Студопедия — КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ






 

1. Социокультурные условия становления

и основные черты классической философии

 

Классическая модель философии сформировалась под влия­нием тех представлений о ее сущности и задачах, которые были заложены еще в античной философии, но которые были существенно дополнены происходящими изменениями в культуре. Социокультурным фоном развития философии выступи­ли тенденции, которые стали возникать в культуре уже позднего средневековья1 и которые особенно расцвели в ней в период Нового времени.

Прежде всего это идеи гуманизма,которые выступают как своеобразный культурный протест против господства религии. Результатом этого становится критика средневекового образа жизни и мышления. Обосновывается идея воз­рождения человека на основе духа античности. Отказ от теологического варианта философии средневекового типа осуществляется как противопоставление свобод­ного философствования, совмещенного с поэзией и литературой, университетской догматической философии. Не случайно эта тенденция связана с именами великих поэтов, таких, например, как Данте Алигьери и Франческо Петрарка.

Уже сам факт, объединяющий в творчестве одного человека поэзию и фило­софию, является знаменательным. Он как бы указывает на путь гармонии, по ко­торому должен идти каждый человек. Как в своих поэтических произведения, так и в философских трактатах мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и, главное, постулируют новое отношение к Человеку, к его чувствам и разуму, к его непо­вторимой индивидуальности и к его общему предназначению в мире. По всей Италии возникают кружки гуманистов, в которых обсуждаются и развиваются эти взгляды и которые становятся в оппозицию к университетской теологии, при­держивающейся прежних схоластических традиций. Происходит «переоткрытие» Платона, развитие идей Аристотеля. Философы исследуют проблему человече­ских чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присуща разумность, но который не может жить вне телесных желаний и аффектов.

Под воздействием таких настроений постепенно происходят изменения внут­ри самой религии. Усилиями таких мыслителей, как Лютер, Кальвин, Мюнцер, за­кладываются идеи реформации церкви, которые выходят далеко за ее рамки, при-

1 О ключевых фигурах этого периода – У. Оккаме и Н. Кузанском – мы писали в предыдущей лекции.


обретая общекультурный характер. Здесь происходит возрождение изначальных новозаветных учений, строящихся на простых и понятных принципах и близких к мирской жизни каждого человека. Они противопоставляются недоступной для большинства верующих догматике средневековья.

В религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами антич­ного восприятия мира и ролью в нем Человека. Следствием Реформации стано­вятся глубокие изменения в духовно-религиозной области, в политическом ланд­шафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме и предпринимательство, которое становится элементом всеобщей нравственной ценности.

И, наконец, для эпохи Возрождения характерным признаком является бурное развитие науки. Именно в этот период усилиями Леонардо да Винчи, Коперника, Галилея, Кеплера и других формируются основы современного естествознания, современный образ науки. «Тезису Фомы Аквинского «малое знание о высочай­ших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких» Галилей противопоставляет принцип: «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о не­значительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины»1. Для Кеплера и Галилея наука должна заниматься отношениями, которые можно выразить числом, ее истины желательно облечь в математическую форму, ибо сама книга природы написана на языке математики. Традиционно же считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. по край­ней мере отодвигаются на второй план, как не поддающиеся строгому научному анализу. Развиваются идеи бесконечности мира и Космоса (Коперник, Джордано Бруно), сопряженные с идеями творческой активности самой природы.

Таким образом, культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, по крайней мере европейского сознания, на всех его уровнях от религиозного, до художественно-эстетического, от фило­софского до обыденного. В центре мировосприятия оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а Человек. На смену античному космоцентриз-му и средневековому теоцентризму приходит антропоцентристская общемировоз­зренческая установка.

Соответственно в метафизике начинает кристаллизоваться ее вторая важней­шая часть – теория познания как философское учение об истинном знании, а в самой онтологии– все явственнее проступать проблематика, связанная с осо­бенностями человеческого существования, без учета которых оказывается невоз­можным ни последовательно строить философию природы, ни разбираться в иде­ально-метафизических началах бытия, в том числе рассуждать и о Боге. Именно живой, прежде всего разумно познающий человек владеет ключами от небесных и земных тайн. Ничто не может укрыться от его взыскующего, познающего взора, но надеяться отныне он должен не на трансцендентного Бога, а на свои земные таланты и силы, на созданные им самим и тщательно проверенные методы и прин­ципы анализа.

1 Швырсв B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60–70-х годов XX века. М., 1983. С. 30–31.


Все перечисленные процессы приводят к становлению той традиции в фило­софии, которую мы далее будем обозначать как классическая модель1. Для дан­ной философской традиции, охватывающей период от Декарта до Гегеля (а значит, с середины XVII до середины XIX века), характерным является представление о философии как о форме рационально-теоретического сознания,с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и природной дей­ствительности.

