Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Соглашение о подсудности





Соглашение о подсудности имеет два аспекта: сторонами может выбираться не предоставляемая законом юрисдикция местного суда (пророгация); а существующая по закону местная юрисдикция может исключаться сторонами (дерогация). Содержанием ст.404 ГПК охватываются оба аспекта.71

В действующем гражданском процессуальном законодательстве Российской Федерации, к сожалению, не решены вопросы о допустимости, форме72 и других условиях действительности соглашения о подсудности, а также о процессуальных последствиях его заключения.

Определенным ориентиром, отражающим обобщение практики разрешения гражданских дел с иностранным элементом, здесь может служить международно-правовое регулирование о договорной компетенции судов. Возможности выбора по соглашению сторон компетентного суда того или иного государства предусмотрены в ряде договоров о правовой помощи, которые были заключены Российской Федерацией в последнее время — (Минская и Кишиневская конвенции, Киевское соглашение государств — участников СНГ, двусторонние договоры, заключенные с Грузией, Латвией, Молдовой и др.).

Существенным для соглашения о международной подсудности является вопрос о применимом к нему праве: будет ли это всегда lex fori или допустимо применение и иностранного права? Ответ на этот вопрос предопределяется позицией, занятой при рассмотрении более общего вопроса о том, применимо ли к соглашению о подсудности только процессуальное право, или же не исключается применение к нему права материального (гражданского).

Принципиальное значение для решения этих проблем имеет уяснение правовой природы соглашения о подсудности.73 Согласно наиболее распространенной точке зрения соглашение о подсудности является процессуальным договором,74 исходя из того, что основная цель его реализуется в сфере процесса. Процессуальный договор — соглашение, которое заключается сторонами правового спора и которое непосредственно влияет на процесс и связывает суд.

Соотношение процессуальной и материальной право-, дееспособности; процессуального и материального представительства; применимость к договорам о подсудности предписаний о достижении соглашения сторонами, об оспаривании сделок по мотивам пороков воли — вот те вопросы, которые порождают основные споры в литературе и трудности при правоприменении.

Квалификация договора как процессуального означает, что в принципе он подчинен процессуальному праву. Тогда и определение предпосылок действительности соглашения о подсудности базируется на процессуальном праве, даже несмотря на отсутствие соответствующего явно выраженного процессуально-правового регулирования. Правила материального права могут применяться в определенных пределах по аналогии. Так, процессуальное право в отличие от права гражданского не содержит общих правил относительно волеизъявлений. Поэтому допустимо оспаривание процессуальных договоров по мотивам порока воли аналогично регулированию ГК.

К предпосылкам действительности процессуальных действий и соответственно соглашения о подсудности относятся достижение согласования воли сторон, надлежащие субъектный состав, форма и содержание.

Такие существенные для соглашения о подсудности правовые вопросы, как допустимость, форма и последствия заключения, решаются по процессуальному праву. Это значит, что не допускается применение к ним иностранного права. Для оценки достижения соглашения о подсудности (консенсуса) и недостатков воли применимо материальное право, в том числе иностранное.75

При проверке условий действительности и процессуальных последствий заключения соглашения о подсудности необходимо проводить различие между пророгацией и дерогацией.

Насколько допустима пророгация и какие последствия она имеет, а также какой должна быть форма соглашения о подсудности, оценивается по закону пророгируемого суда. Разрешает ли право исключаемого суда эту пророгацию и допустит ли оно позже признание решения пророгируемого суда, не имеет влияния на действительность пророгации. Часть 2 ст.404 ГПК устанавливает ограничение для применения внутренней и международной договорной подсудности. Международная договорная подсудность не может изменять исключительную подсудность76, установленную ГПК, а также международными договорами. С юридической точки зрения в отсутствие международного договора российский суд связан только российским регулированием международной подсудности. Если соглашением сторон предусмотрена пророгация российского суда, то вопрос о существовании исключительной международной подсудности иностранного суда выясняется на основании российского права.

В то время как пророгацией расширяется межународная подсудность внутренних судов, дерогация ведет к тому, что внутри страны судиться будет нельзя. Опасность для сторон существует в том случае, когда иностранное решение позже внутри страны не получит признания. О допустимости, форме и действии дерогации решает lex fori отводимого суда. При дерогации российских судов для последующего признания в Российской Федерации иностранного решения будет иметь значение соблюдение российских норм об исключительной юрисдикции. Внутреннее российское законодательство (п.3 ч.1 ст.412 ГПК; п.3 ч.1 ст.244 АПК), а также договоры о правовой помощи одним из оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов полагают нарушение при их вынесении исключительной компетенции судов того государства, на территории которого решения должны быть признаны и исполнены.77

Договоры о правовой помощи с участием Российской Федерации, регулирующие договорную международную подсудность, устанавливают следующие последствия на случаи дерогации: при наличии соглашения о компетенции иностранного суда суд другого государства прекращает производство по делу.

Заслуживают внимания также следующие два условия завершения процесса при наличии дерогационного соглашения, предусмотренные в договорах о правовой помощи. Во-первых, такое последствие связывается с соответствующим заявлением ответчика. Это правило разумно, поскольку в противном случае есть основания предполагать, что стороны отказались от договорной подсудности. Во-вторых, согласно ряду двусторонних договоров (см., например, п. 2 ст. 21 ДПП с Эстонией) суд завершает процесс только, если ходатайство ответчика заявлено до представления возражений по существу иска.

Надлежащее совершение процессуальных договоров зависит от наличия личных предпосылок действительности процессуальных действий, в том числе и при заключении процессуальных договоров до возникновения процесса. При этом, поскольку в процессуальном законодательстве определенно урегулированы процессуальная право- и дееспособность (ст. 36, 37 ГПК78, а также ст.399 и 400 ГПК), во внимание принимаются последние, а не материальные право-, дееспособность.

Действие пророгационного соглашения по содержанию ограничивается подсудностью пророгируемого суда и неподсудностью дерогируемого суда. Оно связывает оба суда и имеет силу для исков обеих сторон.

Допустимо как включение оговорки о подсудности споров, которые могут возникнуть в будущем, в основной договор материально-правового содержания, так и составление отдельного пророгационного соглашения. Спорным является вопрос о том, может ли международная подсудность так же, как и внутренняя территориальная, согласовываться в устной форме. В автономном российском гражданском процессуальном праве вопрос о надлежащей форме соглашения о выборе подсудности специально решен только для арбитражного процесса. Часть 2ст.249 АПК предусматривает, что соглашение об определении компетенции должно быть заключено в письменной форме. В международных договорах с участием Российской Федерации - Минской конвенции, Кишиневской конвенции, Киевском соглашении, ряде двусторонних договоров о правовой помощи - было установлено требование об обязательной письменной форме соглашения о подсудности.

Так как для пророгационного соглашения в действующем ГПК не предусмотрено особой формы, за пределами сферы действия указанных договоров о правовой помощи возможно его заключение без письменной формы проявления воли.

Действительность соглашения о подсудности зависит от установленных для него правил допустимости, т. е. введенных для его заключения императивных ограничений, которые могут относиться к любому элементу: содержательному, формальному, субъектному, волевому. Так, соглашение о подсудности связано требованием о соблюдении правил исключительной международной подсудности.

Договорная подсудность фактически не может быть использована по делам особого производства, поскольку в силу их специфики в процессе отсутствует ответчик и заключать соглашение о подсудности не с кем.

Разумным представляется содержащееся в зарубежных законодательствах условие о том, что стороны могут заключать соглашение о подсудности споров лишь из определенного правоотношения. Поэтому недопустима оговорка, согласно которой стороны договариваются о конкретной юрисдикции относительно «всех дел, которые могут возникнуть в отношениях между ними». Например, такое правило предусмотрено ч.1 ст. 5 Федерального закона о международном частном праве Швейцарской Конфедерации 1987 г.79

Других ограничений, известных зарубежному праву, как то: наличие внутренней связи между государством избранного суда и по крайней мере одной из сторон спора или фактическим составом дела; имущественный характер спора или по кругу лиц, - не предусмотрено действующим российским гражданским процессуальным законодательством.

Какое же право в определенных выше случаях следует считать статутом договора о международной подсудности? Приемлемыми являются следующие две позиции относительно установления применимого к соглашению о подсудности lex causae. Согласно «акцессорной теории» право, применимое к соглашению о подсудности, следует обязательственному статуту основного контракта. За акцессорную привязку говорит то, что поведение сторон относительно совершения основного договора и относительно соглашения о подсудности подчиняются одному праву, а это облегчает ориентацию в выборе поведения. Однако, признавая автономный характер пророгационного соглашения, едва ли можно согласиться с жесткой привязкой его статута к обязательственному статуту. В силу действия принципа автономии воли сторон они могут подчинить совершение соглашения о подсудности иному праву, нежели праву, применимому к основному договору.

Заслуживает внимания точка зрения, сторонники которой стремятся определить применимое к соглашению о международной подсудности право путем отыскания для этого соглашения своего «центра тяжести». В новом международном частном праве Российской Федерации для определения права, подлежащего применению к договорам, используются так называемые гибкие коллизионные привязки: к праву страны, где осуществляется решающее исполнение, и к праву страны, с которым договор наиболее тесно связан (ч. 2 ст. 1186, ст. 1211 ГК РФ). Принцип «наиболее тесной связи» вполне подходит для отыскания lex causae соглашения о подсудности. Пророгационное соглашение, как правило, имеет наиболее тесную связь с государством согласованного сторонами суда, так что применимым является его закон (lex fori).







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия