МОРВАНСКИЙ БРАНЛЬ
(музыкальный размер в/а) Название «морванский» происходит от местности, где этот бранль наиболее распространен. Его исполняют под аккомпанемент щипкового инструмента типа цитры. Танец построен на шагах, которые делаются вперед, назад, с поворотом на месте. Исходное положение — пары стоят в колонну лицом друг к другу: юноша слева, девушка справа. Правая рука девушки в левой — юноши, правая рука юноши в левой руке девушки. Такое положение рук сохраняется на протяжении всего танца (схема 4). Первая фигура — 8 тактов 1-й такт. Юноша делает два шага вперед левой, правой ногой, одновременно девушка делает два шага назад правой, левой ногой. 2-й такт. Юноша делает один шаг левой ногой вперед и приставляет правую ногу к левой ноге в I позицию. Девушка отступает правой ногой назад и приставляет левую ногу к правой в I позицию. 3-4 такты. Те же движения, но юноша отступает назад правой ногой, девушка идет вперед с левой ноги. 5— 8 такты. Повторение первых четырех тактов. В конце восьмого такта танцующие оказываются лицом к зрителю: девушка стоит справа, юноша — слева. Правая рука девушки и левая рука юноши в III позиции. Свободные руки опущены вниз. Вторая фигура — 8 тактов 1—2 такты. Танцующие, держась за руки, делают первый поворот. Девушка начинает правой ногой вправо, юноша — левой ногой влево. 3—4 такты. Повторение первого и второго тактов второй фигуры. Второй поворот. 5— 6 такты. Повторение тех же движений. Третий поворот. 7—8 такты. Повторение тех же движений. Четвертый поворот. Танцующие принимают исходное положение. Танец повторяется сначала. БРАНЛЬ «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН» (музыкальный размер 2/4) «Колокольный звон» — один из самых старинных французских бранлей. Танец сопровождается ритмичными хлопками, энергичными ударами ног об пол, имитирующими колокольный звон. Танцующие, держась за руки, образуют круг. Число пар, входящих в круг, неограниченно. Девушка стоит справа, юноша — слева. Движения состоят из простого шага с подпрыгиванием (схема 5). Музыка А 1—8 такты. Круг движется влево, все начинают с левой ноги. В конце восьмого такта юноши образуют внутренний крут, девушки — внешний. Исполнители стоят лицом друг к другу, взявшись за обе руки. Руки на уровне плеч. Музыка В 4 такта. Танцующие делают четыре balance: юноши вправо, девушки влево. 4 такта. Не разрывая рук, исполняется круг на месте вправо, начиная с правой ноги. Музыка А 2 такта. Девушки три раза хлопают в ладоши. На вторую четверть второго такта пауза. 2 такта. Юноши три раза ударяют правой ногой об пол. На вторую четверть второго такта пауза. 4 такта. Юноши переходят к девушкам, которые стоят от них слева, начиная движение с левой ноги (простой шаг с подпрыгиванием). Музыка В 4 такта. Повторяются четыре balance. Юноши начинают вправо, девушки — влево. 4 такта. Не разрывая рук, исполняется круг на месте вправо, начиная с правой ноги. Музыка А 2 такта. Девушки три раза хлопают в ладоши. На вторую четверть второго такта пауза. 2 такта. Юноши три раза ударяют об пол правой ногой. 4 такта. Юноши переходят к девушкам, стоящим от них слева, начиная движение с левой ноги. Первая часть танца кончается, когда все юноши перетанцуют со всеми девушками. Во второй части танца девушки переходят к другим юношам, начиная движение вправо. Одна из разновидностей этого бранля описана в книге Жоржа Дера.
|