Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Баранин А.С. Этническая психология




Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напомина­ют отношения, которые возникают между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей об­щечеловеческой сущности. В сознании людей, составляющих конкретную этническую общность, неизбежно возникают пред­ставления и чувства, во-первых, относительно себя, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этничес­кие общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, поня­тия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную со­вокупность элементов массового сознания. Они не составляют строго оформленного, теоретически обоснованного мировоз­зрения, но их влияние на мышление и поведение людей ока­зывается тем не менее глубоким и устойчивым.

В переходных и кризисных социально-экономических усло­виях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общ­ности и отрицательных свойств других. Такого рода процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в од­них и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выра­ботке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.

Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании лю­дей, образующих определенную социально-этническую общ­ность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Эти образования в свой совокупности и составляют психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Наци­оналистические тенденции на психологическом уровне обла­дают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдель­ных социальных групп или общества в целом предвзято реагиро-


Основные положения этнической психологии

вать на информацию, касающуюся других наций и своей соб­ственной, в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации, в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует по­явлению националистической идеологии.

Националистическая психология, в противоположность психологии национальной, — это измененная форма группо­вой солидарности. Такая солидарность выливается в односто­роннюю ориентацию относительно ценностей своей социаль­но-этнической общности и в отрицание однопорядковых цен­ностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспор­ном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное», в функ­ционировании ложных этнических или национальных стерео­типов — предвзятых, некритически усвоенных и эмоциональ­но окрашенных, стандартизованных суждений о представлени­ях других народностей и наций, в существовании этнических предрассудков, — обобщенных установок враждебного отно­шения к определенным этническим группам, наконец, в на­ционалистически окрашенном общественном мнении.

Внешние признаки националистической психологии про­являются открыто в поведении — в предвзятых высказывани­ях или поступках ее носителей, обнаруживающих, прямо или косвенно, описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию неравноправия, выли­ваются в преследования и дискриминацию представителей Других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скры­то — прежде всего в готовности потреблять националистиче­ски ориентированную информацию. Так, исследование амери­канских социологов Б. Берельсона и П. Солтерапоказало, что уже в 40-х годах наиболее популярными и читаемыми среди аме­риканцев были рассказы, в которых герой и героиня — персо­нажи с ярко выраженными англосаксонскими чертами во вне­шности и характере, а отрицательные персонажи почти все-


Баранин А.С. Этническая психология

гда — представители не коренных этнических общностей. По последним фильмам производства США можно проследить, что в жанре «боевик» в роли членов мафиозных структур, от­рицательных персонажей, убийц чаще всего фигурируют пред­ставители Китая, Латинской Америки, бывшего СССР. При­знаки националистической психологии — в удовлетворении от восприятия из радиопередач, с газетных полос и телевидения презрительных кличек представителей других народов: «иван», «чинк», «мачо», «гочо» и т.д. Эти же признаки проявляются в том, что успехом у значительной части американских кинозри­телей пользуются те фильмы, в которых отрицательные пер­сонажи имеют зловещую внешность и говорят с ярко выражен­ным акцентом.

4.1.1. Особенности националистической психологии

Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью.Однажды воспринятая психикой, она с боль­шим трудом поддается изменению, так как «собственные» уста­новки негативного отношения к какой-нибудь этнической об­щности кажутся индивиду «истинными», позволяют поддержи­вать отношения «единомыслия» с носителями аналогичных установок. Подтверждаемые опытом, одобрением окружающих, подкрепляемые воздействием средств массовой информации, такие установки вместе с ложными национальными стереоти­пами, которые многократно повторяются в продукции газет, радио и телевидения, становятся прочной основой для сохра­нения в массовом сознании этнических и национальных пред­рассудков, появления националистических настроений, кон­сервации этноцентризма.

Далее, установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей ввиду того, что поведение, построенное при их помощи, облегчает групповую солидарность. Для того, чтобы уз­нать «своего», не надо изощренной татуировки лица, узора на щите или вышивки на одежде, его узнают по поведению — высказываниям и поступкам, каким-либо образом затрагива­ющим собственную или другие социально-этнические общно­сти. Эти высказывания и поступки служат своего рода индика­тором наличия психических образований, считающихся «обяза-


ппновные положения этнической психологии

тельными» для признания индивида членом определенной на­ционалистически ориентированной группы.

