А также гл. 8—11 и 15.
А в то же время многие специалисты по исследова- нию поведения и многие философы не заметили высших функций, по-видимому, именно потому, что низшие функ- ции присутствуют всегда, независимо от того, присут- ствуют ли при этом высшие функции или нет. XV Кроме тех новых функций языка, которые появились вместе с человеком и развились в процессе эволюции его рационального мышления, нам нужно обратить вни- мание еще на одно различие, по своей важности мало уступающее первому, — между эволюцией органов n эволюцией орудий труда или машин, различие, честь обнаружения которого по праву принадлежит одному из величайших английских философов Самюэлю Бат леру, автору произведения «Едгин» (1872 г.). Эволюция животных происходит в основном, хотя и не только, в результате видоизменения их органов (или их поведения) или появления новых органов (или но- вых форм поведения). В отличие от этого эволюция че- ловека происходит главным образом благодаря разви- тию новых органов, находящихся вне нашего тела или нашей личности: «экзосоматически», как это определя- ют биологи, или «внеличностно». Этими новыми орга- нами являются наши орудия труда, оружие, машины., дома. Рудиментарные зачатки такого экзосоматического развития можно найти, конечно, и у животных. Строи- тельство нор, берлог или гнезд можно отнести к числу первых достижений на этом пути. Здесь уместно напом- нить, что бобры устраивают весьма хитроумные плоти- ны. Но человек вместо того, чтобы развивать у себя бо- лее остры«глаз или более чуткое ухо, обрастает очка- ми, микроскопами, телескопами, телефонами и аппара- тами для глухих. И вместо того, чтобы развивать спо- собности бегать все быстрее и быстрее, он создает все более скоростные автомобили. Но меня больше всего во внеличностной или экзосо- матической эволюции интересует следующее. Вместо того чтобы все больше и больше развивать свою память и мозг, мы обрастаем бумагой, ручками, карандашами, пишущими машинками, диктофонами, печатными стан- ками и библиотеками. Все это придает нашему языку, особенно его дес- криптивной и аргументативной функциям, нечто, имею- щее совершенно новые измерения. И самое последнее достижение на этом пути (используемое главным обра- зом для усиления наших способностей в аргументации) связано с развитием вычислительной техники.. XVI Но каким же образом высшие функции и измерения языка связаны с низшими? Как мы видели, они не под- меняют низших, а устанавливают лишь своего рода гибкое управление над ними — управление с обратной -связью. Рассмотрим, например, дискуссию на научной конфе- ренции. Она может быть увлекательной, занятной и со- держать все симптомы и проявления этого, а эти про- явления могут в свою очередь стимулировать аналогич- ные симптомы у других участников конференции. Тем не менее, без всяких сомнений, в определенной мере эти симптомы и стимулирующие сигналы будут вызваны и будут управляться научным содержанием дискуссии, а так как это содержание будет иметь дескриптивный или аргументативный характер, низшие функции окажутся под контролем высших. Более того, хотя удачная шутка «ли приятная улыбка и могут позволить низшим функ- циям взять верх на короткое время, в конце концов ^побеждает хорошая, обоснованная аргументация и то, что она доказывает или опровергает. Другими словами, наша дискуссия управляется, хотя и гибким образом, регулятивными идеями истины и обоснованности. Эта ситуация стала еще более ярко выраженной в результате открытия и совершенствования новой прак- тики книгопечатания и публикаций, особенно когда речь идет о печатании и публикации научных теорий и гипотез, а также статей, в которых эти теории и гипоте- зы подвергаются критическому обсуждению. Я не могу здесь останавливаться на важности кри- тического рассуждения, так как на эту тему я писал •очень много (см. прим. 31\ и [[49; гл. 24 и прилож. к т. II (1962)], а также [54, предисловие и введение]), и не стану ее затрагивать здесь. Я хотел бы лишь подчерк- нуть, что критическая аргументация представляет собой средство управления: она является средством устране- ния ошибок, средством отбора. Мы решаем стоящие пе- ред нами задачи, выдвигая предположительно различ- ные конкурирующие теории и гипотезы, своего рода пробные шары, и подвергая их критическому обсужде- нию и эмпирическим проверкам с целью устранения ошибок. Таким образом, эволюцию высших функций языка, которую я пытался обрисовать, можно охарактеризовать как эволюцию новых средств решения проблем с по- мощью нового типа проб и нового метода устранения ошибок, то есть новых методов управления пробами. XVII Теперь я готов привести мое решение нашей первой основной задачи, то есть комптоновской проблемы о влиянии смысла на поведение. Оно состоит в следую- щем. Высшие функции языка эволюционировали под дав- лением потребности в лучшем управлении двух вещей; более низких уровней нашего языка и нашей адаптиру- емости к внешней среде с помощью развития не только новых орудий труда, но и, скажем, новых научных тео- рий и новых стандартов отбора. Но, развивая свои высшие функции, наш язык по- путно усилил абстрактные значения и абстрактное со- держание, то есть мы научились абстрагироваться от различия в способе формулирования и выражения тео- рий и обращать внимание лишь на их инвариантное содержание или смысл (от которых зависит их истин- ность). И это справедливо не только относительно тео- рий и других дескриптивных высказываний, но также относительно предлагаемых вещей, целей и всего ос- тального, что можно подвергнуть критическому обсуж- дению. Проблема, которую я назвал комптоновской, пред- ставляет собой проблему объяснения и понимания все- побеждающей силы СМ.ЫСЛОБ, например содержания на- ших теорий, наших целей, наших намерений; намерений и целей, которые в некоторых случаях, должно быть, усваиваются в результате размышлений и обсуждений. Но теперь больше нет такой проблемы. Ибо возмож- ность воздействовать на нас представляет собой неотъ- емлемую часть содержания и смыслов теорий, целей, аза намерений, ведь роль функции содержания и смысла как раз и состоит в том, чтобы управлять. Такое решение комптоновской проблемы соответст- вует комптоновскому ограничивающему постулату. Ибо управление нами и нашими действиями со стороны на- ших теорий и намерений является, безусловно, ^гибким. Ничто не заставляет нас следовать управлению со сто- роны наших теорий: ведь мы можем подвергнуть их критическому обсуждению и беспрепятственно отвер- гнуть их, если нам покажется, что они не удовлетво- ряют нашим регулятивным нормам. Так что это управ- ление далеко не одностороннее. Научные теории не только управляют нами, они и управляются нами (так же как и наши регулятивные нормы), и это образует своеобразную обратную связь. Если же мы решаемся следовать нашим теориям, то мы делаем это по доброй воле, после необходимых размышлений, то есть после критического рассмотрения альтернатив и в результате свободного выбора между конкурирующими теориями, выбора, основанного на критическом обсуждении. Именно это я и считаю своим решением комптонов- ской проблемы, и, прежде чем перейти к решению де- картовской проблемы, я вкратце обрисую более общую теорию эволюции, которой я в неявном виде восполь- зовался для решения комптоновской проблемы. XVIII Прежде чем излагать мою общую теорию, я хотел бы принести многочисленные извинения. Мне понадоби- лось много времени, чтобы всесторонне ее обдумать и самому уяснить, в чем ее суть. Тем не менее она все еще не удовлетворяет меня полностью. Частично это объяс- няется тем, что эта теория является эволюционной и к тому же, боюсь, мало что добавляет, если не считать новых акцентов, к уже существующим эволюционным теориям. Мне приходится краснеть, когда я делаю это приз- нание, так как, когда я был моложе, я обычно говорил о философских учениях эволюционизма в пренебрежи- тельном тоне. Когда двадцать два года тому назад ка- ноник Рэвин в своей книге «Наука, религия и будущее» назвал полемику вокруг дарвиновской теории «бурей в викторианской чашке чая»», согласившись с ним в принципе, я критиковал его (ср. [53, с. 106, прим. 1J) за то, что он слишком много внимания уделяет «пару, все еще идущему из