Основные положения этнической психологии. для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации.
для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации. Национальность во втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политического образования. Национальность является органическим результатом привязанностей, привычек, обстановки. Многоразличные условия местности, климата, исторических обстоятельств сближают в течение долгого периода потомства родовых союзов разного происхождения. Большей частью все эти этносы усваивают один и тот же язык, разнящийся лишь нюансами наречий, усваивают более или менее сходные привычки и предания. История выделяет сложившуюся таким образом этническую группу от других подобных групп при исчезновении переходных ступеней. Образуется своеобразный национальный продукт — национальность. Сразу после ее обособления начинается борьба за существование, и поколения передают одно другому простое стремление: защищай свое существование. Чем энергичнее национальность, тем лучше она реализует это требование. Историческая же ее роль определяется способностью влиять на другие национальности при сохранении собственных и чужих особенностей. Так как большая часть истории национальностей прошла во взаимной резне и во взаимном «поедании», то появилось учение ложного патриотизма, учение, по которому гражданин ставил себе в достоинство желание, чтобы его национальность взяла верх над другими. В политической истории принцип национальностей играл немаловажную роль, и поэтому появилась политическая теория разделения земли на государственные территории по национальности. Действительно, в каждую эпоху цивилизация развитого общества имеет свои характеристические особенности, свои руководящие идеи, и чем лучше общественные формы способствуют всестороннему развитию личности, чем здоровее общество, тем полнее и определеннее выражает эта цивилизация свою идею. Понятно, что в подобном случае цивилизация данной национальности влияет как идеальный центр на другие современные ей национальности и на последующие периоды жизни человечества, и это влияние тем прогрессивнее, чем более сама руководящая Баранин А.С. Этническая психология идея данной национальности в рассматриваемую эпоху способствует развитию личности и внесению справедливости в формы общественной жизни. Если последнее имеет место, можно сказать, что данная национальность в рассматриваемую эпоху является представителем прогресса. Однако обычно под национальной идеей подразумевается нечто гораздо большее. Полагают, что эта идея не ограничивается определенной эпохой, а связывает все эпохи национальной жизни и вообще выражает всю историю данной национальности. Национальная идея передается от одного поколения к другому как осознанная традиция. Исключив такой способ наследования, остается допустить бессознательную передачу от одного поколения другому некоторого постоянного идеального стремления. Настоящий национальный патриотизм для личности заключается в осмыслении естественных требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого прогресса. Требование поддержать свою национальность как самостоятельную и обособленную единицу вполне законно, так как оно соответствует стремлению, чтобы идеи, в которые человек верит, язык, на котором он говорит, жизненные цели, которые он себе ставит, вошли живым элементом в будущее. Отказаться от поддержания своей национальности имеет право лишь тот, кто убедился, что национальность его «поражена» началами застоя или реакции и отделаться от них не может. Стремление подавлять другие национальности, уничтожать их особенности не может быть названо патриотизмом. Человек, преследующий подобную цель, сознательно или бессознательно унижает свой народ, налагая на него пятно зверства, мешая ему войти в число прогрессивных. Достаточно вспомнить имидж немцев после 1945 года. Немецкая национальность отождествлялась с фашизмом. Таким «патриотом» был и Марк Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) со своим знаменитым «Карфаген должен быть разрушен!» ("Ceteram censeo Carthaginem esse delendam!")- И последующая история Рима показала, как мало выиграли римские граждане от разрушения Карфагена, как их сознание незамедлительно нашло выражение в ряде уличных междоусобиц, кровавых проскрипций и в цезаризме. Подлинный патриотизм заключается в стремлении сделать свою национальность самым влиятельным положения этнической психологии деятелем человеческого прогресса, минимально стирая ее особенные характеристические черты. Для этого необходимо стремление сперва к предоставлению своему отечеству такого общественного строя, без которого невозможно развитие общества. Если бы при этом не происходило столкновения национальностей во имя случайных интересов их правителей или во имя исторического начала их подавления, то на этом бы остановился вопрос о значении национального элемента. Однако национальный вопрос на практике порождает вопрос государственный, зачастую приводящий к конфликтам, сущность которых мы рассмотрим ниже.
|