Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Информационная радиокорреспонденция




 

Сообщения о происходящих событиях, звучащие в эфире, имеют разную степень важности. Наиболее значительные из них требуют дополнительной информации. Этой цели и служит информационная корреспонденция.

Понятие «корреспонденция» очень широко по своему значению. Это и обмен информацией между людьми или учреждениями (письма, почтово-телеграфные отправления), и, наконец, сообщения с мест, полученные от корреспондента. Для нас интерес представляет именно оно, так как выражает один из главных жанровых признаков корреспонденции.

Функция ее – рассказать о конкретном событии, случившемся в определенном месте, в определенное время. Это – локальный жанр. Между развернутым радиосообщением и небольшой радиокорреспонденцией нет жестких границ. Их отличает объем материала, элементы авторской оценки и выводы, которые присущи такой корреспонденции.

Предмет радиокорреспонденции – конкретный материал, который составляет существо события, отношения между людьми в определенной ситуации, коллективе, складывающиеся в результате их деятельности.

Метод – изучение ситуации, сбор материала на месте из разных источников, отбор наиболее важных и значительных фактов, раскрывающих суть дела, их описание, записи людей, которые находятся в поле зрения журналиста в связи с исследованием ситуации, рассказы очевидцев, монтаж всех компонентов в единый текст.

Простейший вид информационной радиокорреспонденции – сообщение подробностей события с элементами его комментария. Такие материалы часто звучат в выпусках новостей. Информационная программа требует лаконичности, жесткого отбора фактов, деталей. Все дополнительные сведения должны раскрывать то, что произошло, помогать слушателю получить более полное представление о случившемся.

В информационной радиокорреспонденции роль автора заключается в основном в отборе добытых фактов, литературном изложении произошедшего. Журналист здесь занимает наиболее активную позицию (особенно в корреспонденции аналитической, которая будет рассмотрена в дальнейшем). Кроме того, что он композиционно выстраивает материал, он непосредственно высказывает свое отношение к тому, о чем рассказывает. Поэтому у микрофона, как правило, выступает сам автор.

При комментировании новости журналист обычно пользуется официальными источниками информации. В радиокорреспонденции, посвященной рассказу о происшествии, журналист или очевидец, или работает по горячим следам события. Магнитофонная запись с места, в которой звучат мнения людей, усиливает документальную основу материала. В корреспонденции важен не только принцип, подход к раскрытию фактов, их отбор, но и их «сцепление», монтаж. Авторский текст объединяет эти компоненты и одновременно несет большую смысловую нагрузку.

В отличие от информационного радиосообщения по-иному раскрывается пространство и время, которое не только названо «когда», но и дополнено указанием на то, «где» произошло событие. Дополнительные сведения придают времени и месту события, происшествия иной объем – в описании подробностей, обстановки, характеристики участников действия.

Информационная радиокорреспонденция в зависимости от конкретных целей может приобретать репортажный или зарисовочный характер, но в любом случае – основу материала составляет информационное наполнение. И не всегда радиокорреспонденция «привязана» к конкретному времени. Поводом ее появления может быть самая разная привязка ко времени.

Накануне Олимпиады в Сиднее Ростовское радио передавало цикл зарисовочных корреспонденции о развитии спорта наДону, о достижениях донских атлетов, участников Олимпийских игр.

Обратимся к анализу одной из них. Она посвящена конному спорту.

Корреспондент. История спорта на Дону – часть общей истории нашего славного края. Некоторые виды спорта просто не могли не возникнуть здесь – в среде донского казачества. И, прежде всего – конный спорт. С раннего возраста молодежь обучалась езде на лошадях, упражнялась в джигитовке, владении шашкой и копьем, преодолении препятствий в пешем и конном строю. В праздничные дни в станицах проводились массовые состязания и показательные выступления.

99 лет назад по инициативе Ростовского градоначальника генерала Зворыкина были созданы скаковое общество и общество поощрения рысистого конезаводства. В них насчитывалось около 120 человек – немало по тем временам. В том же 1902 г. в Ростове был построен большой, в 23 гектара, хорошо оборудованный ипподром.

Два раза в неделю там устраивались скачки и конноспортивные состязания, привлекающие большое число ростовчан и приезжих. Но как вид спорта все оформилось только после окончания гражданской войны. Этому способствовали командиры воинских частей Красной Армии, взявших Ростов в 1920 г., и комсомол. А в 1922 г. 36 бойцов Первой Конной совершили 100-верстный конный пробег в районе Новочеркасска. На следующий год конники провели уже 400-верстный переход Ростов – Харьков. Затем конный спорт стал развивать ОСОВИАХИМ, где создавались кавалерийские клубы, проходила массовая сдача на значок «Ворошиловский всадник». А с 1936 г. донские спортсмены стали регулярно участвовать во всесоюзных соревнованиях по конному спорту. Но все прервала война.

