ВВЕДЕНИЕ. Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах
Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в самых разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику и только исходя из этой логики, можно объяснить, что для данной культуры имеет принципиальное значение. По мере дальнейшего развития человеческого общества происходит известное разделение культуры данного народа на культуру народных масс, трудящихся и на культуру господствующих классов. Вместе с тем происходит и усложнение самой культуры, особенно той ее части, которая присуща господствующим классам. Такие различные формы этнической культуры, как традиции, обряды, обычаи, ритуалы, кодексы чести, совести и порядочности и пр. выполняют функцию носителей общезначимых ценностей. Традиции требуют от каждого быть достойным звания "человек", то есть быть честным и благородным по отношению к окружающим, верным дружбе и данному слову, сострадательным к слабым, больным и престарелым, милосердным и великодушным. Для настоящего человека нет более значимой проблемы, чем усвоение и соблюдение требований неписаных кодексов чести, совести и благородства. Нарушение народного кодекса, нравственное падение, потеря человеческого облика традиционно осуждаются в этнической культуре как зло, порок недостойный человека, позорящий род, этнос в целом.
[1] Этнологический словарь / Арутюнов С.А. и др. – М.: 2002, Вып. 1. Этнос. Нация. Общество.
[2] Этногpафические исследования pазвития культуpы. – М.: 2004.
[3] Этнография / Под ред. Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. – М.: 2003.
[4] Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. – М.: 2003.
[5] Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М.: 2003.
[6] Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 448 с.
[7] Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: 2000.
[8] Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 448 с.
ВВЕДЕНИЕ Народам принадлежит решающая роль в историческом развитии человечества, однако это развитие происходит неодинаково в различных уголках земного шара. Людей с древних времен интересовали особенности поведения, нравов, культуры и мышления различных народов. Проблему национального характера и его особенностей исследует специальная отрасль психологии — этническая психология. Так или иначе, представления людей о национальных особенностях часто не выходят за рамки житейских обобщений типа «легкомысленный француз», «педантичный немец», «чопорный англичанин», «улыбающийся японец». При этом набор характеристик, используемых для описания особенностей поведения людей разных национальностей, зачастую расплывчат, субъективен, нередко произволен. Взятый за абсолют, он не раскрывает, а часто заслоняет подлинную природу их поведения — национальную психологию. Необходим научный подход ко всем аспектам социальных процессов, который не мыслится без тщательного учета национально-психологических особенностей населения конкретной страны, без углубленного изучения национальной психологии. Термин «национальная психология» означает психический склад нации и отрасль социальной психологии, изучающую национально-психологические особенности народов, то есть по существу их психический склад. Национально-психологические особенности формируются как в онтогенезе, так и в филогенезе1, а значит, имеют непосредственную связь с общепсихологической проблематикой развития человеческой психики. Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения. Баранин А.С. Этническая психология В Японии, к примеру, для разработки проблем национальной психологии созданы специальные исследовательские группы. Только в Ногайском университете над различными аспектами национальной психологии работают десятки социологов, психологов, историков, этнографов, экономистов, статистиков, теологов. В предлагаемом пособии излагаются общие принципы возникновения и развития социально-психологических процессов в этнических общностях. Общий подход позволяет осуществлять конкретные модельные построения и изучать процесс не в реальных условиях, а в варианте модельного анализа, что в существенной мере расширяет возможности его изучения и более точного регулирования межэтнических отношений на практике. В процессе написания данного пособия, помимо зарубежных, были использованы разработки отечественных авторов: В. Антоновича, М. Бердяева, Ю. Бромлея, Г. Ващенко, В. Вин-ниченко, М. Грушевского, В. Евтуха, О. Киричука, Ю. Липы, Г. Шпета. Этническая психология в Украине — достаточно молодая наука, которая, однако, сегодня становится все более актуальной. Актуальность проблемы этнопсихологии определяется теми изменениями в социальных процессах общества, которые протекают в связи с перестройкой его политической и экономической ориентации. В результате происходит активизация межэтнических отношений на самом различном уровне их проявления. К наиболее актуальным проблемам исследований в облас • проблемы этноса и нации в этнопсихологии; • проблема психического состава этноса;, • проблема ментальное™ как интегрального этнопсихоло • проблема национального и этнического самосознания; • проблема этнической установки и стереотипов; ? • проблема возникновения этнических конфликтов. Изложенное — лишь неполный перечень проблем, которые постоянно затрагиваются в научной литературе по этнопсихологии.
|