Визуальный контакт с аудиторией
Замечено, что выступающие обычно периодически смотрят на левую часть аудитории и меньше обращают внимание на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Непрерывно скользя взглядом по аудитории, нетрудно определить одного или группу слушателей, которые кажутся обеспокоенными или проявляют признаки скуки и сонливости. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого необходимо внезапно заговорить громче, — они наверняка взглянут на вас. Продолжая говорить как бы только с ними, можно снова завладеть их вниманием. Чтобы достигнуть хорошего визуального контакта с аудиторией, его следует поддерживать с одним слушателем или группой слушателей в течение периода, примерно равного времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей сообщения по степени вызываемого ими интереса. Более пристальный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное чувство. Опытный выступающий умеет создать у каждого слушателя впечатление, что он обращался лично к нему. Отсутствие визуального контакта с аудиторией воспринимается ею как равнодушное отношение оратора к слушателям: «Говорит сам для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи. Для привлечения внимания аудитории имеет значение расположение текстовой информации, чередование букв разного размера, конфигурация шрифта и т.п. Однако самое главное — это слово. Если на плакате есть «сверкающая» фраза, успех обеспечен. Специалисты по рекламе и пиару называют такую фразу «ударной строкой». «Сверкающая фраза» — парадоксальное, на первый взгляд, словосочетание, сразу привлекающее к себе внимание. Лучше всего «сверкающая фраза» срабатывает, когда она короткая: «Из тюрьмы — в мэры», «Что объединяет миллионера и пенсионера?» и т.п. Некоторые считают, что «сверкающую фразу» можно с успехом строить из 5—7 слов (обоснованием является «магическое число» — семь). Но нужно учитывать одно очень важное обстоятельство: «сверкающая фраза» должна схватываться одним взглядом, тогда ее воздействие будет максимальным.
Что способствует успеху Одежда выступающего
Одежда не должна стеснять, чтобы способствовать непринужденности изложения. Поэтому не следует одеваться чересчур изысканно. Убедитесь, что ваш пиджак, будучи застегнутым, все же допускает свободу движений. Надеть лучше тот костюм, к которому вы привыкли, так как новая одежда сковывает. Нередко, несмотря на обычную комнатную температуру, докладчику приходится попотеть не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. Поэтому не следует одеваться слишком тепло. Во время выступления не поправляйте и не одергивайте одежду, ибо этим вы отвлечете внимание слушателей от того, о чем вы говорите.
Руки
Если есть кафедра, то можно положить руки на нее, однако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь. Такая поза может быть воспринята как готовность к прыжку (на слушателей). Определите с помощью зеркала, как лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Неопытному докладчику лучше держать их опущенными вдоль тела. Не нужно держать руки в карманах или скрещивать их на груди. Негативный смысл этих жестов описан нами далее в параграфе 4.2.
Поза
Когда выступающий покачивается взад-вперед, шаркает ногами или топчется, это отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это не означает, что нужно стоять неподвижно.
Жесты
Публичное выступление, еще Цицерон говорил, требует постоянного контроля за своими телодвижениями. Истинное же мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Лучший и самый совершенный жест — тот, который не замечают слушатели, так как они увлечены содержанием речи оратора, а жест «вписан» в нее. Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно. Необходимо избавиться от повторяющихся бессознательных движений — не почесываться или тереть нос, не дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать у слушателей раздражение, подобно беспрестанному повторению слов-паразитов.
|