ВЕСЕЛЫЙ БРАНЛЬ
(музыкальный размер 3/4) 1-й такт. На «раз» шаг правой ногой вправо. На «два» левая нога выносится вперед в IV воздушную позицию с одновременным подскоком на правой ноге. На «три» правая нога опускается на пол, левая остается в IV воздушной позиции. 2-й такт. На «раз» шаг левой ногой влево. На «два» правая нога выносится в IV воздушную позицию. (Левая нога остается на полу.) На «три» правая нога подставляется к левой. Движение повторяется с левой ноги. Во время исполнения всего бранля пары держатся за руки, поворачиваются вправо, влево, вокруг себя. Движения выполняются поочередно вперед и назад. БУРГУНДСКИЙ БРАНЛЬ (музыкальный размер 2/4) Танцующие как бы покачиваются из стороны в сторону, кроме того, четвертый и восьмой такты закапчиваются поднятием ноги в IV воздушную позицию. 1-й такт. Шаг влево левой ногой. 2-й такт. Правая нога приставляется к левой. 3-й такт. Шаг влево левой ногой. 4-й такт. Правая нога выносится вперед на воздух (grue или pied en l'air). Движение повторяется с правой ноги. БРАНЛЬ «КРЫСЫ» (музыкальный размер 2/4) Этот бранль нередко танцуют и в настоящее время в районах Лорма, Мэр, Уру. Как и в отдаленные времена, он исполняется под пение хора. Текст песни свидетельствует о том, что бранль «Крысы», как и многие другие бранли, первоначально был танцем-игрой. Исполнители разделяются на две группы, расположенные квадратом. Каждая группа состоит из двух пар. В начале танца исполнители стоят друг к другу лицом (юноша напротив девушки). Правое плечо юноши и левое плечо девушки повернуты к зрителю; руки на бедрах, ноги в I позиции (схема 1). Скрипка проигрывает мелодию, которая является как бы вступлением к танцу. Сам же танец начинается тогда, когда стоящий вокруг хор запоет первый куплет песни. В этот момент все участники исполняют на месте движение, несколько напоминающее па польки, но только более тяжеловесное, так как исполнители обуты в деревянные сабо. Это скорее притопывания, чем подлинные движения польки. СХЕМА ТАНЦА Музыка А проигрывается второй раз. Затакт. Маленький прыжок на левой ноге, согнутая правая нога отделяется от пола. 1-й такт. На «раз» шаг правой ногой во II позицию на всю ступню. На «и» левая подтягивается к правой в I позицию. На «два» шаг правой ногой во II позицию на всю ступню, одновременно левая нога подтягивается к правой в I позицию, слегка сгибаясь в колене. На «и» маленький прыжок на правой ноге. 2-й такт. Повторение движений первого такта с левой ноги. 3-4 такты. Повторение движений первого и второго тактов.