чашки», имея при этом в виду пыл философских учений об эволюции (и особенно тех из них, кто уверял в существовании непреложных законов эволюции). Но сегодня мне приходится признаться, что эта чашка чая стала в конце концов моей чашкой и к вынужден прийти с повинной. Даже если не обращать внимания на философские учения об эволюции, беда эволюционной теории состоит в том, что она имеет тавтологический или почти тавто- логический характер: эта беда проистекает из того, что дарвинизм и теория естественного отбора, как бы важ- ны они ни были, объясняют эволюцию с помощью прин- ципа «выживания наиболее приспособленных» (этот термин принадлежит Спенсеру). А тем не менее трудно· обнаружить различие, если только оно существует, меж- ду утверждением: «Те, кто выжил, наиболее приспособ- лены»— и тавтологией: «Выжили только те, кто вы- жил». Ибо, боюсь, у нас нет другого критерия определе- ния приспособленности, чем реальное выживание, и, значит, именно из того, что некоторые организмы вы- жили, м.ы заключаем, что они были наиболее приспособ- ленными, наилучшим образом адаптировавшимися к условиям своего существования. Это показывает, что дарвинизм, несмотря на все свои несомненные достоинства, далеко не совершенен как теория. Он требует переформулировки, которая сделает его менее туманным. И эволюционную теорию, которую- я собираюсь обрисовать здесь, нужно рассматривать как попытку такой переформулировки. · Мою теорию можно представить как попытку при- менить к эволюции в целом то, что мы выяснили, рас- сматривая эволюцию от языка животных к человеческо- му языку. И она представляет собой определенный взгляд на эволюцию как на развивающуюся иерархиче- скую систему гибких управлений и определенный взгляд на организм как нечто, содержащее (а в случае человека—-эволюционирующую экзосоматически) эту развивающуюся иерархическую систему гибких управ- лений. При этом я опираюсь на неодарвинистскую тео- рию эволюции, но в новой формулировке, в которой «мутации» интерпретируются как метод более или ме- нее случайных проб и ошибок, а «естественный отбор»;—· как один из способов управления ими с помощью устранения ошибок. Теперь я изложу эту теорию с помощью двенадцати сжатых тезисов. (1) Все организмы постоянно, днем и ночью, решают проблемы, и это же можно сказать и о тех эволюцион- ных рядах, организмов, филумах, которые начинаются с самых примитивных форм и заканчиваются живущи- ми в настоящее время организмами. (2) Проблемы, о которых упоминалось выше, явля- ются проблемами в объективном смысле слова: гипоте- тически их всегда можно реконструировать, так ска- зать, задним числом (об этом я скажу подробнее ни- же). У объективных в этом смысле проблем не всегда должны быть осознанные эквиваленты, а в том случае, когда какая-нибудь проблема выступает осознанной, она не обязательно должна совпадать с объективной проблемой. (3) Проблемы всегда решаются методом проб и ошибок: предположительно выдвигаются новые реак- ции, новые формы, новые органы, новые способы пове- дения, новые гипотезы, а затем осуществляется конт- роль посредством устранения ошибок. (4) Устранение ошибок может осуществляться либо в виде полного устранения неудачных форм (уничтоже- ние неудачных форм в результате естественного отбо- ра), либо в виде (предварительной) эволюции управле- ний, осуществляющих модификацию или подавление не- удачных органов, форм поведения или гипотез. (5) Отдельный организм, так сказать, телескопиче- ски32 вбирает в единое тело то управление, которое вы- работалось в процессе эволюции его филума, точно так же, как он частично повторяет в своем онтогенетическом развитии свою филогенетическую эволюцию. 32 Идею «телескопирования» (хотя и не сам этот термин, заим- ствованный мною у Масгрейва) можно, по-видимому, обнаружить у Дарвина в «Происхождении видов» (гл. VI), где он пишет: «...