Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Важнейшей формой проявления интеллектуальной свободы человека, наряду с философией, является наука. Этот термин, однако, весьма разноплановый. Он может обозначать различные виды знаний, социальные институты, группы людей с особой профессиональной подготовкой и положением в обществе, специфический вид деятельности, методы познания и т.д. Дж. Бернал, выдающийся английский ученый, историк науки, рассмотрев различные ее определения, пришел к выводу о невозможности однозначной дефиниции данного феномена. Эту позицию разделяют и такие признанные исследователи проблем науки, как Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин и др. Сложность заключается в том, что а) наука – это постоянное развивающееся социокультурное образование; б) в сменяющие друг друга исторические эпохи статус «научных» приписывался различным системам знаний; в) существуют разнообразные исходные философские позиции, с которых оценивается феномен науки; г) существуют самые разнообразные системы знаний, за которыми закрепилось название той или иной науки, но которые обнаруживают мало общих черт (квантовая физика, орнитология, этика, теория машин и механизмов, правоведение) и т.д. С подобного рода сложностями исследователи сталкиваются и при попытках уяснить сущность искусства, религии, философии. Тем не менее, пусть и с известной долей условности, линии демаркации (разграничения) все же проводятся. В нашем случае, чтобы уяснить суть интересующего явления (науки), будем исходить из следующих соображений: 1) науку следует рассматривать как функционирующий и развивающийся объект; 2) определение науки должно быть сформулировано применительно к ее высшим, наиболее развитым и сложным формам; 3) о специфике науки нужно судить по ее «плодам». Важнейшим структурным компонентом любой культуры являются рациональные знания о действительности. Оглядываясь на историю человеческой цивилизации, можно видеть, что эти знания представляют собой, образно говоря, постоянно растущий остров в архипелаге человеческой культуры. Что такое рациональные знания? Это знания о том а) что собой представляет то или иное явление, вещь, процесс с точки зрения их сущности; б) почему, какие причины обусловливают их возникновение, характер функционирования и изменения; в) как нечто можно сделать, осуществить, использовать, преобразовать. Ответы на эти вопросы может дать опыт предметно-практического познания мира, по крупицам собираемый обществом методом проб и ошибок. Этот опыт лежит в основе грандиозных достижений человечества Его памятниками являются, например, пирамиды, античные чудеса света, готические храмы, образцы инфраструктуры Древнего Рима (каналы, акведуки, дороги), механические устройства и конструкции (часы, мельницы, корабли), формы государственного устройства и способы правления и т.д. Есть, однако, еще одна инстанция, которая дает ответы на эти вопросы. Это – наука. Исходя из сформулированных выше методологически принципов, ее можно определить так: наука – это вид познавательной деятельности, направленный на производство новых объективно-истинных знаний об окружающей действительности и человеке с целью их последующего практического использования. Успешность этой деятельности зависит от целого ряда условий и предпосылок. Они могут быть связаны с социокультурным контекстом данного общества – традициями, религией, идеологией, политическим режимом и т.п., Но есть и специальные. Таковыми являются: методы исследования; способы фиксации, критерии обоснования и проверки полученных результатов; приборы, оборудование; система подготовки научных кадров; соответствующая инфраструктура; финансирование и т. п. Наука как специфический вид познавательного отношения человека к действительности характеризуется, во-первых, нацеленностью на изучении, исследование объекта. Объектом науки может быть что угодно: предметы и явления природы (живой и неживой), артефакты, духовные явления, знаки, феномены внутреннего мира человека, знания, способы деятельности и т.д. и т. п. Во-вторых, наука в ее развитых формах (а это прежде всего математическое естествознание) в орбиту своего исследования вовлекает такие объекты, которые еще не освоены и не затребованы практикой. В-третьих, научная мысль оперирует, взаимодействует не с реальными, а идеализированными объектами, которые создаются путем абстрагирующей деятельности мышления (например, «идеальный газ», «идеально гладкая поверхность», «абсолютно твердое тело», «идеальный маятник» и т.д.). Кроме того, науку специфицируют и такие черты, которые составляют ее внутренний этос и касаются субъекта научной деятельности. Например, запрет на плагиат (т. е. присвоение, приписывание себе чужих идей). Решает эту проблему выработанный наукой институт цитирования. Этос ученого требует также абсолютной добросовестности при представлении научному сообществу результатов научной деятельности, толерантного отношения к коллегам. Результатом научной деятельности являются знания. В чем их особенность, выясним ниже. А пока рассмотрим проблемы ее генезиса и развития. Наука – сложное саморазвивающееся социокультурное образование. Изучение и знание ее истории является важной предпосылкой понимания ее сути, механизмов и факторов развития, а также роли и значения в динамике социальных процессов и преобразрвании действительности. Истоки науки ввиде определенных систем рациональных знаний восходят к глубокой древности. Египтяне, например, умели производить арифметические действия с дробями, а шумеры – решать квадратные уравнения с двумя неизвестными. Однако это еще не было наукой: древневосточные ученые ничего не доказывали и ничего не объясняли. Они просто использовали интеллектуальные схемы и приемы (сформировавшиеся в ходе многовековой практики предшественников) для решения конкретных задач по принципу: «возьми то-то, сделай так-то – и ты получишь искомый результат» и не задумывались над вопросом «Почему?». Эту ограниченность мышления древневосточных ученых подметили и быстро исправили греки. Для них знания были важны не только для практики, но и сами по себе – как игра ума. Такого рода отношение к знаниям позволило им ставить и исследовать проблемы в общем виде, т. е. теоретически. Теория – этотакая форма представления знаний, которая дает системное, рациональное и объективное объяснение явлений действительности, их связей и отношений. Создание теории было одним из важнейших достижений древнегреческого гения. Первоначально древнегреческая наука развивалась в лоне философии. В школах Пифагора, Платона, Аристотеля кроме собственно философских, обсуждались и конкретные научные проблемы. К периоду античности относится выдвижение трех фундаментальных идей, ставших программными для всего последующего развития науки. Первая – это гипотеза Парменида об отсутствии в мире пустоты; другая, противоположная ей, – учение Демокрита об атомах и пустоте. Эти, казалось бы, исключающие друг друга идеи были восприняты современной физикой и нашли отражение в атомистической теории вещества и квантово-волновой теории поля. А третья касалась представлений о месте Земли в солнечной системе. Опережая на тысячелетия свое время, Аристарх Самосский сформулировал гелиоцентрическую гипотезу. Ее истинность была обоснована, как известно, в середине ХV в. Н. Коперником. Постепенно, в течение IV—I вв. до н.э. наука начинает превращаться в самостоятельную познавательную силу. Она отделяется от философии и дифференцируется на конкретные дисциплины — математику, астрономию, географию, логику, механику, а также историю, риторику, филологию и др. Достижения античных ученых (Евдокса, Евклида, Гиппократа, Геродота, Фукидида, Эратосфена, Аристарха, Архимеда) навсегда стали достоянием мировой культуры. Однако особое место среди них принадлежит геометрии Евклида. Она стала своеобразным эталоном построения научно-теоретического знания и оказала огромное влияние на мышление ученых последующих эпох. Примечателен в данной связи такой факт: после изобретения книгопечатания (середина XV в.) «Начала» Евклида (15 книг) в различных странах переиздавались более 1000 раз. Тут с ними может конкурировать только Библия. Сами древние греки свои научные изыскания рассматривали в качестве уточнения и дополнения к философским представлениям о мире и редко использовали их для решения конкретных практических задач (Архимед был одним из немногих исключений). В этом заключается своеобразие и, вместе с тем, ограниченность античной науки. В период средневековья уровень научной мысли опускается почти до нуля и начинает подниматься вновь лишь в эпоху Возрождения. Именно в это время происходит фундаментальное переосмысление человеком своего собственного образа и места в мире. Он начинает рассматривать себя в качестве свободного творца, полем деятельности которого является весь мир. Бурная творческая деятельность, которая охватила общество, нашла реализацию в искусстве, Великих географических открытиях, технических изобретениях, Реформации, пересмотре тысячелетних представлений о строении Вселенной и человеке. На волне кардинальных изменений в жизни и мировоззрении общества, происшедших в XV и XVI вв., родилась современная наука (XVII в.). Ее «крестным отцом» принято считать Г. Галилея (1564–1643). Новая классическая наука, в отличие от древнегреческой, стала ориентироваться не просто на описание действительности, а на открытие и установление законов природы. Свои выводы (в виде математических уравнений) она начала основывать на опыте, эксперименте. И. Ньютон (1643–1727), подчеркивая значение эмпирических фактов для построении своего учения о физической природе, любил повторять: «домыслов не сочиняю». Еще одним важнейшим отличием новоевропейской науки от древнегреческой было то, что ученые Нового времени смысл своих научных занятий усматривали в возможности использовать полученные знания на практике. Недаром тогда возник афоризм: «Знание – сила». Появление науки в виде экспериментального естествознания дало человеку в руки мощный инструмент для реализации своих устремлений и идеалов. Этот процесс ускорился и стал практикоориентированным в связи с возникновением технических наук. Очень скоро (уже в XVIII—XIX вв.) научные открытия, материализуясь в технике производства, оружии, транспорте, средствах связи, предметах быта и т. д., начали кардинальным образом менять не только образ жизни людей, общества и государства, но и облик планеты в целом. Результатом стало формирование нового типа человеческой цивилизации – индустриальной цивилизации. Важнейшая особенность классической науки – стремление к объективной истине, выработке и постоянному уточнению, обновлению знаний. Причем наиболее масштабно этот процесс происходит в периоды так называемых научных революций. Революции в науке случаются тогда, когда какие-либо факты не поддаются объяснению с помощью старых теорий. Так, например, обстояло дело в физике на рубеже XIX—XX вв. В таких случаях ученые создают новые теории, которые позволяют «снимать» указанные противоречия. А в итоге – старая картина мира уступает место новой. Научная картина мира – это гносеологический образ фрагмента реальности, который формируется концептуальными средствами данной науки. Но не всякой науки, а тех, которые называются фундаментальными. Среди них – физика, химия, биология, социолоия и др. Поэтому выделяют физическую, химическую, биологическую и т.д. картины мира. Но и среди них есть такая, которая лежит в основе остальных. Это – физическая картина мира. Самым существенным в такой картине являются представления о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной – атомах, элементарных частицах, вакууме, пространстве, времени, развитии, типах взаимодействий и т. п. Ядром классической науки XVII–XIX вв. была физика. Согласно ее представлениям, мир состоит из неделимых атомов, движущихся в пустоте и взаимодействующих друг с другом по законам механики. Эти законы вечны и неизменны. Поэтому теоретически возможно рассчитать и предсказать все, что было, есть и будет. В истории классической науки выделяют три сменивших одна другую картины мира: механистическую, термодинамическую и электродинамическую. Человек со своим сознанием, однако, не вполне вписывался в эти схемы миропонимания. Его физическое бытие подчиняется законам окружающего мира, а вот «внутренний мир» – нет. Не находя себе места в общем порядке вещей, человек оказался как бы стоящим над миром. Таким статусом наделяла его и почти двухтысячелетняя традиция христианского человекознания. А благодаря науке он получил в руки инструмент самореализации. Соответственно такому миропониманию он и действовал, мало заботясь о последствиях, тем более, что успехи индустриализации завораживали. На рубеже Х1Х–ХХ вв. в физике были обнаружены новые факты, попытка объяснить которые привела к созданию новой физики, а вместе с ней и неклассической науки. В ее проблемное поле вошли микро- и мегаобъекты, а итогом познания открывшихся измерений бытия стал отказ от прежней научной картины мира и формирование двух автономных, хотя и взаимосвязанных (пока не ясно каким образом) картин реальности – квантовомеханической и релятивистской. Соответственно оказались пересмотренными и многие прежние представления о наиболее фундаментальных свойствах Вселенной, а также принципы ее познания и объяснения. Обратим внимание только на один из них: в методологии научного познании утвердился принцип дополнительности. Он означает, что в процессе познания для воспроизведения целостности объекта необходимо применять взаимоисключающие, «дополнительные» классы понятий и теорий, каждый(ая) из которых справедлив(а) при определенных условиях. Например, при определенных условиях эксперимента элементарная частица может обнаруживать свойства корпускулы, а при других – волновые свойства. Этот факт и обусловил появление двух взаимодополняющих вариантов квантовой механики – матричной и волновой. Данная познавательная установка явилась весьма плодотворной для изучения и понимания других сложных динамических объектов, в т.ч. биологических и социальных систем. Новейшая революция в науке приходится на последнюю треть ХХ ст. Итогом ее является становление постнеклассической науки, а признанный ее лидер – синергетика. Синергетика – наука о сложных, самоорганизующихся и саморазвивающихся системах. Она представляет собой несомненную новость в горизонте научного мышления, способе восприятия и интерпретации универсума и познающего субъекта. Она ставит в центр познания многие маргинальные идеи и интуиции, обитавшие прежде на периферии научного мышления, в частности, представления о многомерности мира, неравновесности, самоорганизации, неопределённости, случайности и, особо подчеркнём, роли Отдельного События, Отдельного Факта. Обращение науки к исследованию сверхсложных самоорганизующихся систем наполняет эти понятия новым содержанием и смыслом. Так, отдельное, случайное – это не исчезающе малые величины, которыми можно без ущерба для понимания сущности пренебречь, а онтологически значимые феномены универсума. Углубляющиеся научные знания о мире и их опредмечивание влечет за собой модернизацию «второй природы». Сегодня в повестке дня – формирование шестого технологического уклада, в основе которого био-, нано-, космические технологии. Особое значение в контексте сказанного следует обратить на социальную и моральную ответственность ученых перед обществом за результаты их исследований. Наука по мере развертывания научно-технического прогресса делает человека всё более существенным фактором космической эволюции; он берет на себя ответственность не только за биосферу, Землю, солнечную систему, но и Космос. А это уже принципиально новое измерение бытия Homo sapiens в мире. Оно требует кардинальной перестройки ментальности человека, понимания им его взаимосвязи с окружающей действительностью и возможных последствий своих действий. Принимая на себя ответственность за целое (универсум), человек тем самым реализует высшую ступень собственной свободы, очерчивая границы своей гордыни и произвола. Включение ценностного измерения в структуру научного сознания (субъекта научной деятельности) определяет принципиальное различие между наукой индустриальной и постиндустриальной эпохи.
|