Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Текст № 108





***

Русская народная песня – чудесный образец народного поэтического творчества. Песня есть верное, самобытное выражение народной души, ее спутница в радости и в горе.

В Курском крае преобладали лирические песни. И. Баскевич так объяснял этот факт: «Исторических песен у нас бытует немного, а былины – и вовсе не сохранились. Возможно, по той причине, что за их исполнение особо сурово наказывали».

Курские лирические песни за все века своего существования прошли долгий и сложный путь развития. На их облике и характере сказались особенности жизни Курского края, так как песни создавались в неразрывной связи с местными событиями.

Обрядовые песни связаны с каким-то обрядом, с очень древним, дохристианским представлением о том, что с помощью определенных действий, просьб, заклинаний можно воздействовать на силы природы. Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами (веснянки, жнивье, заклинания сил природы). Например, курские календарно-обрядовые песни «Вина, весна…» и «Хороша наша Масленица…» отражают курскую традицию 9 марта печь «кулик». С этим печеньем дети отправлялись на поля, огороды, где были стога соломы, клали на верхушки стогов своих куликов и, глядя на них, плясали и припевали. Именно эти припевки и стали песней.

Свадебные лирические песни были обращены к совершавшимся обрядам, это самая совершенная форма обрядовой поэзии. Курская свадебная песня «Зиму, лето да соснушка была зелена…» выражает неоднозначное отношение к свадьбе, замужеству. Это было заложено русской традицией. На свадьбе у каждого – невесты, жениха, свахи, дружки – были свои «роли», создававшиеся народом веками. Часто трудно провести грань между подлинным чувством и чувством, заказанным обрядом, традицией (не случайно мы называем эти песни обрядовыми). Далеко не всегда в песни высказывалось то, что чувствовала та или иная невеста. Но обряд требовал отдать дань уважения семье девушки, вступающей в брак. Песни должны были эмоционально настроить невесту на переход от «беззаботного» девичья жития к «бабьей жизни».

То не рюмочки по столу стучат,

А стаканы выговаривают –

А где же девкам попить-погулять,

А где красным посахариться?

Ах, как прежде, за дубовым бы столом,

За бумажными скатертями

За расшитыми накрюшничками.

да свекровь не пускат, люта,

Денно-нощно подбрасывает

Мне, как в печку поленья, дела. –

В темный погреб за гущею шлет,

На колодец – за водицею…

Говоря о лирических песнях, хочется особо сказать о курском народном костюме. Для его изготовления использовали домотканые холст и шерсть. На рубеже XVII – XVIII веков стал широко использоваться следующий наряд: сарафан (у девушек), понева – юбка (у женщин), рубаха, пояс, передник. Все это украшалось вышивкой. У курских женщин обязательным в костюме был черный цвет поневы или сарафана (черный – магический цвет, цвет чернозема), вышивки красными, золотыми и серебряными нитями.

Издревле на Руси различались девичий головной убор и убор замужней женщины. Девушкам можно было оставлять голову непокрытой, поэтому в костюме получили распространение обвязки, ленты, украшенные бисером, пухом и т.п. Женщины носили кокошники – маленькие шапочки, которые в праздники покрывались платками. Выйдя замуж, женщины обязательно должны были убирать волосы под головной убор. Этот обычай нашел отражение в обрядовых песнях, став символом начала женской жизни. Обряд расплетения косы отражен в песне «Зиму, лето да соснушка была зелена…»:

Зиму, лето да соснушка была зелена,

Она залена ды заланешенька стояла,

В пятницу Марьюшка была весела,

Она весела, веселешенька ходила,

А в субботу русую косу чесала,

В воскресный день к венчанью шла, плакала.

«Ой, жалоба, мой батюшка, на тебя:

Выдаешь ты меня, молоду, от себя,

Остаются мои цветики все у тебя,

Вставай ты, мой батюшка, раненько,

поливай ты мои цветики частенько».

(По О.В. Лебедевой. Курские песни записаны В.И. Давыдовым).







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия