Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Текст № 112





Художники-гончары – народные мастера России

В 1987 году на проблемной Российской выставке «Народное гончарство России» демонстрировались изделия Суджанского гончарного художественного промысла. В 1988 году комиссией по народному искусству при Союзе художников России звание «Народного мастера России» было присвоено Юрию Спесивцеву, который вместе со своим отцом С.С. Спесивцевым способствовал возрождению древнего суджанского гончарного искусства.

Первое письменное упоминание о суджанских гончарах относится к 1664 году, когда казачье поселение Суджа по указу царя Алексея Михайловича становится городом-крепостью. Возле Суджи в это время уже существовала Гончарная слобода.

Во времена Екатерины II Суджа превращается в ремесленно-купеческий центр с хорошо развитым гончарным промыслом, изделия которого ценятся далеко за пределами Курской губернии.

Наибольшего расцвета гончарное производство достигло к середине XIX столетия. Есть сведения, что в конце XIX века на Парижской выставке гончарных дел мастерам за керамику была присуждена медаль.

Предпосылкой развития гончарного промысла явилось наличие в Суджанских краях пластичных разноцветных гончарных глин, оставленных здесь палеогеновыми морями. Искусство формовки изделий на ножных гончарных кругах и обжига в печах-горнах передавалось из поколения в поколение. Сначала работали семьями, позднее произошла специализация: одни добывали и привозили глину, другие изготавливали глиняные изделия, третьи продавали их и т. д.

Наибольшим спросом пользовалась посуда: горшки, кашницы, кухлики, миски, тарелки, кружки, чашки, чайники, банки для варенья, макотерки, подсвечники, кадильницы и многие другие предметы. Посуда изготавливалась из разных глин: красной, серой, желтой, белой, - покрывалась глазурью из свинца с добавками меди и марганца. Основу росписи большинства изделий составлял линейный и волнистый орнамент, а также растительные мотивы, изображения животных, птиц и рыб.

С давних времен известно изготовление глиняных изразцов – красных и муравленых (от «трава-мурава»), зеленого цвета, – и строительной керамики для украшения домов и церквей (цеглы, черепица, кирпичи).

Изразцы можно видеть в Суджанском краеведческом музее. Строительная керамика и изразцы украшают и доныне церковь Рождества Христова в селе Гончаровка и Троицкую церковь в городе Судже.

В период расцвета гончарного промысла в XIX веке мастера увлекались изготовлением художественной керамики: фигурных сосудов, скульптур, копилок, игрушек-свистулек. Известны скульптурки – «лев», «бык», «баран»; свистульки – «петухи», «утки», «рыбки», «соловьи», «тетерева», «собаки».

По мере развития промышленности нужда в гончарных изделиях уменьшалась. Угасание промысла началось задолго до революции, но значительный упадок наблюдался в период первой мировой войны, революции и коллективизации.

Позднее было несколько попыток возродить гончарный промысел, но созидательную работу артели «Гончар» прервала Великая Отечественная война. А в 50 – 60-е годы, когда из быта крестьян стала уходить русская печь, а вместе с нею и глиняная посуда, почти все мастера прекратили работу. В гончарном цехе при Суджанском кирпичном заводе сначала остались работать только три мастера (И.М. Приходько, А.Ф. Козлов, С.С. Спесивцев).

Но до 80 – 90-х годов доработал только Степан Савельевич Спесивцев, сын которого, народный мастер России (с чего мы начали наш очерк), стал инициатором возрождения и развития искусства керамики.

Началось с того, что в 1990 году небольшая гончарная мастерская была открыта в Замостьянской средней школе. В 1992 году при Суджанском отделе культуры была создана мастерская народных промыслов и ремесел, ныне – центр ремесел и промыслов города Суджи.

А в 1998 году при Суджанском музыкальном училище открыто отделение «Художественная керамика» под руководством Ю.С. Спесивцева, что стало новым этапом возрождения промысла.

Ученики Спесивцева Ю.С. – Ю.А. Пилюкова, Е.П. Евглевская, А.В. Кучерова – ныне тоже народные мастера России – в своем творчестве сохраняют традиции русского ремесленничества и успешно участвуют в выставках разного уровня.

(По Г. Козловой, Ю. Спесивцеву)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия