РИГОДОН
(музыкальный размер 2 /4 ) Старинный народный танец, популярный на юго-востоке Франции — в Дофине, Провансе, Лангедоке. Некоторые историки считают, что свое название он получил по имени учителя танцев Риго, будто бы сочинившего этот танец. Известный немецкий исследователь Курт Закс берет под сомнение такую версию. Он утверждает, что в основе названия — итальянские слова rigodone, rigalone, rigoletto, что значит — хороводный танец. Существуют мнения, будто название «ригодон» происходит от старонемецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать. Вернее всего ригодон причислять к старинным французским контрдансам. Как и подавляющее большинство танцев, ригодон происходит от бранля. Вот почему, развившись в самостоятельную форму, он сохраняет черты, свойственные другим танцам. Живой характер ригодона роднит его с такими танцами, как бурре и монтаньяр. Особенно много сходных черт можно найти с бурре (например, движение влево, когда танец построен по линии, поочередная смена пар, подпрыгивание на одной ноге с выносом свободной ноги на croisй вперед, верчение под руку с девушкой). Ригодон в различных местностях исполнялся по-разному. В Лангедоке, например, ноги открывали в сторону, в то время как провансальцы их скрещивали, открывая вперед. Очевидно, поэтому па ригодона некоторые танцмейстеры называли «скрещенный шаг». В наиболее крупных руководствах по танцу мы находим несколько отличающихся друг от друга описаний ригодона. Курт Закс приводит в своем исследовании па ригодона, сочиненное Рамо в 1750 году. 1-й такт. На «раз» прыжок на левой ноге, одновременно правая открывается на croisй вперед. На «два* pliй на обе ноги (III позиция). 2-й такт. На «раз» левая нога открывается во II воздушную позицию. На «два» левая нога ставится вперед в III позицию. Несколько иное описание дает Шарль Кампан. Поначалу ноги исполнителя в I позиции, затем делается pliй на обе ноги, после которого следует прыжок на левую ногу, в то время как правая нога с сильно вытянутым коленом открывается вбок и затем снова ставится в I позицию. В различных местностях композиционный рисунок ригодона имел свои оттенки. В Провансе это был круг, в Бургундии — линии. Танец сопровождался игрой на скрипке, пением танцующих. Очень часто исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Покрой одежды и ее цвет тоже зависели от местности. Например, в Провансе у девушек на головах были белые платки с ярко-зеленой каймой и коричневые круглые шляпы с большими полями. Спереди из-под платка спускались две косы. Зеленые фартуки были оторочены белой каймой. В XVIII веке танцмейстеры включали несколько переработанный ригодон в число танцев, исполняемых на балах. Мелодия и ритм ригодона привлекали многих композиторов XVIII века — Кампра, Рамо, Мурре, которые вводили этот танец в свои оперы. Ригодон относится к числу наиболее устойчивых танцевальных форм. До сих пор в отдельных районах Франции его исполняют на народных праздниках. РИГОДОН (БУРГУНДИЯ) (музыкальный размер 2/4) Этот вид ригодона до сих пор очень популярен в Бургундии. Юноши и девушки становятся парами лицом друг к другу, держась за обе руки. Число пар может быть неограниченным (схема 27). Весь танец состоит из прыжков с одной ноги на другую. При этом исполнители движутся вперед, назад, в сторону. Движения сопровождаются пением. В начале танца ноги находятся в I позиции. Танец начинается с правой ноги. Каждый юноша делает движение назад, увлекая за собой девушку. Первая фигура — 12 тактов Музыка А повторяется три раза Затакт. Отделить правую ногу от пола. 1-й такт. Прыжок на правой ноге вправо, одновременно левая выносится вперед в IV воздушную позицию (pied en l'air) (первая, вторая восьмые).
Повторение того же движения с левой ноги влево (третья, четвертая восьмые). 2—4 такты. Повторение движений, описанных в первом такте (прыжки с одной ноги на другую). На последнюю отмеченную ноту четвертого такта танцующие ударяют левой ногой об пол. Музыка А играется первый раз Расходясь через пару, танцующие образуют две параллельные линии (схема 28). 5—8 такты. Девушки, делая движение назад, ведут своих партнеров за собой. Танцующие приходят в исходное положение. Музыка А повторяется второй раз (схема 29). 9—12 такты. Повторение движений первого—четвертого тактов. Музыка А повторяется третий раз (схема 30). Вторая фигура — 8 тактов Музыка В повторяется два раза 1—4 такты. Юноши и девушки, держась за правые руки (под ручку), поворачиваются вправо, исполняя прыжки с ноги на ногу (см. описание движений первого такта). В конце четвертого такта танцующие разъединяют правые руки и, поворачиваясь друг к другу левым плечом, берутся под ручку левой рукой (схемы 31 и 32). 5—8 такты. Юноши и девушки поворачиваются влево, исполняя те же движения (прыжки с ноги на ногу). Танец по желанию может повторяться сначала. РИГОДОН (ДОФИНЕ) (музыкальный размер 2/4) В Дофине ригодон танцуют во время праздника урожая. Мужчины и женщины образуют круг и в сопровождении скрипки и пения исполняют различные фигуры (схема 33). Первая фигура — 8 тактов Музыка А 1—2 такты. Танцующие идут в середину круга. Подпрыгнув на левой ноге, правую ногу выносят вперед; подпрыгнув на правой, левую выносят вперед на croisй (схема 34). 3—4 такты. Танцующие расходятся от центра круга. Движения ног те же (схема 35). Женщины обеими руками придерживают юбки, мужчины ударяют в ладоши, как бы обозначая первую часть каждого такта. 5—8 такты. Повторение первых четырех тактов. Вторая фигура — 8 тактов Музыка В 1—4 такты. Танцующие встают друг к другу лицом, берутся за правые руки по парам и, исполняя движения первой фигуры, делают поворот на месте вправо (схема 36). 5— 8 такты. Повторяют то же движение, делают поворот влево, подавая друг другу левую руку (схема 37). Третья фигура — 8 тактов 1—8 такты. Повторение первой фигуры. Четвертая фигура — 8 тактов 1—8 такты. Повторение второй фигуры, но танцующие держат друг друга «под ручку». Пятая фигура — 8 тактов Музыка А повторяется третий раз 1—2 такты. Мужчины идут к центру круга, женщины остаются на месте. 3 —- 4 такты. Женщины идут в центр круга.
5— 6 такты. Мужчины возвращаются в исходное положение, женщины стоят на месте, в центре круга. 7—8 такты. Женщины возвращаются в исходное положение. Снова образуется общий круг. Шестая фигура — 8 тактов Музыка В повторяется третий раз 1—8 такты. Повторение четвертой фигуры с постепенным ускорением вращения «под ручку».
|