциальную гибкость и неуверенность системы, через которую он пытается двигаться. Если кто-нибудь сдвинет с места стол или стул, на котором лежит игрушка, ребенок вынужден будет скорректировать свои действия. Если же он захочет сделать свою деятельность негибкой, фиксированной, и совершит заранее установленное количество шагов, нет гарантии, что цель будет достигнута. Другим примером является процесс обучения. Если у вас есть конкретная цель обучения, вам придется разнообразить способ ее достижения — в зависимости от типа людей, задействованных в процессе, а также спонтанно возникающих ситуаций. Если вы зафиксируете ту или иную процедуру обучения и будете во что бы то ни стало придерживаться ее, гибкими (нестабильными) окажутся результаты. Вы получите статистическое распределение успеха. Разумеется, временами нам хочется варьировать результаты. В начале упражнения на креативность у вас могло и не быть явной цели: вы могли просто инициировать креативный процесс и следить за происходящим. Это тоже форма креативности. К простейшим формам креативности относятся генератор шума и фильтр. «Генератором шума» называют устройство, генерирующее случайные возможности. Фильтр выбирает только те из них, которые подходят для достижения конкретных результатов Например, весь коллектив собирается на мозго- Часть I. Личная креативность вой штурм и генерирует различные идеи, а затем вы фильтруете результаты. Процесс напоминает промывание золотоносного песка. Другая форма креативности подразумевает, что вы сначала определяете цель, а затем включаетесь в изощренную форму петли обратной связи, исследуя способы достижения этой конкретной цели. В любом случае, модель ТОТЕ определяет базовые элементы креативного процесса. Чтобы обеспечить любой вид структурированного поведения, вам необходимы цели, признаки приближения к ним и способы достижения целей. Кроме того, в теории НЛП мы составляем эти когнитивные карты и выполняем описанные программы — на индивидуальном уровне — посредством неврологических процессов, таких как ощущения. Как для отдельного человека, так и для группы цели могут быть определены через язык. Их можно установить визуально — к примеру, с помощью диаграмм. Также цель может быть описана применительно к эмоциональным реакциям или ощущениям, или даже физическим показателям (как в спорте). Что касается доказательств и критериев близости к цели, они в особенности связаны с теми вещами, которые мы можем ощутить и описать вербально. Доказательство успешного достижения цели обычно оказывается видимым, слышимым или ощутимым. Это имеет большое значение для управления людьми. Два человека могут ставить перед собой одну и ту же цель, но использовать различные критерии. Бывает, что один человек используеткак свидетельство достижения цели визуальную картинку, а другой — ощущение В конце концов они могут не обнаружить сходства между достигнутыми результатами, даже если их цели одинаковы. Например, одной из ПРОВЕРОК креативности является «уникальность идеи». Если идея, пришедшая вам на ум, недостаточно уникальна, вы будете ДЕЙСТВОВАТЬ, или проделывать некую процедуру, чтобы обеспечить большую уникальность, — либо выдвинете новую идею. Разные люди воспользуются различными способами ПРОВЕРКИ такой вещи, как «уникальность», основанной на предпочтениях или склонностях индивидуальной репрезентативной системы. К примеру, уникальность может определяться на основе того, что вы видите в результате, что вы делаете физически для достижения этого результата, что вы чувствуете относительно результата, что вы слышите или говорите в связи с результатом. Глава 1. Определение области действия креативности Эти вариации обеспечивают значительные различия в том, какие ^результаты может дать креативный процесс, а также в аудитории, на •орую он рассчитан. К примеру, некоторые идеи могут включать в черты других идей (продуктов), которые уже существуют и ис-ьзуются, но выглядят совершенно иначе. Иные продукты могут,ать большим сходством с уже существующими, но отличаться Шособами применения. Подводя итоги, можно сказать, что, для того чтобы получить ми-[альную информацию о способе чьего-либо мышления, мы долж-определить: Цели этого человека. Доказательства, которые он использует, чтобы определить успеш- ность продвижения к цели. Набор альтернатив, которые использует этот человек для достиже- ния цели, и конкретные виды поведения, с помощью которых он воплощает эти альтернативы Способ реакции этого человека в случае, если цель не достигнута с первой попытки. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.5. КАРТА А
Ключевые положения Согласно модели ТОТЕ, интеллектуальные ментальные процессы структурированы вокруг петли обратной связи на основе базовой трехэтапной программы: 1) постановка целей (сознательная или неосознанная), 2) использование тестов или доказательств для оценки продвижения по направлению к цели, 3) действия, призванные изменить что-либо и за счет этого приблизиться к цели. В зависимости от результата того или иного теста (проверки) будут активированы или мобилизованы различные виды операций. Для достижения конкретной цели может понадобиться целый ряд разнообразных действий. Тот или иной процесс может состоять из ряда макро- и микроуровневых моделей ТОТЕ. Понятие ТОТЕ релевантно креативным процессам, которые вы исследовали и ощущали на себе в предыдущем упражнении. Глава 1. Определение области действия креативности (рактикум вставьте собственную репрезентацию ил и диаграмму петли обратной связи, описаний в модели ТОТЕ. {акие из известных вам моделей процессов похожи на ТОТЕ или включают в себя ее цементы? fro бы вы определили как собственную сверхцель в момент выполнения предыдущего упражнения? fro послужило доказательством достижения зтой цели? Пак бы вы классифицировали виды операций, которые вам пришлось выполнить в оде предыдущего упражнения для достижения поставленной цели? Насколько хо-цошо вам удалось решить задачу? Назовите микроцели, которые стояли перед вами в ходе упражнения. Какие доказательства и действия вам понадобились для достижения этих целей? Посмотрите на описание ТОТЕ и подумайте, можно ли применить особенности этой (подели к другим видам деятельности и процессам, которые составляют вашу производственную реальность, как креативным, так и рутинным. Способны ли вы почувствовать, что и эти процессы организованы вокруг петли обратной связи, составлен-юй из наличия цели, доказательств и действий? • Часть I. Личная креативность Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта на креативность Важно признать существование различных уровней креативности и различных видов влияния на креативность. К примеру, у креативности есть «где» и «когда». Эти аспекты связаны с различными воздействиями окружения, такими как пространственные и временные ограничения, которые могут повлиять на креативность. К примеру, упражнение на креативность в этой главе предполагало, что вы создаете некий объект, пользуясь ограниченным числом внешних ресурсов в ограниченном временном промежутке. С креативностью связано также «что», которое относится к поведенческим проявлениям, способным повлиять на креативность. Даже если бы внешние ограничения для всех читателей были одинаковыми, читатели реагировали бы на эти ограничения по-разному. Сходные внешние ограничители обеспечили бы широкий спектр поведенческих реакций. Однако что лежит в основе этих поведенческих различий? Различия на уровне поведения порождаются различиями в когнитивных процессах. То есть различиями в том, «как» тот или иной человек думает о чем-либо или психически воспроизводит этот объект. Уровень креативности «как» связан с внутренними картами и внутренними программами, которые обеспечивают поведенческие различия. Креативность связана также с убеждениями и ценностями. Последние определяют «почему» креативности: «Почему я вообще должен мучаться, придумывая что-нибудь инновационное?» Степень мотивации для человека определяется тем, какую часть внутренних ресурсов он мобилизует. Мотивация — это то, что стимулирует и активирует различные «как» и «почему» наших реакций. Наконец, в креативности есть элемент «кто». «Я креативный человек или нет?» «Мог ли бы другой человек в моей роли или с моими обязанностями проявить себя как креативная личность, и если да, то в каких видах деятельности?» «От "кого" можно ожидать креативности?» «Идея, рожденная в отделе финансов, не может быть креативной по определению или все-таки может?» Глава 1. Определение области действия креативности Уровни креативности и инноваций Нередко люди говорят о том, что на события можно реагировать на разных «уровнях». К примеру, собеседник может отметить, что какой- TO опыт оказался для него негативным на одном уровне, но позитив- ным — на другом. Структура нашего мозга, язык и системы восприятия содержат естественные иерархии, или уровни, переживаний. За- дача каждого уровня — организовывать и контролировать информацию на низлежащем уровне. Изменение чего-либо на верхнем уровне вле- чет за собой изменения в нижних уровнях; изменение на нижнем уров- не может повлиять на верхний уровень, но не обязательно. Антропо- ЛОГ Грегори Бэйтсон (Gregory Bateson) определил четыре основных уровня обучения и изменения, каждый из которых является более абстрактным, чем предыдущий, однако обладает большей силой воздействия на человека. Эти уровни грубо соответствуют следующей схеме: 1. Кто я сАм — Идентификация Кто? 2. Моя система убеждений — Ценности и значения Почему? 