Становление древнегреческой философии
Античная культура многим обязана Востоку. Тесно связанной с Востоком была Протоэллинская (греч. «хеллас» - Греция) Крито-Микенская цивилизация. Разрушенная в результате нашествия варваров – дорийцев, она осталась в образах эпических поэм Гомера и археологических памятниках «Илиада» и «Одиссея» - сказания, которые традиция приписывает Гомеру, - самые древние из дошедших до нас памятников духовной культуры Эллады. Из них мы узнаём не только о событиях, связанных с их героями, но соприкасаемся и с Олимпийской религией – с теми многочисленными божествами, местопребыванием которых народная фантазия избрала гору Олимп. Уходящая в облака снежная вершина вызывала у древних греков мысль о недоступности и в то же время олицетворяла собой связь Земли и Неба. Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и в Древнем Египте, которые составляли одно целое с достижениями эмпирической научной мыслью, главным образом в области математики и астрономии. Свидетельствами высокого уровня математических знаний и большого искусства вычислений в Древнем Вавилоне являются дошедшие до нашего времени таблицы квадратов и квадратных корней, кубов и кубических корней, таблицы показательных функций, применявшихся для вычисления сложных процессов и т.д. Научно-рациональный метод мышления, обусловленный потребностями развивающейся практики, не мог не порождать скепсиса в отношении религиозных идей о потустороннем мире, бессмертии души и т.п., что, например, открыто отражается в классическом произведении древнеегипетской литературы – «Песне арфиста» (2 тыс. до н.э.). Многообразием школ и направлений характеризуется древнегреческая философия (7-6 вв. до н.э. – 6 в. н.э.). В её многообразных формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы философского мировоззрения, мощный всплеск философской мысли был обусловлен здесь демократическим устройством общества, отсутствием восточной тирании, удобным географическим положением. Древнегреческая философия получает своё первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземного моря – Ионин (гг. Милет, Эфес и др.). Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада и обосновал в бассейне Средиземноморья более 70 поселений и колоний. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень материальную и духовную культуру. Так, они начинают применять ножницы для стрижки овец, мельницы, приводимые в действие руками, давильный пресс и т.п. Первых греческих философов интересует начало всего существующего, каковым считается либо одно, либо несколько стихий. Так, основой всякого бытия Фалес из Милета считает воду, а его сограждане Анаксимен и Анаксимандр – соответственно воздух и анейрон (некоторое беспредельное и вечное начало). Вода Фалеса, воздух Анаксимена, анейрон Анаксимандра, огонь Гераклита выступают в качестве субстанции, т.е. того, что, по определению, не нуждается в объяснении. Всё, кроме субстанции, должно быть объяснено как возникающее посредством её превращений. Фалес (ок. 625 – 547 гг. до н.э.) выдвинул следующую Концепцию Вселенной:Всё образуется из воды путём её затвердевания и испарения. Земля плавает в воде, отчего происходят землетрясения, вихри, движения звёзд. Так как сперма всех живых существ влажная, то и их первоначалом является вода. Водными испарениями питается весь Космос. Вода приводится в движение божественной силой, Бог-ум, который всё создал из воды. Вселенная одушевлена и полна божеств. Логически стройная система рассуждений Фалеса соответствует статусу научной концепции. Поэтому можно считать Фалеса основателем Философской и астрономической концепции Вселенной. Что касается Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита, то они творили в рамках концепции Фалеса: постулировали некоторую субстанцию в качестве начала, исходя из которой выстраивали всё мироздание – Космос. При этом наиболее выразительно с позиции материализма и диалектики описывает динамизм первоначала Гераклит Эфесский (ок. 520 – 460 гг. до н.э.). Стихия первоогня – наиболее тонкая, лёгкая и подвижная. Огонь всё порождает и всему сообщает изменчивость. Путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», периодически охватывая весь мир, так что «всем правит Молния», и «огонь будет всё судить». Материалистическая природа мировоззрения Гераклита видна уже из его отрицательного отношения к мифологии в смысле источника знания. О мире он говорит, что он не создан никем из богов или людей, а был, есть и будет вечным огнём закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. В концепции Гераклита мы находим гениальные фрагменты диалектики. «Всё течёт, всё изменяется, - писал он, - в одну и ту же речку нельзя войти дважды... В мире нет ничего неподвижного. Холодное теплеет, тёплое холодеет, сухое увлажняется». Переход вещи из одного состояния в другое осуществляется благодаря единству и борьбе противоположностей. Большинство людей воспринимают вещи односторонне и не понимают их тайной гармонии, логоса. Единство противоположностей и есть божественное. Логос, космический порядок существует вечно. Первые философы выдвинули перед человечеством грандиозную проблему – объяснить природу всех явлений универсальным образом. В своих натурфилософских системах они заклали зачатки, можно даже сказать фундамент, современной физики, астрономии, философии и т.д. А нарисованная ими картина Космоса, хотя и изменилась за прошедшее время в деталях, в сущности своей вполне согласуется с научными взглядами космологии 20 –21 вв. В отличие от ионийцев, Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н.э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Числа, ещё не отделяемые пифагорийцами от вещей, выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений («где нет числа и меры, там хаос и химеры»). Число как субстанция стоит у них где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции греческой философии оказался между ионийскими натурфилософами и Платоном: в его философии уже намечаются предпосылки идеализма. В г. Элее (6 – н. 5 в. до н.э.) сформировалась философская школа Ксенофана, Парменида и Зенона, появление которой можно рассматривать как реакцию на материализм и диалектику ионийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире («Ахиллес и черепаха», «летящая стрела» и др.). Проблемы логического доказательства были в центре внимания наиболее известных философов – Протагора (5 в. до н.э.) и Горгия (5 – 4 вв. до н.э.). Они были самыми способными ораторами и популяризаторами знаний, им впервые стали платить гонорары за обучение. Протагору принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей», которое стало стержнем гуманистических воззрений. Завоевательные походы персов на рубеже 6 – 5 вв. до н.э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков. Борьба греков против персов способствовала подъёму в 5 в. Афин, которые становятся центром научной жизни Греции. На основе развития рабовладельческого способа производства в Афинах возникает классовая и сословная борьба, получившая яркое отражение в конфликте между рабовладельческой демократией и аристократией. В 5 – 4 вв. до н.э. в Афинах, а в 3 – 2 вв. до н.э. в Александрии греческая наука получила дальнейшее развитие. В астрономии были установлены факты шарообразности и вращения Земли вокруг своей оси. Аристарх Самосский (4 – 3 вв. до н.э.) создаёт новую космологическую картину мира, расположив Солнце в центре Вселенной, а Землю представил обращающейся вокруг Солнца. Пытаясь на основе наблюдений определить расстояние между небесными телами, он пришёл к заключению, что Солнце отстоит от Земли в 19 раз дальше, чем Луна. Этот вывод в течение двадцати столетий оставался общепризнанным. Сделанные Архимедом открытия в механике тоже сохраняют своё значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (5 – 4 вв. до н.э.) и др. Велики заслуги древних греков в развитии математики. Наиболее выдающийся математик античности Евклид (4 – 3 вв. до н.э.) в труде «Начала» дал грандиозное обобщение достижений древнегреческой математики. «Начала» Евклида стали наиболее читаемой книгой (после Библии). Её логическое построение повлияло на научное мышление, пожалуй, больше, чем какое бы то ни было другое произведение. Расцвет древнегреческой науки находил адекватное отражение в философских обобщениях античных мыслителей. Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах. Философ Анаксагор (ок.500 – 429 гг. до н.э.), считавший первоначалом всего сущего мельчайшие, невидимые глазом бесконечно делимые частицы (гомеомерии) и ум (нус) как движущую силу всего сущего, стремился объяснить все природные процессы естественными причинами. Для него все небесные тела – Солнце, Луна и звёзды представлялись раскалёнными камнями. Он сумел правильно объяснить лунные и солнечные затмения. Наиболее глубокое выражение философский материализм получает в учении Демокрита (5-4 вв. до н.э.), основавшего в Афинах свою школу, Эпикура (4-3 вв. до н.э.) и их продолжателя - древнеримского философа Лукреция Кара (1 в. до н.э.). Как реакция на материализм сложился объективный идеализм Платона (5-4 вв. до н.э.). Заслугой Демокрита является то, что он глубоко обосновал выдвинутую ещё Левкиппом идею об атомах как мельчайших неделимых частицах материи, из которых состоит всё существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали бессмертие души, критиковали религиозные предрассудки, хотя зачастую грешили весьма упрощённым пониманием души человека (по Демокриту, она состоит из круглых и мелких атомов). В атомистическом учении Эпикура движение атомов объясняется немеханической внешней необходимостью. Он выдвинул идею о внутреннем самодвижении атомов, об их самопроизвольном отклонении в процессе движения, пытаясь усмотреть в этом основание свободы воли человека. Оценивая значение атомистических идей древнегреческих мыслителей для нашего времени, выдающийся основоположник современной квантовой физики В. Гейзенберг отмечал, что попытки создания единой теории элементарных частиц в современной атомной физике вновь поднимают проблему, над которой бились античные мыслители: является ли первоматерия одной из известных субстанций или она нечто отличное от них? Некоторые современные исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлении о политике и морали, в том, что греческий разум был прежде всего устремлён на познание, воспитание и совершенствование человека. Более того, согласно этой широко распространённой точке зрения именно через антропологические и нравственно-политические категории они сумели достичь значительных успехов в познании природы, сформулировав концепцию естественного порядка и закона, рассматривая структуру природного космоса по аналогии с космосом человеческим. И это особенно отчётливо выражено в философии Платона и Аристотеля. К концу 5 – н.4 вв. до н.