Промышляли в Судже коврами
Еще в пору натурального хозяйства крестьяне Суджанского уезда на самодельных станках «кроснах» изготовляли холсты, сукна, пестрядь, шерстяную ткань, скатерти, рядна, позже – ковры и другие предметы быта и одежды. Ткацкий промысел был широко развит в России, особенно в конце XVIII – начале XIX веков. В конце XVIII века появились и мануфактуры. Оборудование было примитивным, шерсть окрашивалась местными нестойкими красителями. Эти производства мало чем отличались от домашних крестьянских. В описании курского наместничества в 1787 году сказано, что было три суконных фабрики: две в Курском уезде и одна во Льговском, в селе Никольском. И в Колпаковке находилась коверная фабрика, другая коверная фабрика – в Старооскольском уезде. Ковровым промыслом занимались целые уезды: Щигровский, Обоянский, Тимский. Суджанский. В 1819 году из Москвы в Суджу приехала опытная мастерица коврового дела Федора Урусова. Начато производство сложных ковров на вертикальных деревянных станках (прежде эта работа выполнялась на горизонтальных). Ковры изготавливались с геометрическим и пейзажным рисунком. Цветные квадратные ковры были обычно с кругом в центре, а свободные углы были заполнены изображением птиц и цветов. Геометрический орнамент курских ковров имеет древнее происхождение. Лишь во второй половине XIX века появилось стремление изображать на коврах растения, цветы, людей, животных. Добрую память о себе сохранила замечательная ковровщица Ирина Петровна Долженкова, жившая в деревне Косторной (бывшего Суджанского, ныне Большесолдатского района). Она учила ковроткачеству местных девушек, организовав по существу маленькую мастерскую. Рисунков для ковров было еще мало, и Ирина Петровна сама их создавала. От изображения полос, кругов, треугольников она перешла к рисункам растений, животных, людей. Ковры получались красивые, яркие, с устойчивой краской. С появлением машинных ковров спрос на ручные упал. В 1882 году ковер стоил от 7 до 100 рублей. Чаще всего этот заработок был подсобным. В очерке Суджанского земства ковры характеризовались как грубые «мужицкие». Отрицательно подействовал на ковроткачество 90-х годов выпуск дешевых картинок для вышивания. Чтобы угодить вкусу того времени, мастерицы стали работать по печатным картинкам. С помощью земства в деревне Косторной была организована школа-мастерская, где обучались мастерицы, чтобы создавать «господские» ковры для сбыта за границу. К тому времени заметно улучшились технология и качество ковров. И 1897 году из Суджи в Санкт-Петербург были посланы в Марьинскую школу две ковровщицы и кружевницы. Одна из них, Ф.С. Долженкова, создала спустя три года мастерскую в Судже на 20 мест. Ковры исполнялись гладкие двусторонние, бархатные, половые и полугобелены. Рисунки создавала сама Долженкова. Позже были приглашены художники – Мартынов из Москвы и Прохоров из Киева, которые обогатили художественную палитру суджанских ковров. Их продавали в Курске, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и в других городах. В 1905 году выпускник Строгановского художественно-промышленного училища В.П. Трофимов возглавил в Судже школу ткачества, ставшую со временем областной базой ковроткачества. Он создал рисунки для ковров «Элегия», «Морское дно», «Последний снег», «Три грации», «Осень» и другие. Все они были выполнены в стиле «модерн». За год ткалось 30 – 40 ковров на продажу и для Московского кустарного музея. В 1909 году суджанские ковры были представлены на выставке в российской столице Санкт-Петербурге, и один из них был удостоен диплома. Это были ковры заводского производства с современной по тем временам технологией и выполненные в модном стиле. Сельские же мастерицы сохранили популярные в народе цветочные узоры. С началом первой мировой войны крестьянское ковроткачество по существу прекратилось, но в школах-мастерских оно продолжалось до 1917 года. В наше время традиции ковроткачества были продолжены. (По Г. Козловой)
|