Музыка В 5—6 такты. Первый юноша и вторая девушка, начиная правой ногой, делают четыре glissй и, выполнив dos а dos, меняются местами. 7—8 такты. Второй юноша и первая девушка повторяют движения пятого и шестого тактов (схема 2). Музыка В повторяется второй раз. 9—10 такты. Первый юноша и вторая девушка повторяют движения пятого и шестого тактов в обратную сторону и приходят на свои места. 11—12 такты. Второй юноша и первая девушка повторяют движения седьмого и восьмого тактов и принимают исходное положение. ФАРАНДОЛА (музыкальный размер 6/8) Старинный французский танец, родиной которого считается Нижний Прованс. Но многие литературные источники указывают па античное происхождение этого танца, находя в его рисунке сходство со сложными поворотами в лабиринте Минотавра. Танцы, напоминающие фарандолу, в свое время были широко распространены по всей Европе. Они то появлялись, то исчезали или входили в состав других, более сложных народных плясок. Мелузин Вуд — автор большого труда по историческому танцу, вышедшему в 1952 году в Лондоне, — пишет, что фарандола была одной из форм кароля, в котором танцующие образовывали цепь, двигаясь во время всего танца одной линией. Большинство исследователей относят фарандолу к танцам типа открытого круга и связывают ее происхождение с бранлем. Незамысловатые движения фарандолы, в основном состоящие из обычного шага, бега, доступны каждому. Ни один народный праздник, ни одна свадьба не обходились без фарандолы, которой заканчивалось гуляние. В очень отдаленные времена фарандола не имела сложных ходов. В ней могло участвовать любое количество исполнителей, которые выстраивались цепочкой и неслись вверх и вниз по деревенской улице или площади. Цепь возглавлял мужчина, исполнявший роль ведущего. От его умения и находчивости зависели ходы, ритм и характер исполнения танца. Ведущим выбирался тот, кто не только хорошо знал танец, но и умел шутить, импровизировать движения. Все участники должны были подчиняться ведущему и следовать его указаниям. Цепь фарандолы заканчивал мужчина, так как он при повороте мог тоже оказаться ведущим. У ведущего и замыкающего свободная рука лежала на бедре. Исполнители держались за руки или за платки, которые были у них в руках. Соединяться платками было особенно принято на юге Франции, где этот танец был очень распространен и сохранился до сих пор. Фарандола — танец импровизационный, его рисунок различен в различных местностях, а также зависит от индивидуальности ведущего. Но вместе с тем в нем есть ряд типичных фигур. Среди них наиболее часто встречаются «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты» и «лабиринт» (схема 3). Первая фигура «улитка» Ведущий образует широкий круг, постепенно продвигаясь к центру и «закручивая» танцующих в «улиткообразную раковину». Когда участвующие «закручены» в спираль, он их «раскручивает», пропуская каждого второго под свою руку, остальные следуют за ним. Перед тем как начать вторую фигуру, исполнители снова образуют цепь. Вторая фигура «мосты» Первый ведущий и стоящая за ним женщина становятся лицом друг к другу. Соединив поднятые вверх руки, они образуют арку. Вторая пара, пройдя под их руками, также соединяет поднятые вверх руки, и так далее, до тех пор пока в конце арки окажется последняя пара. Ведущий проходит под арками, ведя за собой остальных. Снова образуется одна шеренга. Третья фигура — «лабиринт» Ведущий идет с танцующими по полукругу, затем поворачивается и проходит под аркой того, кто идет за ним. Так получается переплетение. Каждая фигура, вне зависимости от ее сложности, переходит в цепочку. Тут обычно в танец включаются новые участники. Первоначально фарандола исполнялась под пение и выкрики танцующих. Этот вокальный аккомпанемент вскоре сменился музыкальным сопровождением, которое могло повторяться по желанию участников несколько раз, так как фигуры танца не были ограничены определенным количеством тактов. Длительность танца зависела от количества участников и количества шагов, которые делались между фигурами. Появившись в раннем средневековье, фарандола была широко известна вплоть до конца XVIII века. В эпоху французской буржуазной революции она стала любимым танцем санкюлотов. Ее исполняли под революционные песни и марши, в ней появились мужественность и героичность. На юге Франции фарандола исполняется до сих пор. На балах XIX века цепочкой фарандолы заканчивались французская кадриль и котильон. Широкое применение фарандола нашла в сценической хореографии. Ее использовали постановщики балетов и пантомим в ярмарочных и балаганных театрах. Фарандола была обязательной } в санкюлотидах — патриотических апофеозах времен французской буржуазной революции. Позднее фарандолой начинались и заканчивались представления в варьете и мюзик-холлах. Деятели балетного театра часто использовали ее в заключительной части балетов. В последнем акте в веселой и бурной фарандоле перед зрителем проносились участники спектакля. Балетмейстер В. Вайнонен ввел фарандолу в балет «Пламя Парижа».
|