3. Мои Возможности — СтратеГии и состояния Как? 4. Что я Делаю или уже сДелал — Конкретныеповеденческие проявления Что? 5. Мое окружЕние — Внешние факторы Где? Когда? Уровень окружения включает специфические внешние условия, в которых имеет место наше поведение. Существуют и поведенческие проявления, лишенные внутренних карт, планов или стратегий, такие как коленные рефлексы, привычки или ритуалы. На уровне возможностей мы способны выбрать, изменить и адаптировать ряд поведенче- ских проявлений к широкому спектру внешних ситуаций. На уровне убеждений и ценностей мы можем поощрять, сдерживать или обобщать ту или иную стратегию, план или способ мышления. Идентифи- Кация, разумеется, консолидирует всю систему убеждений и ценно- стей в самосознание. В то время как каждый последующий уровень все более абстрагируется от конкретики поведения и сенсорного опыта, он В действительности приобретает все большее и большее влияние на Наши поведение и переживания. • Факторы окружения, определяющие внешние возможности или ограничения, на которые следует реагировать. Отвечают на вопросы где? и когда? Часть I. Личная креативность Поведение состоит из специфических поступков или реакций, рассматриваемых внутри окружения. Отвечает на вопрос что? Возможности и способности направляют и ориентируют поведенческие элементы согласно ментальной карте, плану или стратегии.Отвечают на вопрос как? Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию иразрешение), которое поддерживает или блокирует возможностии способности. Отвечает на вопрос почему? Факторы идентификации определяют сверхзадачу (миссию) и формируют убеждения и ценности на основании нашего самосознания.Отвечают на вопрос кто? Каждый из этих процессов задействует один из уровней организации и оценки, который отбирает, оценивает и использует информацию низлежащего уровня. Таким образом формируется иерархия «гнездовых» ТОТЕ (как показано на рис. 1.3).
Рис. 1.3. Гнездовые модели ТОТЕ Креативность, несомненно, является многоуровневым процессом, который полностью эффективен, лишь если получает поддержку на всех уровнях. Любой уровень, не согласованный с другими, может создать препятствие для креативного процесса. К примеру, человек Глава 1. Определение области действия креативности Йюжет быть способен сделать что-то новое в конкретном контексте ^(специфическое поведение), однако может не иметь психической мо-|дели или карты, позволяющей понять, как остаться креативным в дру-[йом окружении (способность). Даже если человек способен генерировать креативные возможности, он может не расценивать креативность Ьсак важную или необходимую функцию и соответственно редко прибегать к ней. Даже люди, способные быть креативными и верящие в ность этого процесса, не всегда воспринимают самих себя как «но-торов» или «изобретателей». «. В частности, следующие утверждения показывают, какие ограни-рчения для креативности соответствуют каждому из уровней. | Д. Идентификация: «Я не творческий человек». У2, Убеждение: «Креативность может оказаться трудным и разруши-|,- тельным делом». 13. Способность: «Я не знаю, как можно постоянно мыслить креативно». 4 Поведение: «Я не знаю, что еще можно сделать в этой ситуации». i 5. Окружение: «У меня было слишком мало времени, чтобы сделать что-то новаторское». 1 Вернитесь к проделанному упражнению и отметьте для себя: какие 1 уровни в наибольшей степени влияют на ваш собственный опыт креа-Iтивности. Часть I. Личная креативность РАЗДЕЛ 1.6. КАРТА А
Ключевые положения Существуют различные уровни, влияющие на креативность и другие виды деятельности: процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» можетпроявиться креативность; «что» креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы; поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает —на его внутренних картах, стратегиях и психических способностях; Глава 1. Определение области действия креативности |) креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала — «почему» человек проявляет себя креативно; |) самореферентные процессы, связанные с восприятием того, «кем» является человек в соотношении с его собственной идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены. азличные уровни процессов оказывают различные виды влияния на креативность. азличные уровни процессов взаимодействуют между собой и могут либо оказывать 'йоддержку.либо препятствовать процессам на других уровнях. 'Практикум ^Вспомните свои переживания в процессе выполнения предыдущего упражнения. |;Как окружение повлияло на ваш креативный процесс? кие из ваших поведенческих проявлений оказались наиболее значимыми для кредитивного процесса? "Какие ментальные процессы и способности оказались наиболее релевантными для (Креативного процесса? ? 'Какие убеждения и ценности оказали наибольшее влияние на ваш креативный про-|цесс, поведение и результаты? Как ваше самосознание повлияло на креативный процесс? Удалось ли вам почувствовать, как эти уровни отличаются друг от друга, но взаимосвязаны между собой? Придумайте несколько примеров на каждом из этих уровней для других процессов (не для креативности). Удается ли вам интуитивно ощутить различные виды воздействия и влияния, которые каждый уровень оказывает на ситуацию? Каким образом каждый из этих уровней влияет на креативный процесс в рамках вашего производственного контекста? |У? Какие уровни оказывают наибольшую поддержку креативности в вашем производ-'W, "ственном контексте? Какие не способствуют креативности?
|