Кадуцей
Греческим словом «кадуцей» («знак полномочий вестника») называли волшебный жезл посланника греческих богов Гермеса (у римлян – Меркурий), обвитый двумя змеями, обычно увенчанный парой крыльев. Змеи, обвившие кадуцей, символизировали взаимодействие противоположных сил. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей — причина, по которой он стал в Древнем Риме символом уравновешенного и добродетельного поведения. В настоящее время это – эмблема медицины или коммерции, однако когда-то кадуцей представлял собой разнообразную символическую фигуру. Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей); двойная спираль, сформированная змеями, — символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи — плодотворные силы земного и потустороннего миров. На протяжении последних 4000 лет этот символ ассоциировался с божественными силами (а иногда и с вестниками богов) в Финикии и Вавилоне, в Египте и Индии (где кадуцей стал обозначением кундалини — энергии пробуждения). В алхимии кадуцей — символ единства противоположностей (ртути и серы). Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.
15. Выпишите из текста «Кадуцей » выделенные слова в начальной форме и подберите к ним антонимы.
16. Прочитайте и озаглавьте текст. О чем вы узнали? Выпишите описание эмблемы ВОЗ. Что она обозначает? Посох Асклепия – суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх, – является одним из наиболее узнаваемых символов медицины примерно с 8 века до нашей эры. Греческие мифы повествуют, что Асклепий (у римлян – Эскулап) – сын бога света, правды и пророчеств Аполлона – обучился своему мастерству исцеления у кентавра Хирона и был известен как искуснейший врач, умевший воскрешать мертвых. Однако Зевс, испугавшись того, что благодаря искусству Асклепия люди станут бессмертными, убил его ударом молнии. Асклепий стал почитаться как бог врачевания. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса. Эта легенда объясняет, почему в большинстве случаев Асклепий изображается стоя, в длинном плаще, держащим в руках посох, обвитый змеей. В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций. Эта эмблема была принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 году и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея).
17. Какие жанры художественного стиля упоминаются в тексте? Запишите их названия и переведите на родной язык. 18. Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова "Черный монах". Какие выразительные языковые средства использованы в нем? Как вы думаете, о каком заболевании героя идет речь? Едва он вспомнил легенду и нарисовал в своем воображении то темное привидение, которое видел на ржаном поле, как из-за сосны, как раз напротив, вышел неслышно, без малейшего шороха, человек среднего роста с непокрытою седою головой, весь в темном и босой, похожий на нищего, и на его бледном, точно мертвом лице резко выделялись черные брови. Приветливо кивая головой, этот нищий или странник бесшумно подошел к скамье и сел, и Коврин узнал в нем черного монаха. Минуту оба смотрели друг на друга — Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме. — Но ведь ты мираж, — проговорил Коврин. — Зачем же ты здесь и сидишь на одном месте? Это не вяжется с легендой. — Это всё равно, — ответил монах не сразу, тихим голосом, обращаясь к нему лицом. — Легенда, мираж и я — всё это продукт твоего возбужденного воображения. Я — призрак. 19. Ознакомьтесь со словарными статьями. О чем вы узнали? СИМВОЛ – по-гречески «знак, примета». Произошло от слова «встречаться». Символом у древних греков называли специальный знак, который служил членам тайных обществ для опознавания друг друга. ЭМБЛЕМА – по-гречески «рельефное украшение». Условное или символичное изображение какого-либо понятия, идеи. ЭСКУЛАП – по-латыни «бог врачевания в древнегреческой мифологии». Шутливое или ироничное название врача, медика. ХИРУРГИЯ – по-гречески «рука + работа». Наука, изучающая болезни внутренних органов и лечение их оперативными методами. СКАЛЬПЕЛЬ – по-латыни «ножик». Небольшой хирургический нож. Лингвистическая игра «Скажите одним словом» · Разговор между двумя или несколькими лицами. · Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. · Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. · Художественное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. · Небольшое поэтическое произведение в стихах. · Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом. · Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. 20. Прочитайте выразительно и определите основную мысль. Укажите жанр произведения. Выучите стихотворение.
Врач Ты ведь тоже живой, Ты ведь тоже не вечный. В каждом доме ты – свой И такой человечный! В положеньях иных, Очень шатких и зыбких, Как всегда, для больных Ты находишь улыбки. Всех, кто нынче слабы, Словно малые дети, Ты не сдашь без борьбы, Ты за это в ответе. И не двинешься вспять, Коль надежда осталась, И опять, и опять Забываешь усталость, Весь уйдешь с головой В этот труд бесконечный. А ведь тоже живой, А ведь тоже не вечный. (В.Попов)
А-Я Легенда – аңыз Призрак - қара Привидение - призрак умершего или отсутствующего существа Мираж - оптическое явление, состоящее в появлении ложных предметов
|