В ее основе лежит систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается «на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустрой­ства, наличия в нем гармоний и порядков (доступных рациональному постиже­нию)»2. Это, в свою очередь, приводит философов к выводу о принципиальной установке на рациональную познаваемость мира,какими бы условиями ни ого­варивался сам путь достижения истинности. Человек при этом рассматривается как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего, мыслящего начала. Если попытаться обозначить сущность данной традиции одной формулой, то ею станет «господст­во Разума». Безусловно, за столь долгий исторический период появлялись и кон­цепции, выпадающие за рамки указанной традиции, но основная, магистральная линия философских размышлений строилась все же на примате рационального объяснения, мира, человека и места человека в мире.

Установка на систематичность проявляется в том, что перед нами предста­ют, как правило, всеобъемлющие философские системы, которые включают в себя буквально все, что на данном историческом этапе доступно рациональному фило­софскому исследованию. В наивысшей степени это проявилось в философской си­стеме Гегеля, представившего фактически энциклопедическую для своего време­ни картину становления человеческого духа.

Большинство представителей классической философии так или иначе рас­сматривают философию как единое целое. Это позволяет критически переосмыс­ливать предшествующие философские концепции, рассматривая свою систему в качестве закономерного этапа общего процесса развития философии. Как писал по этому поводу Гегель, «история философии показывает... что кажущиеся раз­личными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях ее развития...»3. Именно здесь начинает формироваться пред­ставление о нерасторжимом органическом единстве истории и теории философии, о чем мы писали во Введении. Она прослеживается уже у Ф. Бэкона, Г.В. Лейбни­ца и ряда других мыслителей этого периода, достигая четкой формулировки и по­следовательного приложения в гегелевской философской системе. В дальнейшем этот плодотворный общеметодологический принцип совмещения теоретического и исторического ракурсов постижения предмета получит название «принцип един­ства логического и исторического».

1 Мы, несколько модифицируя, используем термин «классическая философия» в значении, которое при­дала ему группа российских философов в 1970-е гг. См.: Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырсв B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия и наука. М., 1972.

2 Швырсв B.C. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Указ. соч.

3 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 99.


Особым образом понималось в классической философии соотношение мира и человека. Мир мыслился проникнутым идеей гармонии, целесообразности, естественного порядка. В нем вновь особую роль стало играть число и пропор­ция, структура и мера. Происходило своеобразное возрождение пифагорейского взгляда на мироздание. Человек при этом рассматривался как существо универ­сально деятельное и универсально познающее, способное проникать своей мыс­лью в гармонию мирового целого. Как телесный индивид человек был несоизме­рим с миром. Но в качестве мыслящего субъекта, рационально интерпретирующе­го и конструирующего мир и как бы очищенного от бренных и индивидуальных свойств, он становился ему соразмерным. Поэтому мир представлялся доступным познанию простыми и рациональными способами, так как сам был создан по ра­циональным законам. Отсюда вытекает стремление уподобить философское по­знание математическому, сделать его столь же простым и ясным. Это выражается даже терминологически в «геометрическом методе» Спинозы, в «демонстратив­ных» методах Локка, в «правилах для руководства ума» Декарта, в априорных схе­мах Канта и в интеллектуальной интуиции Фихте.

Особо следует сказать о такой важнейшей черте новоевропейской философии, как интенция познающего субъекта на рефлексивное постижение собственного арсенала приемов и методов познания, на превращение познающего мышления в центральный объект метафизических исследований. Средневековая теология, центрированная на механизмах и условиях богопознания, сменяется своеобраз­ной светской философской «теологией разума», когда последний превращается в демиурга бытия и фактически занимает место Бога. Соответственно самопознаю­щий разум, рефлексивно осваивающий свои глубины, постепенно поглощает все другие предметные поля философских исследований. При этом для самого себя он оказывается абсолютно прозрачным, и нет в нем такой глубины, куда бы не мог проникнуть луч его рефлексии. Наиболее зримо эта тенденция проявится в немец­кой классической философии. «Рефлексия» и «рациональное самопознание» – вот ключевые метафизические слова, частота употребления которых неуклонно нарастает в течение всего этого исторического периода от Декарта до Гегеля.

В классической философии приобретает завершенную форму и общий мета­физический метод философствования, который при самом разнообразном его со­держательном наполнении можно определить как особое, доказательное и систе­матически разворачиваемое в виде философского текста размышление мыслителя над предельными основаниями устройства мира и месте в нем человека; над по­знанием и его границами; над ценностными ориентирами человеческой деятель­ности. Философский Разум не может быть несистематичным и неясным – он обязан светоносно прояснять для человека основания и цели его жизнедеятель­ности.

