Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
Объектом изучения социальной философии является общество. В современный русский язык слова «общество» пришло из древнерусского языка; в нем оно восходит к праславянскому имени «общий», которое означает «то, что находится вокруг». Этимология слова «общество» указывает на то, что говорить о нем, его бытии мы можем только тогда, когда имеются, по крайней мере, два человека, а также какие-то устойчивые связи и отношения между ними. Эти связи и объединяют людей в некоторое целое, называемое обществом. С этимологической точки зрения понятие «общество» характеризует, следовательно, общность, союз, сотрудничество людей. Понятию общества по своему содержанию соответствует имя «социум», имеющее латинские корни. Слово «социум» (от лат. socium – общее) этимологически восходит к латинскому глаголу «socio», означающему соединять, объединять, затевать совместный труд. Несмотря на то, что слова «общество» и «социум» в русском и латинском языке имеют одинаковое значение, в научной литературе их иногда различают. Например, с помощью понятия «социум» обозначают не любую, а лишь большую социальную систему. В этом случае все, что имеет отношение к данной системе, называется социальным. Исходя из такой логики, современный российский ученый Х.К. Момджян предложил считать синонимом слова «социум» не любое понятие общества, а лишь понятие общества в широком (онтологическом) смысле слова, как обозначение неприродного бытия, связанного с деятельностью людей. Это – вполне разумное предложение, позволяющее лучше понять, каким образом различные современные науки выделяют в обществе как сложном объекте различные предметы исследования. Философы издавна интересовались природой общества. Уже старшие из софистов (Протагор, Горгий), а позже Дж.Б. Вико, К. Маркс обосновывали представление о том, что общество по своей природе субъективно и «рукотворно», качественно отличается от природы (Вико), а его суть умопостигаема (К. Маркс). Старые философские уроки изучения общества удачно подытоживал в ХХ в. П.А. Сорокин, указававший на то, что «социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного – в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов». Согласно П.А.Сорокину, умопостигаемая суть общества заключается не только в том, что его законы в отличие от законов природы мы можем менять «собственными руками» (Протагор), и не столько в том, что знания об обществе должны быть выражены на определенном языке и являются исторически изменчивыми (Вико). Костяк общества – общественные отношения, по глубокому убеждению К.Маркса, нельзя увидеть даже с помощью микроскопа. Сущность общества нагружена человеческим сознанием, различными смыслами. Вот почему, изучая ее, никуда не уйти от философии, необходимости анализировать, обобщать, определять соответствующие понятия. Вместе с тем общество в наши дни изучается не только философией. В первую очередь, общество является и объектом, и предметом исследования в социологии – специальной конкретной науке о нем. В современной социологии, например, понятие общества обычно наделяется следующими признаками. «Общество – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность» (Н. Смелзер). В определении общества современный американский социолог верно указывает на то, что люди, образующие его проживают на какой-то территории (сегодня ею, впрочем, может быть не только земная поверхность), а также, что общество имеет сложную организацию. Еще более четко на сложноорганизованный характер общества как предмета социологического знания указывает классик современной социологической мысли Т. Парсонс. По его определению, «общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению». Социологическое понятие общества как самодостаточной системы имеет важное значение для социальной философии как специфической мировоззренческой науки. Вместе с тем, в социальной философии в отличие от социологии при изучении общества обращают внимание не столько на его сложный и самодостаточный характер, сколько на то, какими чертами оно обладает как особая форма бытия, в чем состоит специфика общества по сравнению с другими типами сложных систем, что обусловливает самодостаточный характер общества, или, другими словами, что является предельными основаниями общества как системы. Следовательно, в рамках социологии и социальной философии в обществе как объекте исследования выделяются стороны. В рамках социальной философии важную роль играет следующее определение общества. Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных различными связями и отношениями, потребностями и интересами. После того, как мы установили существенные признаки понятия общества, как объекта изучения социальной философии, можно дать дефиницию предмета этой философской дисциплины. Социальная философия – особая философская наука, которая изучает предельные основания общества как целостного явления. Следовательно, социальная философия исходит не только из того, что общество – совокупность людей, а элементом общества как системы является человек – существо биологическое, социальное и духовное. В ней обращается внимание на то, что отдельные люди рождаются, живут, умирают. И при жизни, и после смерти людей между ними формируются многообразные связи и отношения. Это означает, что общество – это не просто определенная совокупность людей, а разнообразные связи и взаимоотношения между людьми, такие связи, которые обеспечивают непрерывный характер существования и развития устойчивой неприродной реальности. Социальная философия изучает, однако, не просто связи и отношения, объединяющие людей в социум, а, прежде всего, предельные основания многообразных связей и взаимоотношений, которые формируются самими людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. Более глубоко специфику социально-философского и конкретно-научного подходов к изучению общества в свете предмета социальной философии проще всего показать на примере уже затрагивавшегося нами выше социологического подхода к изучению общества. В отличие от социологии, социальная философия изучает предельные основания общества как особой формы бытия, целого. Что касается социологии, то она изучает по преимуществу определенные элементы общества - коллективы, социальные институты, различные общности людей и т.д., специально интересуется их структурой, функциями и социально-историческими по своей природе его конкретными элементами и по отдельности, и взятыми в единстве. Ставя перед собой исследовательскую задачу описания наиболее общей структуры общества, социология, в работах таких ее выдающихся представителей, как М.Вебер, П.А.Сорокин, Т. Парсонс и др., фактически, возвышается до задач социальной философии, а грань между общесоциологической и философской концепцией общества становится подвижной. Вместе с тем предметом изучения социологии обычно являются конкретные социальные системы и структуры. В современной социологии предлагаются различные способы объяснения специфики социальной структуры конкретно-исторических типов общества и различных социальных групп. Социальная философия, наоборот, акцентирует внимание на изучении предельных оснований различных социальных систем и структур, а также общества как сложноорганизованной системы, осмысливает предельные основания взаимоотношений общества и человека. Следовательно, независимо от того, смотрит ли социальная философия на свой предмет со стороны общества как особого типа бытия или с точки зрения отдельного человека, взятого в его связях и отношениях с другими людьми, она всегда ориентирована на постижение их наиболее общих, универсальных закономерностей. Философское понятие общества для конкретных наук о нем является предпосылочным. Оно всегда заимствуется в них либо, в конечном счете, из какой-либо философии, либо из интуиций реальной жизни. Философский статус, или предельная общность некоторого научного термина не является свидетельством его бесполезности. Более того, она в рамках социальной философии обычно преодолевается с помощью специальных понятий, категорий. К.Маркс, например, конкретизировал понятие «общество вообще» с помощью категорий: «общественная формация», «общественно-экономическая формация» и т.п. Сегодня для этих целей также используются понятия «тип цивилизации», «тип культуры» и т.п. Социальная философия как относительно самостоятельная философская наука тесно связана со следующими философскими дисциплинами – онтологией, гносеологией, политической философией. В рамках социальной онтологии центральным является вопрос о специфике бытия социума, социальной реальности. В рамках социальной гносеологии исходным является вопрос об особенностях познания социальной реальности. Исторически социальная философия теснейшим образом была связана, во-первых, с политической философией и, во-вторых, с философией истории. Следует иметь в виду, что в древнем мире относительно самостоятельной социальной философии еще не было, а проблемы общества обычно отождествлялись с проблемами государства. Более того, в рамках единой, недифференцированной системы социально-политических философских знаний преимущественным интересом пользовались проблемы этики и философии государственного управления. Например, проблемы этики и специфики философии государственного управления живо интересовали уже древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Важнейшее место они занимали в философии древнего Китая – конфуцианстве, даосизме и легизме. Становление социальной философии как относительно самостоятельной философской дисциплины пришлось на эпоху Возрождения и Нового времени и было связано с постижением сущности государственной власти и ее связей с жизнью обычных людей в трудах Н. Макиавелли; с теорией естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы; исследованием проблемы соотношения социума и государства, общества и природы Дж. Локком и Ш. Монтескье. Заметный вклад в формирование социальной философии Нового времени внесла немецкая классическая философия, особенно в исследовании предельных оснований бытия человека (И. Кант), права, нравственности и морали (Г. Гегель). Важный вклад в развитие современной социальной философии внесла концепция материалистического понимания истории К. Маркса. В ХХ – ХХI вв. внимание к социально-философским проблемам еще больше возросло. В разных аспектах социально–философская тематика присутствует в теории общественного круговорота О. Шпенглера, социального интуитивизма А. Бергсона, в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, в общесоциологических учениях М. Вебера, П.А. Сорокина, Т. Парсонса, философии постмодернизма, философии глобализации и др. Современная социальная философия тесно связана с современной философией истории и глобализации, в которой в последние годы были разработаны концепции «глобальной деревни» (М. Маклюэн), «конца истории» (Ф.Фукуяма), «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон), «мир-системы» (Й.Валлерстайн), «глобализации и глокализации» (Р.Робертсон) и др. Важнейшими исходными положениями социальной философии являются следующие: Онтологические положения: · общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, которое не сводится к простой сумме составляющих его людей; · человек и общество находятся в сложной и противоречивой системе взаимоотношений. Гносеологические и методологические положения: · познание общества (социальное познание ) существенно отличается от познания природы: субъект познания общества сам живет в обществе и включен в многообразные общественные связи. Социальное познание тесно связано с интересами людей, что является одной из причин существования плюрализма концепций и взглядов на возникновение, функционирование и развитие общества (человека). · познание общества предполагает использование методов диалектики, которые должны увязываться со следующими общенаучными подходами: системным подходом (К. Маркс, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи), структурно-функциональным подходом (Т. Парсонс, Р. Мертон), ноосферным подходом(В.И. Вернадский), кибернетическим подходом (Н. Винер), синергетическим подходом (И. Пригожин). В наши дни перспективы социально-философского познания чаще всего связываются с синергетикой. Действительно, с позиций синергетики удается конкретизировать и более точно определить некоторые особенности развития социальных систем. Постепенные, случайные изменения в них можно рассматривать вслед за синергетикой как флуктуации, которые приводят к какой-либо точке бифуркации, за которой однозначно предсказать поведение социальной системы обычно невозможно, поскольку любая случайность может привести к неожиданным результатам. Резкие изменения в системе могут привести к непредвиденным последствиям, распаду общественного организма. Поэтому с точки зрения синергетики вообще, социальной синергетики, в особенности, любые реформы в общественных системах должны быть тщательно подготовлены, при реформировании общества следует использовать по преимуществу такие социальные технологии, которые учитывают особенности внутренних закономерностей развития общества как сверхсложной системы. · социальная философия изучает общество в целом (т.е. как сложную саморазвивающуюся систему, состоящую из относительно автономных частей, подсистем или сфер общественной жизни). В отличие от природы общество есть деятельность преследующего свои цели человека. Если животные приспосабливаются (на основе генетической предопределенности и инстинктов) к окружающей среде, то человек в результате целенаправленной деятельности ее преобразовывает, т.е. создает вторую природу. Основой общественной жизни являются многообразные отношения, связи между людьми – общественные отношения. Они включают в себя разнообразные виды отношений - экономические, политические, правовые, нравственные, а также, выделяемые уже по другому основанию, межличностные, семейные, национальные и т.д. отношения и типы коммуникации. Социальные коммуникации (сети) – продукт и условие совместной человеческой деятельности, отношений людей и среды, людей друг к другу. Центральным вопросом социальной философии как особой философской науки является вопрос о том, каким образом люди связываются друг с другом и со средой посредством общества.
|