Пг.новные положения этнической психологии
числа «не принято». Рассматривая предрассудки в гносеологическом плане, следует отметить, что они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с ущербным познавательным компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту, прослеживается в решениях, связанных с объектом, и в поведении, затрагивающем объект. Психологический механизм, при помощи которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции и который чаще всего используется в культивации этноцентризма, этнических предрассудков, для возникновения националистических настроений, называется процессом перемещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большей политической выгодой. Психологическое перемещение используется людьми либо бессознательно, в качестве защитного механизма психики, либо преднамеренно, в поисках «козла отпущения», на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. Однако этот механизм не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Его применение встречается и в коллективных психических процессах и может охватывать значительные массы людей. В больших масштабах процесс перемещения иногда может возникать стихийно, благодаря феномену коллективного бессознательного. Подмечено, например, что на выборах, которые происходят после засухи или наводнения, партия, стоящая у власти в этот год, как правило, терпит поражение, хотя очевидно, что к отсутствию дождей или к их избытку она непричастна. Например, доктор Сандра Постел из Института внешнеполитических исследований США («World Watch Institute») прогнозирует возникновение массовых этнических конфликтов из-за нехватки пресной воды в начале XXI века в центральных районах Африки. Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев или враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций. Баранин А.С. Этническая психология На основе незнания предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям, к формам общественного сознания, к идеологическим системам. Но самым распространенным видом предрассудка все-таки являются этнические или национальные предрассудки. Роль невежества в генезисе этнических и национальных предрассудков была убедительно продемонстрирована рядом экспериментов, среди которых наибольшую известность получили работы Юджина Хартли, относящиеся к 70—80-м годам, исследовавшего этот психологический феномен в группах белых американских студентов. В ходе этих экспериментов группам студентов было предложено высказать свое отношение к представителям 32 различных национальностей. В это число были включены три несуществующие национальности — «да-нирийцы», «пиринийцы», «валонийцы». Те, кто в ходе эксперимента отверг китайцев, евреев, итальянцев, нефов, норвежцев, югославов, считая, что их не следует допускать в качестве иммигрантов в Соединенные Штаты, отвергли и несуществующие национальности. По ассоциации смежности с теми, к кому опрошенные студенты уже имели предрассудки, они сформировали аналогичную негативную установку, хотя ничего не знали об этих людях. Сохранению этнических и национальных предрассудков способствовали некоторые психологические причины, в конечном счете также вытекающие из социально-экономических условий существования людей. Одна из этих причин — попытка найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, которое испытывают представители групп этнического большинства, находящиеся внизу социальной лестницы из-за тяжелого материального положения. Отсут-; ствие действительного престижа при занимаемом людьми сравнительно низком социальном положении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе». Американский психолог Г. Олпорт видит причину предрассудков в склонности человеческой психики к ошибочным обобщениям и враждебности. По его мнению, эти свойства Особенности национального характера естественны и всеобщи58. Одной из таких теорий является теория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрации. Оно ищет разрядки, и объектом может стать любой человек. Теория фрустрации, или вымещения, находит применение и в этнопсихологии, когда причину трудностей, существующих у какой-либо этнической группы, ищут в другой группе. Уже упоминалось, что этнические взаимоотношения обостряются в период внутриполитического кризиса. Раздражение направляется против народа, к которому уже имеется негативная установка либо враждебное предубеждение, а конфликтная ситуация при этом вызывает нередко агрессивные формы. Существуют также теории, объясняющие происхождение этнических предрассудков с точки зрения психоанализа, например, теория проекции, предложенная Зигмундом Фрейдом. Она объясняет предрассудок проявлением глубинных черт личности, сформировавшихся в раннем детстве. Большой интерес представляют работы американских психологов Т. Адорно, Н. Санфорда, Д. Левинсона в рамках теории «авторитарной личности». Культивация этнических и национальных предрассудков ведет к далеко идущим последствиям в психологическом плане. Во-первых, наличие предрассудка серьезно искажает для его носителей процесс восприятия людей другой национальности или этнической принадлежности. Носитель предрассудка видит в представителях другой национальности то, что он хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате большие творческие возможности представителей дискриминируемой этнической общности остаются неиспользованными для общества. Во-вторых, в среде людей, зараженных этническими и национальными предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в лицах, подвергаемых дискриминации, потенциальную угрозу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, 58 См.: Allport G. W. The Nature of Prejudice. - Boston, 1955. — P. 17, 27, 356-357. Баранин А. С. Этническая психология существование национальных и этнических предрассудков основанных на них традиций и практики дискриминации и сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном итоге искажает самооценку людей — объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной полноценности через восприятие националистической идеологии, через этнические конфликты. 4.4.5. Националистические настроения В общем балансе конкретных проявлений националистической идеологии в массовом сознании значительным удельным весом обладают националистические настроения. Значение их влияния на деятельность и поведение людей может быть очень большим хотя бы уже из-за того, что они могут охватывать весьма многочисленные социальные группы. Националистические настроения — это частный случай предметно-ориентированных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Будучи одним из наиболее массовых явлений в общественной психологии, общественные настроения являются продуктом отражения всей системы экономических отношений как непосредственно, так и опосредованно — через идеологию и политику. Общественные настроения в свою очередь оказывают влияние на сформировавшие их факторы — экономику, идеологию, политику — через состояние сознания людей — участников экономических отношений, носителей идеологии. Общественные настроения по своей сути многообразны. Они могут быть различными по своему содержанию — оптимистическими и пессимистическими, их может характеризовать психическое состояние в виде удовлетворения или недовольства, паники или решимости. Их можно различать по направленности на конкретный объект. Направленные на этническую и национальную общность — свою или иную, сопровождаемые соответствующим комплексом чувств, представлений, стереотипов и установок, общественные отношения приобретают одно из двух взаимоисключающих качеств — они становятся националисти- основные положения этнической психологии ческими или патриотическими. Значимость общественных настроений для сферы социальных отношений повышается с увеличением численности групп, в которых они господствуют, и с ростом интенсивности их проявления. Если учесть, что национальные группы обычно бывают многочисленными, а проявление чувств, связанных с национальными ценностями, в большинстве случаев оказывается бурным, то становится ясно, что роль националистических настроений в общественных процессах не может быть малозаметной. Одним из важных свойств общественных настроений является их заразительность, которая в высшей степени присуща и националистическим настроениям. Возникающее как следствие действия социально-психологического закона подражания, это свойство способствует очень быстрому распространению таких настроений и охвату значительных масс людей, принадлежащих к какой-либо одной этнической или национальной общности. Несмотря на быстроту, с которой они распространяются, их угасание бывает очень медленным и обычно сопровождается рецидивами оживления в связи с самыми, казалось бы, незначительными поводами. Взаимосвязь и взаимозависимость общественных настроений и факторов, которые их порождают, а также способность к рецидивам широко используются в политической борьбе. Особенно четко эта тенденция прослеживается в националистических настроениях, сопровождающих национализм дискриминируемой нации. В подобных ситуациях они имеют в качестве компонента настроения недовольства по отношению к дискриминаторам и (при возникновении соответствующих условий) приобретают дополнительное слагаемое в виде настроений решимости. Эти настроения недовольства и решимости всегда были психологической почвой, на которой прорастали семена идеологии. Обстановка политического кризиса, вызывая рост политической активности масс, порождает одновременно и резкие колебания в общественных настроениях. Устойчивость и живучесть психологических образований, питающих собой этнические и национальные конфликты, их способность передаваться из поколения в поколение и оказывать влияние на мышление и поведение больших масс давно использовались политиками. Например, идеологическая под- Баранин А.