Одно из важнейших свойств националистической психоло­гии — ее заразительность.Вообще заразительность (или конта-гиозность) в психической деятельности индивидов и групп ба­зируется, во-первых, на механизме некритического подража­ния в ходе формирования любой социальной общности, ко­торая субъективно представляется индивиду как «мы» и обяза­тельно проходит стадию взаимного уподобления людей в груп­пах, во-вторых, на механизме внушения. Заразительность в об­ласти националистической психологии объясняется тем, что эт­нические общности, представители которых выступают в ка­честве носителей извращенного национального сознания, до­статочно просты по структуре своего единства, а источники психического заражения (которыми являются носители этого сознания) могут оказаться в положении людей, которым не­критически подражают или от которых некритически воспри­нимают определенную информацию. Некритическое подража­ние чаще всего проявляется при формировании детских и юно­шеских коллективов, и в процессе их функционирования; сте­пень его эффективности постепенно падает с возрастом и с повышением уровня развития личности. В общественной жиз­ни некритическое подражание встречается в явлении моды, в распространении массовых увлечений и, к сожалению, в пси­хических процессах, сопровождающих националистическое по своему характеру поведение.

Предметом некритического подражания часто становится поведение, в котором решающую роль играют негативные ус­тановки по отношению к определенной этнической группе. Так, молодежь, принадлежащая к этническому большинству в стра­не, иногда усваивает пренебрежительное отношение к пред­ставителям этнического меньшинства. При этом молодые люди не могут объяснить причину подобного отношения, так как они подражают «высшему» авторитету (родителям, лидерам обще­ственных движений и т.д.), что влечет абсолютное восприятие информации в качестве истины. С помощью механизма внуше­ния легко передаются националистические настроения. Нередко это происходит в условиях конфликтной или кризисной ситу-


Баранин А.С. Этническая психология

ации, когда люди расстеряны, испытывают чувство страха или неуверенности, когда источник информации в глазах аудито­рии обладает большим престижем, а сама аудитория не обла­дает языком критического мышления. С удивительной регуляр­ностью происходят, например, вспышки националистических настроений в среде университетской молодежи ряда арабских и латиноамериканских стран. По времени они обычно совпа­дают с обострением каких-либо трудностей, переживаемых страной. Однако политическая направленность их может быть самой различной: от явно демократической до самой реакци­онной.

Полезным для понимания объективных основ возникнове­ния националистической психологии может быть анализ содда-ально-психологической проблемы «мы» и «они», отражающей наиболее универсальную форму самосознания людей в любіой, в том числе в этнической общности. В социально-психологи­ческом отношении национальные, так же как и другие общ­ности конституируются через осознанное противопоставлеіние «нас» «им». Складывание украинской национальности субъек­тивно шло путем осознания «нас, украинцев» в противопостав­лении всем прочим «басурманам», «татарам», «немцам», «тгур-кам», «ляхам» и т.д. Однако точно так же — в психологичес­ком плане — происходило складывание и немецкой, и турец­кой, и татарской, и польской национальных общностей, то есть через осознанное отделение себя, своей народности от друггих, закрепленное в их названиях и в подмеченных специфичесіких особенностях внешнего облика и речи их представителей, в наиболее бросающихся в глаза традициях, привычках и оббы-чаях, при этом отличных от своих. Истоки этого процесса птси-хической дифференциации людей и объединения их в опрееде-ленные общности теряются в глубокой древности. Ко времаени формирования наций и появления более или менее устойїчи-вого психического склада в этих социально-этнических оббщ-ностях антитеза «мы» и «они» оказывала еще сильное влиянние. Сохраняясь в виде пережитка, эта антитеза иногда стихиййно, иногда преднамеренно — в классовых интересах — обострялись и выливалась в то, что составляет основу современной нацдио-налистической психологии — этноцентризм.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7