По работе «понятие общества».
Луман - ученик Парсонса. как и Парсонс, что-то взял от нейробиологов. У Лумана система незамкнутая, представляет не круг, а скорее линию-границу. Что менее комплексно, то система. Это процесс, который постоянно происходит, разграничения между системой и окружающей средой. Меньшая сложность отграничивается от большей. Система ребенка 2-х лет будет включать то, что он представляет под системой - родителей, подъезд, садик и тп. Окружающей средой будет все то, что существует, но о существовании которой он не подозревал - зоопарк, в которой он не бывал и тп. Это не по Луману, это то, как он представляет систему. Система - постоянно воспроизводящийся процесс. Хотя аналогия с ребенком - это просто аналогия. У Лумана элементами системы являются не люди, он исключает людей. У него элементами системы являются коммуникации, которые отграничиваются от человека. Человек только носитель коммуникации. Социальная система - система всех коммуникаций, отграничиет от всех - язык. Коммуникации не нужна окружающая среда. Эти системы оперативно закрытие. Чтобы воспроизводить себя, ему нужна только она, окружающая среда не нужна. Язык - посредник между окружающей средой и всей коммуникацией. Нетрадиционное понятие коммуникации. (традиционное - передача информации, получатель, отправитель, передатчик сообщения и тп). А у Лумана единство отправителя и получателя. Получается не поэтапность, а целостность. Луман уводит от нормативности: норм, ценностей, оценок. Ему важен сам процесс, который будет заключатся даже не В передаче коммуникации. Это механизм настройки, согласования разных элементов между собой. 31 декабря люди по всей стране поднимут бокалы - они не передадут информацию, но они будут коммуницировать. Пока есть процесс коммуникации, можно говорить об обществе. Коммуникация - процесс согласования элементов между собой. Ситуация двойной контингенции решается не так, как у Парсонса. Ответ будет продолжать процесс коммуникации. Поэтому коммуникация - это процесс отграничения. Нормативность выходит за рамки. Сообщения не нейтральны. Нормы к воспроизводству социального отношения не имеют. Важно содержание сообщения. Социолог должен смотреть способы, чтобы коммуникация не провалилась. Язык - средство и культурное соединение. Их Взаимодействие неоднозначно. Коммуникация порождает сама коммуникация. Но мы не можем исключать воздействия окружающей среды на систему. А вот система на окр среду не воздействует. Система не может проникнуть в систему, а окр среда проникает через язык. Терминология. Контингентномть - возможность быть по-другому, зависимость от условий, обстоятельств Энтропия - неоеделенность. Негэнтропия - негативная энтропия. Эмерджентный - внезапно появляющейся, возникающей. Когда целое больше суммы его частей. Самореференция - самоописание Аутопойэсис - самопроизводство социальной системы Система - форма различения системы и окружающей среды. Открытие, закрытие и структурные соединения между открытыми и закрытыми Автология - сам за себя говорящий Автаркия - самодостаточность Тагерентность - согласованное протекание процессов в пространстве.
Достижимо ли в социологии объективное знание? Если общество - это самоописывающейся объект. Объективное знание было бы, если б был объективный наблюдатель. А его нет, поэтому объект и предмет соуиологии совпадает. Мы изучаем систему коммуникации посредством этой же системы коммуникации. Объективность была бы достижи при внешней референции, а не в самореференции.
14. Основы марксистской социальной философии. Законы и категории материалистической диалектики, основные понятия исторического материализма Марксистская социальная философия появился как реакция на первичную модернизацию общества (переход от аграрного к индустриальному). Проблему представляли собой несбывшиеся идеалы французской революции. Кроме того, своеобразной мотивацией послужили неудачи революции 1848-1849 гг., Парижская коммуна 1871 года и обоснование неизбежности гибели капитализма с помощью науки. Идейными источниками марксистской социальной философии являются, в первую очередь, немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля в частности), материалистическая философия (антропология Фейербаха), французский утопический социализм (особенно Фурье), английская классическая политэкономия (трудовая теория стоимости Смита), а также теория эволюции Дарвина. Основными трудами можно назвать «Капитал» К.Маркса (1867), «Диалектика природы» Ф.Энгельса (1873-1882) и Манифест Коммунистической партии 1848 года. Это общая теория общественного развития, следовательно, предметом является общественное развитие. Диалектика – это метод познания и форма существования реальности. По Гегелю, диалектика - переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Материалистическая диалектика – совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материалистических и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем. Марксистская социальная философия – теория высокого уровня абстракции. Законы диалектики:
Категории диалектики: · Основание и основанное · Форма и содержание · Необходимость и случайность · Причина и следствие · Количество и качество · Сущность и явление (от него отказываются сейчас) Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие происходит путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде. Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Предельная основа (базис) общества — материальное производство (совокупность производительных сил и производственных отношений). Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание. Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил (совокупность труда, техники и человека с его навыками). · Труд – основа человеческой жизни, благодаря ему люди выживают. Это процесс между человеком и природой. В процессе труда складываются производственные отношения между людьми и, как следствие, общественная жизнь. · Производительные силы и производственные отношения. Производительные силы определяют производственные отношения, следовательно, определяют и экономическую, культурную, духовные сферы. Совокупность всего этого и является общественно-экономической формацией (тип общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). То есть способ производства лежит в основе каждой общественно-экономической формации.
15. Понятие традиционной и критической теории общества. Критическая теория общества франкфуртской школы.
|