С. Этническая психология готовка крупнейших социальных движений средневековья — крестовых походов, осуществлявшихся католической церковью, помимо религиозной пропаганды включала в себя и настойчивое распространение ненависти к сарацинам и славянам. По верному замечанию К. Леонтьева,«чтобы разогреть людей и заставить их пролить кровь будто бы за веру, надо под веру «подстроить» как-нибудь «племя»53. В своем современном виде национализм более, чем любое другое общественное явление, дает возможность обычаям и традициям, а также чисто психологическим образованиям — желаниям и чувствам, страху и подозрительности, ненависти и предрассудкам — оказывать далеко идущее влияние на суждения людей по проблемам, затрагивающим международные или межнациональные отношения на всех уровнях. Ошибки в суждениях относительно устойчивости или изменчивости национальных традиций и национального характера, по поводу характера национализма, степени его распространенности или интенсивности его проявления послужили — наряду с другими факторами — источниками ошибок в оценках и решениях, принимавшихся политиками на определенных исторических этапах. Этнический состав всегда является важным разделом этнографических исследований. Без выявления этнической структуры любого народа невозможно, по существу, исследование истории, развития культуры, форм быта, образа жизни в целом. Каждый народ проходит в своем развитии большой и сложный путь, сталкиваясь с другими этносами, заимствуя элементы их культуры. Без знания этнического состава невозможно решать такие проблемы, как проблема языка и выработки правильной языковой политики, разработка планов социально-экономического строительства. Незнание этнического состава затрудняет решение вопросов национальной государственности и соответствующего административного устройства, которое учитывало бы интересы больших и малых народов. Анализ этнического состава может пролить свет на корни сложных Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной революции // Наш современник. — 1987. — № 7. — С. 166. Особенности национального характера отношении, существующих между некоторыми народами, помочь вскрыть причины этнических предубеждений. 4.4.6. Анализ причин этнических конфликтов В анализе причин этнических конфликтов и предубеждений необходимо учитывать также различные явления, связанные с традиционными племенными институтами. И сегодня продолжают играть значительную роль традиционные обряды и обычаи. Согласно традиционным формам морали, каждый человек обязан оказывать помощь и содействие своим соплеменникам. Это явление нередко можно встретить в некоторых африканских странах. Таким образом нередко во многих африканских министерствах посты бывают заняты родственниками министра и других начальников, а в домах у них можно видеть до десятка и более родственников. Нерешенность экономических проблем, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие политической стабильности — все это объединяет людей одной этнической принадлежности, заставляет теснее держаться друг за друга, особенно в городах. Чувство этнической солидарности получает организационное оформление во всякого рода союзах и землячествах. Принцип самоопределения является политической и юридической основой решения международных, государственно-правовых, социальных и национальных проблем. Он имеет два аспекта: внешний и внутренний. Под внешним самоопределением понимается проведение политического курса, способствующего укреплению государственного суверенитета, решению национальных и территориальных проблем международного характера. Внутренний аспект предусматривает право народа определять свой общественный и государственный строй, свободно распоряжаться своими ресурсами. В различных документах правительств и правящих партий стран мира содержатся программные положения, касающиеся основных прав граждан; высказывается отношение к национальной розни и дискриминации, проблеме национальных меньшинств. Определяются роль и задачи государства в развитии национального самосознания и воспитании масс в аспекте этнической и национальной терпимости. К ним относятся Баранин А.С. Этническая психология конституции, законы, уставы, решения и резолюции партий. Серьезное внимание, в частности, уделяется смягчению роли этнического фактора в политической жизни. Помимо воспитательной работы в ряде стран издаются законы, направленны! на борьбу с национализмом и этнической враждой. Как мы уже отмечали, межэтнические конфликты обостри. ются во время политических и экономических кризисов. Бе;| условно, невозможно делать какие-либо разграничения мел ду политическими и психологическими причинами возникнс вения этих конфликтов. Справедливее было бы сказать, чт некоторые политические процессы активизируют определенные стороны психики человека, способствующие проявлению негативных эмоций и чувств по отношению к представителям других общностей, на которые делается проекция. Поэтому рассматривать процессы, происходящие в этносе, необходимо и с учетом политических и экономических условий в конкретный момент времени. Для иллюстрации приведенного выше соображения смоделируем ситуацию, провоцирующую этни-^ ческий конфликт, связанный с внутриполитическими проце сами в стране. Элементом модели будет являться некое многой^ циональное государство, находящееся в ожидании президент ских выборов. Экономический кризис провоцирует волну не довольства правительством среди населения страны. Абсоль но очевидно, что грядущие выборы не будут в пользу правя щей партии, в связи с чем у действующего правительства воз-1 никает проблема удержания власти в своих руках. Объективно оценивая ситуацию, можно сказать, что решение такой задачи невозможно в силу негативной личной установки народа этого государства по отношению к правительству, в котором люди видят причину кризиса и своего бедственного положения. Подведем первый итог: общественность государства делает психологический перенос (отождествление) своего кризисного положения на деятельность правительства. Теперь применим психологический прием «переноса» с помощью архетипа и масс-медиа в качестве средства внушения. Итак, осуществим перенос причин экономического кризиса на представителей национальных меньшинств государства, обвинив их, например, в том, что они подрывают экономику страны, тайно помогают своей этнической родине и т.д. Через распространение Основные положения этнической психологии такой информации по правилу «независимых авторитетных» источников (о которых мы уже упоминали) осуществляется массовое внушение этническому большинству страны. Происходит психологический перенос той же самой кризисной ситуации на другой объект — представителей этнической группы-меньшинства. Параллельно с этим происходит активизация негативного опыта (исторического в том числе), которьгй выражается в обращении к негативному опыту межэтнических отношений национального большинства и меньшинства страны, а также к отношениям страны с государством, являющимся этнической родиной данного национального меньшинства. Этнический конфликт сформирован. Теперь достаточно имитации провокации со стороны национального меньшинства страны для того, чтобы этнический конфликт перерос в вооруженный. Как видим, при помощи относительно простого применения психологических правил сформирован этнический конфликт, целью которого изначально выступала политическая необходимость. Таким образом, национальное развитие и межнациональные отношения в обществе, государстве, регионе следует рассматривать как сложный противоречивый процесс, который не только естественно развивается, но и требует управления. Главным в укреплении украинской государственности сегодня является завершение формирования украинской нации как психологической и политической целостности, формирование единого народа из существующего населения. Подобные задачи решаются путем постепенных экономических, политических и социальных реформ параллельно с проведением разнообразных культурных, образовательных и просветительских мероприятий. Таким образом, очевидно, что данный процесс должен проходить эволюционно, не заостряя языковых, религиозных, этнопсихологических особенностей различных групп населения Украины. Цель этого процесса — интеграция идей совместного строительства развитого и демократического государства, которое явилось бы родным для проживающих на его территории более чем ста национальностей. Особенно важно учитывать и то, что народ Украины многонационален, говорит на многих языках. Баранин А.С. Этническая психология Цивилизованная национальная идея в связи с этим является объективной реальностью жизни и благополучия государства. На сегодняшний день национальный интерес в Украине включает в себя объединение таких составляющих, как: • национальный интерес каждого народа, проживающего • национальный интерес представителей этносов Украины • национальные интересы этносов Украины и их корреля • объединение национальных и общечеловеческих ценно Возможность возникновения этнических конфликтов на территории Украины достаточно неоднозначна. Человек представляет собой целый индивидуальный мир со специфической культурой, психологией, и когда речь идет о его унижении на национальной основе, можно уже говорить о проблемной ситуации. Однако избежать этнических конфликтов поможет прогностическая функция этнопсихологии, при помощи которой возможно как спрогнозировать возникновение межнационального конфликта, так и найти пути выхода из него, нейтрализовав причины его формирования.
|