каж- дый высоко развитый организм прошел через много изменений... каж- дое изменение в строении имеет наклонность передаваться по наслед- ству, так что ни одно изменение не может быть легко полностью утрачено, а будет вновь и вновь изменяться далее. Таким образом, «организация каждой части -[организма]... является суммой многих унаследованных изменений, через которые прошел данный вид...» [20, с. 282. — Курсив мой]. (См. также, что говорит по этому поводу Бол- дуин в [2, с. 99], и литературу, на которую он ссылается.) (6) Отдельный организм представляет собой своего рода «головной отряд» эволюционного ряда организмов, к которому он принадлежит (своего филума): он сам является пробным решением, опробовающимся в новых экологических нишах, выбирающим окружающую среду и преобразующим ее. В этом смысле индивидуальный организм по отношению к своему филуму находится почти в том же положении, что и его действия (поведе- ние) по отношению к самому себе: и сам индивидуаль- ный организм, и его поведение — все это пробы, кото рые могут быть забракованы в результате устранения ошибок. (7) Обозначая проблему через Р, ее пробные реше- ния — через TS n устранение ошибок — через ЕЕ, мы можем представить фундаментальную эволюционную последовательность событий в следующем виде: Но эта последовательность не является циклом: вторая проблема, вообще говоря, отличается от первой, она представляет собой результат новой ситуации, которая возникает частично вследствие тех пробных решений, которые были опробованы, и того процесса устранения ошибок, который регулирует их. Для того чтобы подчеркнуть это, приведенную выше схему нужно переписать в виде (8) Однако и в этой схеме не хватает одного важно- го элемента: разнообразия пробных решений, многочис- ленности проб. Поэтому в своем окончательном виде наша схема должна будет выглядеть приблизительно так: Р, > rs (9) В данном виде нашу схему уже можно сравнить с представлениями неодарвинизма. Согласно неодарви- низму, существует в основном одна проблема — пробле- ма выживания. Неодарвинизм, как и мы, допускает раз- нообразие пробных решений, это так называемые вариа- ции, или мутации. Но он допускает только однц форму устранения ошибок — вымирание организма. Кроме того (и это частично объясняется предыдущим), он не заме- чает, что PI и Р2 существенно различны, или по край- ней мере не отдает себе достаточно ясного отчета в том, что этот факт имеет первостепенное значение. (10) В нашей системе не все проблемы суть пробле- мы выживания: существует множество вполне конкрет- ных проблем и субпроблем (даже если самыми первы- ми из проблем были действительно проблемы на чистое выживание). Например, одной из ранних проблем Р\ могла быть проблема воспроизводства. А ее решение могло привести к возникновению новой проблемы Рг о том, как избавиться от потомства или обеспечить его территориальное распространение, так как потомство угрожает задушить не только родителей, но и самих себя33. Возможно, интересно отметить, что проблема устра- нения опасности, связанной с задушением своим собст- венным потомством, принадлежит, по-видимому, к чис- лу проблем, которые были решены эволюцией много- клеточных, организмов: вместо того чтобы избавляться от своего потомства, была создана общинная система с применением, различных новых методов совместного проживания. (1,1) Теория, предлагаемая здесь, различает С й и РЪ и показывает, что проблемы (или проблемные ситуа- ции), с которыми приходится иметь дело организму, часто оказываются совершенно новыми, возникая как продукты эволюции. Поэтому эта теория в неявном виде дает рациональное объяснение того, что обычно назы- 33 Возникновение новых проблемных ситуаций можно описать как изменение или дифференциацию «экологической ниши» организ- ма или окружающей среды, имеющей важное значение для данного организма. (Его можно, вероятно, назвать «отбором естественной среды», ср. с. [41].) И то, что любое изменение в организме, характе- ре его поведения или месте его пребывания создает новые проблемы^ объясняет необыкновенное многообразие (всегда пробных) решений». 540 541 шают сомнительными выражениями: «творческой эволю- цией», или «эмерджентной эволюцией»^. (12) Наша схема учитывает возможность развития ^регуляторов по устранению ошибок (органов предупреж- дения, таких, как глаза, механизмов с обратной • связью), то есть регуляторов, позволяющих устранять ошибки без вымирания организмов; и это делает воз- можным, чтобы в конце концов вместо нас отмирали наши гипотезы. XIX Каждый организм можно рассматривать как некую 'иерархическую систему гибких управлений, как систему облаков, управляемых облаками. Управляемая подсисте- ма осуществляет действия, представляющие собой про- бы и ошибки, а управляющая система часть из них по- давляет, а часть ограничивает. С подобным примером мы уже сталкивались, рас- сматривая взаимосвязь между высшими и низшими функциями языка. В этом случае низшие функции про- должают существовать и играть свою роль, но ими ста- ли управлять и их стали ограничивать высшие функции. Можно привести и другой характерный пример. Если я попытаюсь стоять спокойно, без движений, тогда (как уверяют физиологи) мои мышцы будут непрерывно в работе, сокращаясь и расслабляясь практически случай- ным образом (это и будут TSi вплоть до TSn в тезисе (8) предыдущего раздела), однако будут управляться, хотя мы и не отдаем себе в этом отчета, посредством процесса устранения ошибок (ЕЕ) так, что всякое не- значительное отклонение от принятой позы практически мгновенно исправляется. Поэтому сохранять определен- ное положение спокойно мне удастся более или менее •с помощью того же метода, каким автопилот поддержи- вает курс самолета. Приведенный пример иллюстрирует одновременно и •тезис (1) предыдущего раздела, то, что каждый орга- низм постоянно принимает участие в решении проблем методом проб и ошибок, что он реагирует на старые и «новые задачи посредством более или менее случайно подобных35 (или облакоподобных) проб и устраняя их,, если они оказываются безуспешными. (Если же они ока- зываются успешными, то тем самым увеличивается ве- роятность выживания мутантов, «имитирующих» достиг- нутое решение, и создается тенденция для закрепления- этого решения в наследственности36 путем включения его в пространственную структуру или форму нового организма.) XX Мы познакомились выше лишь с самыми первыми наметками теории. И конечно, она требует дальнейшей разработки. Однако здесь я хотел бы несколько более подробно остановиться еще на одном вопросе — на том, в каком смысле используются (в тезисах (1) — (3), разд. XVIII) термины «проблема» и «решение проблем», и в особенности объяснить мое утверждение о том, что о проблемах можно говорить в объективном, а не пси- хологическом смысле слова. Это важный вопрос, поскольку эволюция, очевидно, не является сознательным процессом. Многие биологи утверждают, что эволюция определенных органов ре- шает определенные проблемы, например эволюция гла- за решила для передвигающегося животного проблему своевременного предупреждения, благодаря чему оно может вовремя изменить направление своего движения ' до того, как наткнется на что-нибудь твердое. И конеч- но, никто не предполагает, что такие решения подобных проблем отыскиваются осознанно. Но тогда не является ли утверждение о том, что здесь решается какая-то "*" проблема, одной лишь метафорой? Мне думается, что это не так, и дело здесь в сле- 34 См. прим. 18, где приводятся ссылки на высказывание Компто- ша об «эмерджентной эволюции». 35 Метод проб и устранения ошибок не предполагает абсолютно случайных или беспорядочных проб (как иногда предполагают); как. бы случайно ни выглядели иногда эти пробы, в них всегда должна быть по крайней мере «последействие» (в том смысле, в каком этот термин используется в моей книге;[52, с. 162]). Ибо организм по- стоянно учится на своих ошибках, иными словами, он вырабатывает управление, подавляющее, устраняющее или по крайней мере умень- шающее частоту появления некоторых возможных проб (которые бы- ли, может быть, реальными пробами в процессе прошлого эволюци- онного развития). 86 Теперь это иногда называют «эффектом Болдуина»; см., на- пример, [60; 63]. (См. также [3, с. 174; 34, с. 321].) дующем. Когда мы говорим о некоторой проблеме, мы почти всегда делаем это задним числом, исходя из того, что уже совершено. Человек, работающий над пробле- мой, редко в состоянии ясно сказать, в чем она состоит •(до тото, как он ее решит), а даже тогда, когда он мо- жет объяснить, в чем состоит его проблема, это объясне- ние может оказаться ошибочным. И это справедливо да- же по отношению к ученым, хотя ученые и принадлежат к числу тех немногих, кто сознательно старается до кон- ца попять свои проблемы. Например, Кеплер считал, что его проблема состоит в том, чтобы обнаружить гар- монию мирового порядка, однако мы можем, сказать, что он решал проблему математического описания движе- ния планетарной системы, состоящей из двух тел. Ана- логично Шредингер ошибочно полагал, что проблема, которую он решил, выведя (стационарное) уравнение Шредингера, связана с поведением волн плотности электрического заряда в непрерывном поле. Позже Макс Борн предложил статистическую интерпретацию шредингеровской волновой амплитуды, интерпретацию, шокировавшую Шредингера, который не примирился с ней до самой своей смерти. Он действительно решил проблему—*но не ту, которую думал, что решил. И это мы теперь знаем задним числом. Тем не менее ясно, что именно в науке мы чаще все- го осознаем, проблемы, которые пытаемся решать. По- этому нельзя считать недопустимым опираться на пони- мание уже происшедшего события и в других случаях и говорить, что амебы решают определенные проблемы (хотя при этом и нет никакой нужды допускать, что •они знают свои проблемы хоть в каком-нибудь смысле), то есть от амебы до Эйнштейна всего один шаг. XXI Однако Комптон говорит, что действия амебы не являются рациональными [18, с. 91; 19, с. 78], в то вре- мя как можно предположить, что действия Эйнштейна были таковыми. И значит, между амебой и Эйнштейном все-таки должно быть какое-то различие. Согласен, различие между ними есть, хотя использо- вавшиеся ими методы почти случайных или облако- ятодобных проб и ошибок по сути своей уж не так и раз- личны (ср. [34, с. 334, 349], см. также прим. 35)37. Основное, и огромное, различие между ними заключа- ется в их отношении к ошибкам. Эйнштейн в отличие от амебы сознательно старался каждый раз, когда ему представлялось новое решение, найти в нем изъян, об- наружить в нем ошибку, он подходил к своим решениям критически. Думается, что это осознанно критическое отношение к своим собственным идеям и составляет одно из дейст- вительно важных различий между методом Эйнштейна и методом амебы. Благодаря ему Эйнштейн имел воз- можность быстро отбрасывать сотни гипотез в качестве неадекватных еще до того, как он исследовал более тщательно ту или иную из них в том, случае, когда ка- залось, что она в состоянии выдержать и более серьез- ную критику. Как сказал недавно физик Уилер, «наша задача со- стоит в том, чтобы делать ошибки как можно быстрее» [64, с. 360]. И эта задача решается, когда человек соз- нательно занимает критическую позицию. Для меня это самая высокая из имеющихся на сегодня форм рацио- нального мышления или рациональности. Пробы и ошибки ученого состоят из гипотез. Он формулирует их в словах, чаще всего письменно. А за- тем он пытается выявить в одной из этих гипотез изъя- ны, критикуя их или проверяя их экспериментально, и в этом ему помогают его коллеги, которые будут доволь- ны, если эти изъяны удастся найти. И если гипотеза не сумеет противостоять критике и не выдержит этих про- верок по крайней мере так же хорошо, как и ее конку- ренты38, то она будет отброшена. С амебой и первобытным человеком дело обстоит по- другому. В этом случае критическая позиция отсутст- вует, и по преимуществу случается так, что ошибочные гипотезы или ожидания устранялись естественным отбо- ром, путем гибели тех организмов, который воплотил 37 Превосходный пример решения проблемы рыбой описан в [39, с. 37]. se -jo, ЧТо мы можем выбирать лишь «лучшую» из ряда конку- рирующих гипотез — «лучшую» в свете критического обсуждения, на- правленного на поиск истины, — означает, что мы принимаем ту из них, которая в свете дискуссии представляется «наиболее близкой к истине» (см. {54, гл. 10]). См. также [1&, с. VII, 74] (на с. 74 речь идет о принципе сохранения энергии). 35-913 545 их или верил в них. Поэтому можно сказать, что крити- ческий, или рациональный, метод состоит в том, чтобы позволять нашим гипотезам гибнуть вместо нас, и в этом состоит одно из проявлений экзосоматической эво- люции. XXII Теперь я, пожалуй, перейду к вопросу, который до- ставил мне немало хлопот, хотя в конце концов ответ на него оказался крайне простым. Вопрос этот состоит в следующем. Можем ли мы доказать существование гибкого управления? Сущест- вуют ли в природе такие неорганические физические системы, которые могут служить примерами или физи- ческими моделями гибкого управления? По первому впечатлению негативного ответа на этот вопрос придерживаются в неявном виде как многие фи- зики, которые, подобно Декарту и Комптону, были сто- ронниками моделей «главного рубильника», так и многие философы, которые вслед за Юмом или Шли- ком отрицали возможность чего-то промежуточного между абсолютным детерминизмом и чистой случай- ностью. Конечно, кибернетика и создатели вычислитель- ной техники смогли в последнее время сконструировать вычислительные машины, сделанные из механических, электронных и т. п. деталей, но в то же время распола- гающие возможностями весьма гибкого управления; на- пример, существуют вычислительные машины со встро- енным механизмом случайно подобных проб, которые проверяются или оцениваются посредством обратной связи (подобно автопилоту или самонаводящему устрой- ству) и отбраковываются, если являются ошибочными, Но эти системы, хотя и содержат то, что я называю гиб- ким управлением, представляют собой, по существу, сложнейшую релейную систему переключателей. Мне же хотелось найти простую физическую модель индетерми- низма Пирса, чисто физическую систему, похожую на самое что ни на есть размытое облако, находящееся в постоянном тепловом движении, управляемую другими размытыми облаками, хотя и менее размытыми, чем: первое. Если вернуться теперь к нашей старой шкале из об- лаков и часов, с облаками на левом краю и часами — на правом, то мы смогли бы сказать, что нам хотелось бы найти нечто, лежащее посредине, нечто вроде орга- Amp; иизма или роя мошек, но неживое, — чисто физическую •систему, управляемую гибко и, так сказать, «мягко». Предположим, что облако, которым будут управ- лять, — это газ. Тогда на нашей шкале в крайнее левое •положение можно поместить неуправляемый газ, кото- рый очень скоро рассеется и в результате перестанет •быть физической системой. На правом, же краю нашей шкалы мы поместим железный цилиндр, наполненный газом; это и был бы наш пример «твердого», «жестко- го» управления. В промежутке, но гораздо ближе к левому краю, оказались бы системы с более или менее -«мягким» управлением,, такие, как рой мошкары или огромные сгустки частиц типа газа, удерживаемого вместе силами взаимного тяготения наподобие солнца. (А если это управление далеко от совершенства и мно- гим частицам удается вырваться из-под его влияния, то для нас это ничего не меняет.) Вероятно, можно счи- тать, что планеты в своем движении управляются очень жестко в сравнении с другими системами, конечно, ибо даже планетарная система есть облако, так же как и Млечный путь, звездные скопления и скопления звезд- яых скоплений. Но существуют ли, кроме органических •систем и гигантских скоплений частиц, другие примеры каких-то «мягко» управляемых физических систем не- большого размера? Мне думается, что да, и я предлагаю поместить по- средине нашей диаграммы детский надувной шарик, а -еще лучше — мыльный пузырь; и в самом деле, оказыва- ется, что это крайне примитивный и в то же время во многих отношениях превосходный пример или модель •системы Пирса и «мягкого» способа гибкого управления. Мыльный пузырь состоит из двух подсистем, кото- рые и являются облаками и управляются друг другом: без воздуха мыльная пленка лопнула бы и осталась бы лишь капля мыльной воды. Но без мыльной пленки воз- дух в пузыре был бы бесконтрольным и рассеился бы, шерестав существовать как система. А это значит, что управление здесь взаимное, оно гибко и имеет харак- тер обратной связи. И тем не менее различать управля- емую систему (воздух) и управляющую систему (плен- ка) вполне возможно. Заключенный в пленку воздух не только оказывается еще более облакоподобным, чем окружающая его пленка, но он перестает к тому же и •быть физической (самовзаимодействующей) системой, 35* 547 стоит нам эту пленку удалить. В отличие от этого сама пленка после удаления воздуха образует каплю, кото- рая, хотя и имеет другую форму, все же может рас- сматриваться как физическая система. Сравнивая мыльный пузырь с системами, сделанны- ми из механических и других деталей, подобно преци- зионным часам или вычислительной машине, мы могли бы, конечно, утверждать (соглашаясь с мнением Пир- са), что даже эти механические системы суть облака, управляемые другими облаками. Но эти «жесткие» си- стемы специально делаются так, чтобы свести к миниму- му, насколько это только возможно, воздействие обла- коподобных эффектов молекулярно-теплового движения и флуктуации; так что хотя это и об/лака, но их управ- ляющие механизмы сконструированы так, чтобы подав- лять или компенсировать, насколько возможно, все обла- коподобные эффекты. И это верно уже даже относитель- но вычислительных машин с встроенными механизмами, имитирующими случайно подобные механизмы проб и ошибок. Отличие нашего мыльного пузыря состоит в том, что он, по-видимому, ближе к биологическому организму: здесь молекулярные эффекты не устраняются, а оказы- вают самое непосредственное влияние на функциониро- вание системы, которая окружена «кожей» — проницае- мой оболочкой39, которая сохраняет «открытость» систе- мы, ее способность «реагировать» на воздействия окру- жающей среды в той форме, которая, можно сказать, «встроена» в организацию системы: если на мыльный пузырь попадет тепловое излучение, он поглотит тепло (в принципе так же, как это происходит в теплицах), заключенный в нем воздух расширится и мыльный пу- зырь станет подниматься вверх. Всякий раз, когда мы опираемся на сходство или аналогию, необходимо, конечно, следить за теми преде- лами, за которыми они перестают работать, и в этой связи можно было бы заметить, что по крайней мере в некоторых организмах молекулярные флуктуации, по всей видимости, усиливаются и в этом виде использу- 39 Проницаемые оболочки или мембраны, по-видимому, являются характерной чертой любых биологических систем. (Возможно, это связано с явлением биологической индивидуализации.) О предысто- рии взгляда, согласно которому и мембраны, и пузыри суть прими- тивные организмы, см. [35, с. 111]. ются для облегчения действий в направлении проб и ошибок. Во всяком случае, похоже, что усилители игра- ют первостепенную роль во всех организмах (которые ·...- с этой точки зрения напоминают вычислительные маши- ны с их главными переключателями и разветвленной сетью реле и усилителей). А ведь в мыльном пузыре никаких усилителей нет. Но как бы то, ни было, наш мыльный пузырь дока- зывает, что естественные физические облакоподобные системы, которые гибко и мягко управляются другими облакоподобными системами, действительно существуют. (Между прочим,, пленка пузыря совсем не обязательно должна быть органической природы, хотя среди обра- зующих ее молекул и должны быть достаточно боль- шие.) XXIII Эволюционная теория, предложенная выше, позво- ляет сразу решить и вторую из наших проблем — клас- сическую декартовскую проблему об отношении духов- ного и телесного. Она решает эту проблему не опреде- лением того, что такое «разум» или «сознание», а путем характеристики некоторых сторон эволюции разума или сознания и тем самым характеристики их функции. Следует предположить, что сознание развилось из незначительных источников, возможно, его первой фор- мой было неясное чувство раздражения, испытывавшееся организмом каждый раз, когда надо было решить ка- кую-нибудь проблему, например проблему удаления от раздражающего вещества. Но как бы там ни было, соз- нание оказалось важным эволюционным фактором, а с течением времени еще более важным, по мере того как оно стало позволять предвидеть возможные спосо- бы реагирования: возможные движения в направлении проб — ошибок и их возможные исходы. Теперь мы можем утверждать, что состояния нашего
|