Такое понимание философии вело и к особой трактовке ее места и предназна­чения в обществе. Философ выступал не от имени себя лично, а как бы от имени Разума, от имени законов устройства мира, а поэтому мог претендовать на роль поучающего субъекта. Отсюда такой высокий просветительский пафос класси­ческой философии и вера в то, что, разъяснив людям, что и как надо делать в этом мире, мы можем действительно построить его по гармоничным и простым зако-


нам. Оборотной стороной этого было представление о людях как некой инертной массе, наполненной всяческими предрассудками, от которых философ и должен эту массу избавлять. Это придавало философским «рецептам» своеобразный схо­ластический характер и менторский тон. Страдания и переживания отдельного че­ловека были вне философских интересов, так как носили слишком конкретный, индивидуальный характер и были связаны, по мнению философов, лишь с тем, что человечество не имеет достаточных знаний.

Это создавало ситуацию оторванности философии от реальных проблем чело­века, придавало ей самоценный и автономный характер. Философ как бы замыкал­ся от мира в своей умозрительной философской системе, часто подменяя анализ реальных процессов и проблем построением иллюзорных миросхем и ограничи­ваясь тем безжизненным и высокомерным резонерством об истине, благе и красо­те, от которого никто вокруг не становится ни лучше, ни мудрее.

Таким образом, если дополнить характеристику данной традиции еще одним словом, то в качестве емкой формулы, обозначающей ее сущность, будет начерта­но: «Разум и Просвещение». Для этой традиции по-прежнему характерным будет подчеркнутый интерес к метафизике, но уже в единстве двух ее частей: онтологии и гносеологии. С Р. Декарта и Ф. Бэкона можно начинать отсчет самостоятельного развития последней, о чем у нас пойдет отдельный разговор в третьем разделе лекционного курса. В центре же онтологических исканий этого периода оказыва­ется понятие субстанции, ее соотношения с Богом и решение проблемы общего устройства мира. В частности, здесь четко формулируется вопрос о том, одна или несколько субстанций лежат в основе бытия.

Именно в связи с четко поставленной проблемой субстанции в новый этап взаимоотношений вступят две основные онтологические линии – спекуля­тивно-метафизическая и натурфилософская. Последняя получит мощный им­пульс для своего развития, что будет связано с господством ньютоновской клас­сической механики. Не случайно сам Ньютон назовет свой основной труд «Ма­тематические начала натуральной философии». Однако и логико-спекулятивная метафизика, сосредоточившись на проблеме субстанции, отныне получит свое четкое проблемное оформление. Не схоластические рассуждения о бытии и аб­солюте вообще и не произвольная игра предельными категориальными смысла­ми – праздное занятие келейных «тонких докторов», а совершенно определенный и нацеленный поиск такого рода (или родов) бытия, которое лежит в основании всех других видов бытия и обеспечивает возможность их рационального познания с единых позиций – вот истинная цель существования спекулятивной метафизи­ки в новоевропейской философии.

Показательно, что многие крупные философы этого периода являются мысли­телями аристотелевского склада (Лейбниц, Кант, Гегель). Они органически сочета­ют в себе дар крупного ученого-теоретика с талантом спекулятивного умозрения и вкусом к систематическому диалектическому рассуждению. Но есть философы с явным преобладанием или логико-спекулятивного мышления (Гегель, Фихте), или, наоборот, натурфилософского мышления типа П.Гассенди. Однако любопыт­но то, что отныне жестко разорвать две эти онтологические линии не удается прак­тически никому. Объяснение этому может быть найдено двоякое.


Во-первых, бурное развитие конкретных наук о природе заставляет система­тически философски осмысливать и логически обосновывать натурфилософские построения, а умозрительные спекуляции по поводу Бога и идеальных сущностей вне учета натуралистической компоненты оказываются невозможными. «Нет вне­природного разума, как нет и неразумной природы» – вот ключевой принцип, за­ставляющий две ипостаси онтологии тесно переплетаться между собой.

Во-вторых, если в центре философских рассуждений оказывается не Бог и не Космос, а человек в единстве его телесных и разумных характеристик, то отны­не просто невозможно рассуждать о субстанциальных основах бытия, полностью игнорируя телесно-физическое, равно как и идеально-разумное его измерения. Другое дело, что перед новоевропейской метафизической мыслью открывается объективная возможность создания различных и даже полярных субстанциаль­но-онтологических моделей в зависимости от того, какое из двух противополож­ных начал – телесно-материальное или идеально-духовное – будет принято за основу. Ясно при этом, что выбор телесно-материальной субстанции в качестве первоначала приведет к доминированию натурфилософских онтологических рас­суждений, а примат идеальных начал бытия выдвинет на первый план спекуля­тивно-метафизические построения с большим «удельным весом» теологической проблематики. Впрочем, как мы увидим ниже, здесь возможны и антиномические, и достаточно гибкие синтетические ходы онтологической мысли.

Обратим внимание читателя и на тот очевидный факт, что двум основным онтологическим линиям (натурфилософской и спекулятивной) начинают доста­точно четко соответствовать и две базовые гносеологические новоевропейские установки – рационалистическая и эмпиристская, но обе они в унисон поют гимн человеческому разуму, философии, науке и просвещению. Вместе, бок о бок, они сражаются с умозрительной схоластикой, мистикой и церковью.

 

2. Основные модели классической философии

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия