Монастыри Курской области
Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI века. Но монашество возникло задолго до принятия христианства Русью. Основоположником отшельнического, скитского монашества в христианстве считается Антоний Великий, основателем же общежитейского монашества был преподобный Пахомий Великий. Монах (инок, то есть иной, не так как все) – одинокий, уединенный, преподобный, очень подобный Спасителю Христу. Он связывал себя добровольными обетами нестяжания, безбрачия, послушания, аскетизма во имя спасения души. Строительство монастырей поддерживалось князьями и чернью, поскольку потребность иметь земное представительство перед Богом в своих делах и чаяниях, а в монахах как раз видели постоянных богомольцев за свои души, заступников перед Богом. Родоначальником монашества на земле Русской принято считать Феодосия Печерского (1008 – 1074), игумена Киево-Печерского монастыря. Начинал свой путь он в Курске. Здесь учился в церковно-приходской школе, пел в церковном хоре, слушал рассказы странников-богомольцев. По православным справочным изданиям ХХ века самым древним монастырем Курской губернии называется Николаевский (близ города Рыльска), основанный в 1505 году. В конце XVI века к нему добавился лишь один монастырь – Коренская Рождества Богородицы пустынь (1597). Другие курские монастырь возникли в XVII веке. В 1612 году был заложен Знаменский (до 1649 года называвшийся Рождественским) монастырь, а построен он был в 1615 году. В первой половине XVII века основан Свято-Троицкий монастырь. В это же время был открыт Знаменский монастырь в городе Обояни. В Щигровском уезде Александро-Мариинская община, которая до 1905 года была небольшой женской богадельней. Наибольшую известность в истории Курского края приобрели два монастырь: Курский Знаменский и Коренная пустынь, между которыми появились связи с обретением в конце XIII века иконы Знамение Богоматери. Это был трудный период в истории Курского края. Курск и его область, разоренные полчищами татар, голод и мор истощили твердое мужество русских. Народ, изнемогавший под тяжестью бедствий, искал облегчения в молитве. В это время, восьмого сентября 1295 года, в двадцати семи верстах от города Курска в корнях дерева на берегу реки Тускари была найдена икона. Согласно преданию, когда икона была поднята с земли, на том месте сразу же излился источник чистой воды. Молва об иконе дошла до Рыльского удельного князя Василия Шемяки, который приказал принести ее в город Рыльск. Икона Знамение Богородицы была доставлена к городу, но князь отказался ее встретить. За маловерие, утверждается в предании, князь был поражен слепотой. Раскаявшись в своем поступке, В. Шемяка поспешил к иконе, «принес перед нею торжественное моление» и получил прозрение. Из благодарности к исцелению князь соорудил в городе Рыльске храм во имя Рождества Богородицы для чудотворной иконы. Но она странным образом перенеслась из посвященного ею храма на место своего явления. Будучи и далее неоднократно перенесенной в Рыльск, икона каждый раз неведомо как возвращалась к месту своего начального пребывания. Это заставило рылян построить специальную часовню в Коренной пустыни. И с того времени икона постоянно находилась в часовне. В 1597 году по приказу царя Коренную икону Богоматери принесли в Москву, сделали вокруг нее обрамление из кипарисового дерева. Царь украсил икону серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом. А царица приложила к ней шитую золотом пелену. В 1612 году Россия переживала очередной трудный период. Поляки и казаки простирали свои набеги до самого Курска, испепеляя города и веси. Куряне дали благочестивый обет, что в случае успеха в борьбе с захватчиками, соорудить в центре города монастырь во имя Богоматери и перенести в него чудотворную Коренную икону «Знамение». После победы при единодушном усердии граждан обитель была построена в 1615 году. В ней были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина с приделами Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Отпустив чудотворную икону обратно в Пустынь. царь своим указом повелел построить монастырь в честь Рождества Богородицы. Этот монастырь и стал Коренной Рождества Богородицы пустынью. (По Е. Холодовой)
|