э. в силу целого ряда причин наступает кризис афинской демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой аристократии. Отражением этих процессов явилась философия Сократа (5-4 вв. до н.э.), который впервые ввёл термин «идея», «идеальное», поставил человека в центр философских исследований. Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых развёрнутых систем объективного идеализма, а платонизм явился важнейшим источником философского обоснования христианства. У Платона объективные идеи составляют основу изменчивых реальных вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущностей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику понятий. В теории познания Платон недооценивал роль ощущений в познавательном процессе и обосновал концепцию, согласно которой познание представляет собой воспоминание человеческой души о мире идей, в котором она ранее пребывала. В своём учении о государстве Платон делит общество на рабов, воинов и философов, считая наиболее совершенным государство, в котором господствует умственная элита. Выдающимся философом греческой античности был ученик Платона Аристотель (384-322 г. до н.э.) – самый энциклопедический ум древности. Он подверг критике платоновскую теорию идей («Платон мне друг, но истина дороже»), чётко материалистически решал Основной вопрос философии (он считал: знания есть знания о вещах и явлениях. Если нет вещей и явлений, то нет и знаний о них), хотя и не был до конца последовательным. Научное наследие Аристотеля во истину титаническое. Он создал физические трактаты о механике, астрономии и др., биологические трактаты о растениях и животных. Ему принадлежат социально-политические и исторические сочинения. Подчёркивая роль души в человеке («человек есть в первую очередь ум»), Аристотель не мыслил его вне общества, государства: человек как существо политическое, общественное вне государства уподобляется либо животному, либо божеству. В теории познания, будучи последователем-натуралистом, Аристотель не мог не признавать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущений, от явлений, от фактов. Он является основоположником и создателем формальной логики – науки о законах и формам правильного мышления, которая, на протяжении многих веков служила средством научного доказательства. Признавая за материальным миром вещей свойство быть в вечном движении, он всё же связывал движение с Богом как формой всех форм, как основным перводвигателем. Именно Бог сообщает круговое движение всем небесным сферам, к которым прикреплены звёзды и центр которых совпадает с центром земли (он является основоположником Геоцентрической системы Вселенной). В отличие от движения в подлунном мире, где вещи возникают, разрушаются и исчезают, движение небесного мира и мира звёздных сфер – вечно, неизменно, нерушимо. В дальнейшем (2 в.) знаменитый астроном Птолемей при обосновании Геоцентрической системы Вселенной будет исходить из концепции Аристотеля, критикуя и отвергая, к сожалению, Гелиоцентрическую систему Вселенной Аристарха Самосского. Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобрело определённую мистификацию и вошло составной частью в католическую философию. Вместе с тем высказанная Аристотелем идея о природном равенстве людей получила своё развитие (в философии Нового времени) в учение о естественном праве. Заслугой античных мыслителей является вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни, в чём глубоко отражается гуманистическая направленность древнегреческой философии. Древнегреческие философы были цельными, убеждёнными людьми. За свои убеждения они часто платили жизнью. Так, Зенон откусил свой язык и выплюнул его прямо в лицо тирану Дионисию, после чего был брошен в ступу и истолчён в ней (по утверждению Диогена Лаэртского). Гераклид и Эмпедокл отказались от царского сана, чтобы всецело посвятить себя философии. Демокрит в конце жизни ослепил себя, чтобы ничто не отвлекало его от занятий философией. Сократ был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. В связи с разложением рабовладельческого строя в греко-римском мире на рубеже новой эры начинается упадок античной философии. Этот процесс проявился в слиянии идей Платона («неоплатонизм») и теологии. В первые века нашей эры возникает и развивается католичество, очень скоро превратившееся в официальную государственную религию на громадной территории древнеримской империи и государств, возникших на её развалинах.
|