Тест для закрепления знаний
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний; 2. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания. 3. В современной гносеологии объект познания: а) существует «сам по себе»; б) противостоит субъекту познания; в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего; г) является частью самопознающего субъекта. 4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; б) познавательный контакт с объектом познания; в) представление; г) объяснение. 5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной стой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; в) обыденным; г) научным. 6.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна. 7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) ложь; б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок. 8. Среди современных концепций истины отсутствует: а) когерентная; б) соответствия; в) системная; г) прагматическая. 9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности: а) прогнозирование; б) предусмотрение; в) целеполагание; г) опережение. 10. Любое изменение, преобразование, процесс — это: а) эволюция; б) развитие; в) инволюция; г) движение. 11. Субъект познания в современной гносеологии — это: а) абстрактный индивид; б) реальный ученый или философ; в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.); г) мыслительный коллектив. 12.Современные гносеологические исследования предполагают: а) эмпиризм; б) рационализм; в) интуитивизм; г) теоретико-методологический плюрализм. 13. Формой практики не является: а) преобразование природы с помощью орудий труда; б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений; в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека; г) научный эксперимент. 14. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой; б) целью познания; в) критерием истины; г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 15. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: а) представление; б) восприятие; в) идея; г) ощущение. 16. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; г) сенсуализма. 17. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах): а) понятие; б) категория; в) дефиниция; г) термин. 18. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» < философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как: а) понятие; б) категория; в) суждение; г) умозаключение. 19. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я — человек», сделайте умозаключение: а) я отношусь ко всем людям; б) все люди похожи на меня; в) я мыслю; г) животные тоже мыслят. 20. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является: а) смысл; б) текст; в) «суть дела»; г) контекст. 21.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; г) Нового времени. 22.В западноевропейской философии рационализм npеимущественно развивался на основе метода: а) аналогии; б) индукции; в) дедукции; г) анализа.
|