Сразу после ее окончания в Ростове начала налаживаться и спортивная жизнь. Начиная с 60-х годов донские конники стали заметны вначале на российской, а затем и всесоюзной арене. Большая заслуга в этом принадлежит заслуженному тренеру СССР Антону Холорову, восьмикратному чемпиону Союза, 16-кратному чемпиону РСФСР. Около 20 его воспитанников были чемпионами России и СССР, участвовали в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы: Семенов, Гончаров, Авдеев, Антошин, Деев, Тимощенко, Горелкин, Гарнущенко, Сальников, Корольков, Асмаев – стали олимпийскими чемпионами. И сегодня они в строю донского конного спорта, готовят молодых спортсменов, лошадей. Будем надеяться на дальнейшее успешное выступление наших ребят.

Из этой корреспонденции слушатели узнают краткую историю конного спорта на Дону – и в общих чертах, и конкретно. Материал насыщен фактами, цифрами, фамилиями. Он носит познавательный характер. А весь цикл, посвященный истории гимнастики, борьбы, тяжелой атлетике (в этих видах спорта ростовчане добивались выдающихся успехов), составил информационную спортивную историю.

Радиокорреспонденция может включать в себя элементы репортажа, интервью, комментария, зарисовки. Целесообразность обращения к ним определяется задачей выступления журналиста, характером события и собираемого материала.

В последнее время журналисты редакции «Вестей» «Радио России» стали применять новую форму освещения важных событий. В 12 часов дня после прохождения очередной программы новостей звучит рубрика «Главная новость дня». В ее освещении принимают участие корреспонденты, работающие в регионах.

В одном из таких выпусков на проводе был собкор «Радио России» по Ростовской области К. Шулепов. Он рассказывал о том, как происходит слушание судебного дела полковника Буданова, обвиняемого в похищении и убийстве чеченской девушки. Корреспондент мог бы изложить информацию в своем тексте, но в его рассказ вмонтированы два вопроса из студии: «Почему так активно казаки защищают Буданова?» и «Когда можно ожидать завершения дела в суде?». Суть дела уже изложена ранее: суд постоянно откладывается, на него не допускают прессу, само заседание перешло в другое здание в целях безопасности – все это обусловлено довольно активной реакцией казаков и определенных групп общественности, выступающих против суда над героем-танкистом.

Вопросы ведущего направляют рассказ корреспондента в то русло, которое раскрывает новые повороты в слушании дела. «Симбиоз» корреспонденции и интервью актуализирует материал, поворачивая его к тем слушателям, которые следят за ходом развития события. Таким образом, радиокорреспонденция открывает новые возможности для своего использования, связанные с диалогизацией эфира. Многие крупные события продолжаются длительное время, и корреспонденции, как и информационные сообщения на радио, демонстрируют их динамику, сообщая слушателям новые подробности, показывая тенденции их развития. В таком случае журналисты в студии и корреспонденты на местах должны отслеживать это движение, отбирая по ходу новые повороты и нюансы и своевременно освещая их.

Каждый жанр имеет определенный «запас» для внутреннего саморазвития. Он связан с решением усложняющихся задач и привлечением дополнительных содержательных и выразительных ресурсов. Движение корреспонденции направлено от простейших задач: сообщения дополнительных подробностей о событии через раскрытие обстоятельств той или иной ситуации к первоначальному, еще не глубокому исследованию внутренних связей между фактами, выявлению причин, ведущих к постановке проблем. В этом движении информационная корреспонденция, оперируя новыми фактами, авторским отношением к отражаемому, изучаемому факту, событию, наполняется различными формами анализа, дает краткие выводы, базирующиеся на изучении разнообразного информационного материала, приходит к аналитической корреспонденции, которая выходит уже и на обобщения.

Долгое время информационные и аналитические корреспонденции занимали заметное место в различных радиожурналах. Они рассказывали обо всем интересном, значительном, что происходило в краях, областях страны, создавая тем самым звуковую панораму конкретных дел и свершений, обозначая и поднимая проблемы экономики, социальной жизни, культуры. В современном эфире корреспонденция по-прежнему активно используется в информационных программах, аналитическая же – в тех радиожурналах, которые продолжают выходить в эфир. Как и раньше, это один из самых распространенных жанров местного вешания.

Нередко оперативные сообщения готовятся в спешке, но в таком случае журналист должен быть особенно внимательным к тексту, помня о том, что могут быть допущены языковые небрежности, ошибки и т.д.

Информационная корреспонденция, описывая события, включает в себя, как уже говорилось, элементы оценок людей, самого автора. Они связывают фактический материал логикой, помогают полнее представить ситуацию.

Посмотрим, как они проявляются в тексте при подаче информации.

Музыка.

Идет переход от сообщения о «нашествии» целой группы неопознанных летающих объектов на штат Индиана в США.

Ведущий.Но перейдем к прозе сегодняшней нашей повседневной жизни: что может быть страшнее для любой власти российского города, чем вопрос вечный: где взять деньги на строительство и ремонт жилых домов?

В поисках дополнительных финансовых средств в администрации Петрозаводска решили с 1 апреля ввести дифференцированную плату за жилье. Рассказывает наш корреспондент Игорь Ильин.

Корреспондент.Нововведение петрозаводских властей можно охарактеризовать, как строгое, но справедливое. Его суть заключается в том, что те, у кого есть так называемые излишки жилой площади, с 1 апреля должны платить за эти самые лишние метры сполна, т.е. 100%, без льгот и дотаций со стороны государства. Излишки, это когда площадь квартиры свыше социальной нормы. В Карелии она – 18 метров квадратных на человека. Прокомментировать решение городских властей я попросил мэра Петрозаводска Андрея Юрьевича Демина.

Демин.Идеология нашего решения следующая: сегодня, когда в городе Петрозаводске человек платит 60% стоимости жилья и коммунальных услуг, 40% за него доплачивает местное самоуправление. И соответственно 40% – для человека, живущего в «хрущевке» впятером в двухкомнатной квартире – это грубо говоря – три рубля. А для человека, который живет вдвоем на 150 метрах квадратных – это триста рублей. И мы считаем, что принцип, когда государство доплачивает богатым больше, чем бедным, неправильный, и потому мы приняли решение, что люди, которые живут в пределах социальной нормы жилья, будут пользоваться всеми льготами, которые имеют излишки жилой площади, будут пользоваться этими льготами, по метрам, укладывающимся в нормы. Все излишки будут оплачиваться по жилищно-коммунальным условиям в размере 100%. Таким образом, мы сможем получить деньги, за счет которых сможем поддерживать коммунальное хозяйство. И, в конечном счете, – попадут к тем людям, которые сегодня живут в более худших условиях.

Корреспондент.По оценкам специалистов, ежемесячно в городскую казну будет поступать дополнительно 500 тысяч рублей.

Демин.Для Петрозаводска это очень много. Я приведу цифры: в прошлом году мы за год потратили на капитальный ремонт жилого фонда порядка 10 миллионов рублей. В данном случае это около 5 миллионов рублей в год мы сможем дополнительно привлечь к капитальному ремонту жилья в городе.

Корреспондент.Сами петрозаводчане к решению городских властей относятся по-разному, но, как мне показалось, с пониманием.

Мужской голос.Это будет сделано, наверное, правильно, потому сейчас под одну дудочку, по среднему живем – вот в чем дело. А с богатых надо брать по полной стоимости, а с остальных – половину, особенно с тех, у кого доходы меньшие – это было бы справедливо.

Женский голос.С тревогой относимся, потому что пенсия маловата, чтобы оплачивать излишки.

Женский голос.Может, это и правильно...

Мужской голос.Нельзя торопиться. Нельзя, понимаете, народ подгонять к тем условиям, которых хочется. Делайте так, чтобы народ пока хоть немного бы очухался, извините за такое выражение, достаточно настрадались, дайте возможность поработать и на себя, что-нибудь приобрести. А потом надо посмотреть. Пусть сам народ скажет: теперь давайте, мы не возражаем.

Мужской голос.Справедливое решение. Социальная оплата нормы должна гарантироваться, а все остальное должно оплачиваться в полном объеме. В конечном счете, люди, у которых есть излишки, должны это понимать. У меня, например, излишков нет.

Корреспондент.Игорь Ильин. Петрозаводск. «Радио России».

Структура материала подчинена раскрытию темы с разных сторон: с точки зрения журналиста, который, судя по его оценкам, поддерживает меры, принятые городской властью, мэра Петрозаводска и жителей города. В корреспонденции проблема лишь заявлена, как это часто бывает в информационных материалах. И это определяет степень анализа – он только обозначен. Нововведения руководства об изменении системы оплаты за жилье волнует всех жителей города. И не только Петрозаводска – раз эта система введена там, кто мешает ввести ее и в других городах России. Поэтому проблема обращена к огромному числу слушателей – в этом ее актуальность.

В коротком выступлении мэра отметим удачное сравнение цифр. Это убедительный аргумент в том случае, когда он говорит о весомой прибавке в городскую казну. Но в другом случае взяты крайние полюса проживания на различной жилплощади. Между ними – огромное количество вариантов, которые как бы не учтены конкретно.

Журналист должен помнить, какую огромную силу представляют собой цифры, и всегда внимательно относиться к их употреблению. Корреспондент, представляя интересы жителей, должен был бы спросить мэра, а если в двух-трехкомнатной «хрущевке» живут два ветерана труда, имеющие излишки, но не располагающие финансовой возможностью оплачивать их по вашей схеме?

Мэрия города с целью получения дополнительных средств в казну использует вроде бы верный постулат, «идеологию» – по словам мэра, но надо было обязательно задействовать и доходы граждан – они тоже у всех разные. И платить за квартиру надо с учетом этих доходов. Эта точка зрения просматривается в репликах тех, кого опрашивал журналист.

Характерный пример: обратим внимание на то, чем заканчивается материал – это всегда очень важно. В данном случае – это явная поддержка решения власти. Оценки звучат и в том, как кто говорит – в интонациях, особенно ощутима она в голосах жителей города.

Поднята актуальная социальная проблема, для ее более глубокого и основательного исследования требуются уже ресурсы аналитической радиокорреспонденции.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. Опишите жанровые признаки радиокорреспонденции.

2. Чем определяется и как проявляется роль автора в корреспонденции?

3. На основе известного вам события напишите информационное радиосообщение. Затем, привлекая дополнительную фактуру, разверните его в радиокорреспонденцию.

4. Запишите из эфира корреспонденцию. Расшифруйте ее текст. Выберите из него самую важную информацию и подготовьте радиосообщение. Остальные подробности в виде комментированной новости.

5. Запишите на пленку выпуск новостей, в котором есть корреспонденция. Разберите информационные связи между текстом информационного радиосообщения и радиокорреспонденцией.

6. Запишите на пленку радиокорреспонденцию. Подчеркните в расшифрованном тексте оценки автора. В чем они проявляются, какими средствами выражены (прямые, опосредованные)?

7. Как соотносятся между собой информационная и аналитическая корреспонденции по радио?

 

Глава III. Аналитические жанры радиожурналистики


Аналитическое радиоинтервью
Аналитическая радиокорреспонденция
Аналитический радиорепортаж
Радиорецензия
Письмо. Обзор писем
Радиобеседа
Радиокомментарий
Радиообозрение
Дискуссия на радио
Радиоречь
Журналистское расследование на радио

Отечественная журналистика 90-х годов открыла широкие возможности для творческого поиска. Новые темы, новая проблематика, широкий диапазон подходов к события политической и социальной жизни влияют на понимание журналистами своего места на рынке информации.

Поиски новых принципов журналистики, ее ценностей проявляются в свободе выражения мнений, усилении авторского начала – это одна из ведущих тенденций в современных массовых коммуникациях. Это относится в первую очередь к масштабу и глубине интерпретации событий, явлений, той области, где доминирует комментирование, как форма проявления оценок. Возрастает роль осмысления, толкования происходящего. Это связано с потребностями людей, быть в курсе всех значительных событий, влияющих на их жизнь, судить о переменах в обществе, суммируя разные точки зрения – в этом состоит одна из задач демократизации общественной жизни.

Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свое мнение. Журналистское произведение существует в контексте реальной жизни, хорошо знакомой людям. Слушатели, зрители, читатели воспринимают информацию радио- и телепрограмм, газет, соотнося ее со своими знаниями, взглядами на мир, убеждениями, опытом. Эта ориентация на объективность, возможную полноту отражения жизни, учет жизненных реалий повышает убедительность аргументов, которые использует журналист в своих выступлениях. И наоборот, слова, расходящиеся с реальностью, вызывают недоверие к средствам массовой коммуникации.

Старая дискуссия между буржуазной и социалистической журналистикой о том, что информация нейтральна, объективна (точка зрения западных идеологов) и то, что она – элемент пропаганды, выполняет социальный заказ (точка зрения теоретиков социалистической журналистики) была политически заострена условиями психологической, идеологической войны.

Сравнительный анализ информационной политики в советское время и во время реформ наглядно демонстрирует разные подходы к журналистике, разную степень объективности: начиная от выбора фактов и их подачи в контексте подборки информационных заметок (на газетном листе) и сообщений (в радио- и телепрограмме).

Споры об объективности в журналистике ведутся и на страницах западной прессы. Абсолютной объективности в журналистике не может быть изначально, так как любой факт содержит в себе объективное начало, существующее в действительности независимо от сознания человека, и отражение этого факта в его сознании. Это отражение, его выделение из действительности уже несет в себе элемент субъективности. А тем более, когда публикация факта продиктована определенными целями.

И все-таки в подаче новостей оценка, как правило, существует в скрытом виде. Она не демонстрируется, а наоборот, «прячется» за объективным показом жизни. И по мере изменения задач в информационных жанрах (отчете, обзоре, интервью, репортаже) оценка проступает все явственнее. В аналитических же жанрах оценка проявляется открыто, она выходит на передний план.

Аналитическая журналистика предлагает аудитории рассмотрение событий, пропущенных через отношение к ним журналиста. Она может оказывать прямое воздействие на общественное мнение. Ядро аналитики составляет аргументация, система доказательств, направленных на подтверждение определенной точки зрения. Анализ предполагает наличие собственной точки зрения на предмет исследования, основанного на изучении всех возможных обстоятельств события.

Слово «анализ» в переводе с греческого значит – разложение, расчленение. Это разложение какого-то предмета на части с целью изучения внутренних связей между элементами и его составляющими, чтобы увидеть этот предмет в ином качестве. Анализ – это один из основных путей познания, метод научного исследования. Анализом оперируют многие науки и в каждой из них – в математике, химии, физике, биологии и т.д. – особенности его определяются спецификой предмета и задачами его изучения.

В журналистике под термином «анализ» понимается изучение фактов, событий, основанных на личностной оценке. Публицистический анализ предопределяется задачами журналистики. Его виды разнообразны и включают в себя эмпирические, научно-теоретические методы исследования, наблюдение, изучение документов, обстоятельств взаимоотношений, обобщения...

Уже значение основных терминов, которыми оперирует журналист: оценка, суждение (обсуждение), осмысление, размышления, говорят о его сути (суждение – судить, определять меру, соотношение разных сторон «предмета», «оценивать» – значит, вводить в контекст соотношение с другими «предметами», «размышление – разные мысли, «осмысление» – включаться в процесс обдумывания, опять-таки иметь дело с разносторонним подходом к изучаемому предмету).

Аналитическая радиожурналистика, в основе которой лежит анализ, не может обходиться без синтеза. Журналист обобщает, подводит итоги, делает заключение, выводы, т.е. выводит мысль на новый уровень. В основе анализа всегда лежит мысль, высказанная прямо или лежащая в основе подбора фактов, аргументов. Аргумент – это факт или мысль, введенные в систему логических, эмоциональных связей с другими фактами и суждениями, усиленный этим контекстом и в свою очередь повышающий совокупное действие всей этой системы фактов. Аргумент – форма доказательства в споре, дискуссии, столкновении мнений.

Приемы и способы аргументации также разнообразны. Среди них можно назвать прямую оценку (мнение, суждение), интерпретацию, аналогию, противопоставление, привязку к опыту той или иной группы аудитории, демонстрацию примеров, обращение к личному опыту, ссылки на статистику, цитирование, обращение к авторитетному мнению известного человека (специалиста, эксперта), использование клише, пропагандистских штампов, введение в полемику новых мыслей, оригинального авторского подхода к объяснению событий, развитие мысли, утверждение, опровержение, полемика с оппонентами, акцентирование внимания на самых значительных, по мнению автора, фактах, пояснение, истолкования, прогноз, обобщение, довод и контрдовод и т.д.

Эти приемы свойственны аналитической журналистке вообще, они проявляются в разных жанрах, конкретных журналистских произведениях сообразно задаче выступления, опыту, профессиональной квалификации, подготовке.

Глубина анализа зависит не только от задач конкретного выступления, профессионализма эксперта, журналиста, но и от объема радиотекста, времени работы в эфире, которые позволяют автору «развернуться». Они помогают лучше увидеть сам сценарий Использования аргументации, подходы к освещению проблемы.

Аргументация в публицистике требует логики фактов, но еще и внутренней логики – связи между ними и логики построения всего произведения: последовательного развития сюжета, переходов между его частями, контрапункта и итога.

В целом, современная аналитическая журналистика становится ареной мнений, способствует развитию демократических форм общения, помогая становлению гражданского самосознания людей.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. Что такое анализ? В чем существо, особенности публицистического анализа?

2. Какое место занимают аналитические жанры в системе жанров радиопублицистики?

3. Какова связь между информационными и аналитическими жанрами?

4. Каких профессиональных качеств требует работа журналиста-аналитика?

5. В чем заключаются особенности досье комментатора, обозревателя?







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1269. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия