Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГАЛЬЯРДА





(музыкальный размер 3/2, 3/4, 6/8)

Гальярда — старинный танец
итальянского происхождения, рас
пространенный в Италии, Англии,
Франции, Испании, Германии.

Это веселый и живой танец, берущий свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получил у привилегированных классов.

Уже в начале XVI века музыка гальярды стала популярна в широких слоях французского общества. Во время исполнения серенад орлеанские студенты играли мелодии гальярды на лютнях и


гитарах. Появление разнообразных мелодий гальярды и установление ее ритмической структуры способствовало тому, что движения танца стали более канонизированными.

Как и куранта, гальярда носила характер своеобразного танцевального диалога.

Кавалер двигался по залу вместе со своей дамой. Когда мужчина исполнял соло, дама оставалась на месте. Мужское соло состояло из разнообразных сложных движений. После этого он снова подходил к даме и продолжал танец.

Гальярда называлась еще «пять па», или «романеска». В основе танца пять движений: четыре небольших шага и прыжок. Эти движения занимали два такта по 3/4, то есть шесть четвертей. Прыжок, следовавший за шагом, позволял делать выдержку и давал возможность начинать движение с другой ноги.

Движения танца могли делаться вперед, назад, в стороны, по диагонали. Их направление выбирали сами танцующие.

Как утверждает ряд исследователей, именно прыжки способствовали успеху гальярды.

Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч. Исполнители гальярды демонстрировали не только легкость и проворство. Они могли по своему усмотрению чередовать движения, заменять подъем ноги легким касанием пола, шаг вперед — шарканьем или трикотирующими ударами носком и каблуком. Меняя и усложняя движения, исполнители как бы соревновались друг с другом в ловкости.

Придворное общество танцевало гальярду в пышных парадных одеждах. Мужчины не обходились без пелерины, перекинутой через правое или левое плечо, и шпаги, которую придерживали левой рукой. Дамы одевались в дорогие платья, к поясу прикрепляли ленты, на которых висели маленькие зеркальца.

Гальярда — танец сложный. Он состоит из шагов, прыжков, «переступов», поз, которые воспроизводились в определенной последовательности. Так, исполнитель делал четыре шага, за которыми следовали прыжок и после него пауза, занимавшая шестую четверть такта. При этом свободная от прыжка нога была приподнята сзади. Такое фиксированное положение тела называлось «позировка», или «руада». Различали правую и левую руады. Если тяжесть корпуса приходилась на правую ногу, а левая была приподнята, то такая поза называлась «левой руадой». При «правой руаде» тяжесть корпуса приходилась на левую ногу, а правая была приподнята сзади.

Следующим движением гальярды был «журавлиный шаг» (pied en l'air, или grue). Его делали и мужчины и женщины, с той лишь разницей, что у мужчин это па носило волевой и смелый характер, у женщин — несколько смягченный. Grue могло быть правым и левым. При правом grue делался шаг левой ногой вперед, правая дога, согнутая в колере, выносилась тоже вперед. Если шаг делался


правой ногой, а согнутая в колене левая выносилась вперед, то движение называлось левым grue.

«Ляганье коровы» (ru de vache) — разновидность гальярдного прыжка. Это движение стало почти типичным для гальярды. Во время его исполнения нога поднималась вбок.

Своеобразие движения, называвшегося «переступом» (entre-taille), заключалось в том, что исполнитель делал шаг правой ногой вперед, а левую подтягивал к правой, как бы сталкивая ее с места, при этом правая нога сейчас же поднималась вверх, слегка согнутая в колене. «Переступы» различались правые и левые. Все зависело от того, с какой ноги начинался прыжок.

За большим прыжком, как правило, следовала «позировка» — postur, которая являлась заключительным движением. Здесь также различали правую и левую «позировку». При правой «позировке» тяжесть корпуса приходилась на правую ногу, а отведенная назад левая нога слегка касалась пальцами пола.

При левой «позировке» отводилась назад правая нога.

Таким образом, почти все движения гальярды делались с той или другой ноги и в определенной последовательности.

Примеры смены ног и движений мы находим у Туано Арбо:

1) Grue левой ногой. 1) Grue правой ногой.

2) Grue правой ногой. 2) Grue левой ногой.

3) Grue левой ногой. 3) Grue правой ногой.

4) Grue правой ногой. 4) Grue левой ногой.

5) Большой прыжок. 5) Большой прыжок.

6) Левая позировка. 6) Правая позировка.

Возможен и несколько иной вариант — другое соотношение «пяти па».

1) Ноги стоят в I позиции.

2) Grue правой ногой.

3) Правая руада.

4) Entretaille — закончить левой ногой.

5) Большой прыжок.

6) Правая позировка.

Французские и итальянские учителя танцев и поэты по-разному описывали гальярду, но все сходились в одном: реверансы и композиции танца не играли особо важной роли и исполнялись в головном уборе, шляпе или берете.

Как и многие другие придворные танцы, гальярда исполнялась в балетных спектаклях.

В крупнейших трудах по истории танца гальярде отводится значительное место. Ее описание мы находим в работах Рауля Фёлье, Рамо, Маньи.


Фабрицио Карозо описывает танец под названием «La Cascarde», который является разновидностью гальярды. Особенно подробно на гальярде останавливается Туано Арбо. И это понятно, так как в гальярде, как ни в каком другом танце, содержится много движений, перешедших в новые танцевальные формы.


ПАВАНА

В первой половине XVI века на смену бассдансам приходит павана, а позднее — куранта.

О происхождении паваны у историков хореографии нет единого мнения. Туано Арбо считал, что она пришла из Испании при Генрихе III. Шарль Давние называет павану испанским танцем.

«Однако этому танцу, — говорит Давние, — приписывают итальянское происхождение, думая, что этот танец пришел из Падуи и что его название происходит от слов Padavana, Padouana» *. Курт Закс тоже придерживается мнения, что созвучие слова «павана» с названием города Падуи указывает на итальянское происхождение этого танца. Совсем иное толкование находим мы в труде Жоржа Дера, где говорится о том, что павана французского происхождения, что в 1574 году она была вывезена из Франции и что описание паваны у Туано Арбо сильно отличается от описания испанских паван, которые исполняются более оживленно, напоминая скорее канарнйские танцы. Артур Пужен в театральном словаре рассматривает павану как танец испанского происхождения.

Вероятно, в каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности. Так, нетрудно найти существенную разницу между французской и итальянской паваной. У французской шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, у итальянской более оживлены, беспокойны, чередующиеся с маленькими прыжками.

Вероятнее всего, свое название павана получила от латинского слова pavo, paon, что означает павлин. И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом.

Такое определение паваны можно найти в танцевальном словаре Кампана (издание 1790 г.), который считает павану испанским танцем. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году так и назвал павану: «павлиний танец».

* Baron Daviilier. L'Espagne illustrйe des 309 gravures dessinйes sur bois par Gustave Dorй. Paris, 1874, p. 370—371.


Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь. Во Франции и Италии павана утверждается как придворный танец.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений. Народ и буржуазия этот танец по исполняли. Павана, как и менуэт, исполнялась строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т. д. Танцевали павану одной или двумя парами под аккомпанемент тамбурина, деревянных инструментов, флейты в медленном двойном размере.

Кавалеры исполняли павану при шпаге и в пелеринах. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. Движения трена делали ходы красивыми, придавая паване пышность и торжественность. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал.

В конце танца пары с поклонами и реверансами снова обходили зал. Но перед тем как надеть шляпу, кавалер должен был положить правую руку сзади на плечо даме, левую (держащую шляпу) — на ее талию и поцеловать ее в щеку. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела па своего кавалера.

Основной ход паваны — простые и двойные шаги.

Простой шаг состоит из скользящего шага вперед или в сторону с переносом тяжести корпуса на шагающую ногу и с выводом свободной ноги в IV воздушную полицию вперед.

Двойной шаг на 2/4 состоит из двух скользящих простых шагов с переносом тяжести корпуса на шагающую ногу и вывода свободной ноги в IV воздушную позицию.

Например: сделать скользящий шаг правой ногой в сторону (счет: «раз»), подтянуть левую ногу к правой в I позицию (счет: «и»). Правая нога скользит в сторону (счет: «два»), а левая нога выносится в IV воздушную позицию (счет: «и»).

Двойной шаг на 4/4 — сделать скользящий шаг правой ногой в сторону (счет: «раз»), подтянуть левую ногу к правой в I позицию (счет: «два»). Правая нога скользит в сторону (счет: «три»), левая выносится в IV воздушную позицию (счет: «четыре»).

СХЕМА ТАНЦА (музыкальный размер 4Л)

Вступление к танцу — 7 тактов.

Две танцующие пары обходят зал. Первая пара начинает у точки 3, вторая пара — у точки 5. В конце седьмого такта пер-


вая пара должна прийти к точке 8, вторая пара — к точке 2, откуда и начинается первая фигура паваны.

Кавалер держит правой рукой левую руку дамы. Левая рука кавалера лежит на эфесе шпаги. Руки па уровне плеч, локти согнуты. Дама правой рукой придерживает у талии платье.

Ноги в I невыворотной позиции. Кавалер обращен к даме, левое плечо кавалера слегка впереди. Голова дамы обращена к левому плечу. Глаза опущены (рис. 11).

1—2 такты. Кавалеры начинают с левой ноги, дамы — с правой. Четыре простых скользящих шага вперед. Каждый шаг на две четверти.

3—4 такты. Восемь шагов. Каждый шаг на каждую четверть такта, причем на первую четверть четвертого такта, не разрывая рук и слегка расходясь, танцующие делают друг другу поклон, слегка наклоняя голову.

Кавалер шляпы не снимает. У кавалера легкое pliй на левую ногу, правая ставится назад. У дамы pliй на правую ногу, левая ставится назад.

5-й такт. Два шага, продолжая ход. Каждый шаг на две четверти.

6—7 такты. Заканчивая ход шагами на каждую четверть, кавалер и дама встают друг против друга, правая рука кавалера опущена. Дама держит платье.

Первая фигура — 12 тактов

1—2 такты. Поклон кавалера даме вправо (поклон XVI в.). У дамы

реверанс влево.

3—4 такты. Поклон паре визави вправо.

5-й такт. Дамы выходят вперед, делая два шага правой — левой

ногой. Руки скрещены и придерживают платье.


(Первый шаг — на аккорд, второй шаг — на остальные ноты такта).

6-й такт. Дамы идут друг к другу по диагонали: шаг правой — левой ногой (шаги на две четверти). Кавалеры делают два шага назад с правой ноги.

7-й такт. Двойной бранль. Дамы подают друг другу правые руки. Локти согнуты. Левыми руками придерживают подол платья (рис. 12). У кавалеров двойной бранль вперед с правой ноги.

8-й такт. Дамы обходят друг друга вправо, делая два шага с правой ноги.

9-й такт. Двойной бранль, в конце такта каждая дама идет к своему кавалеру, подавая ему левую руку, которую кавалер берет левой рукой.

10-й такт. Обходят друг друга простыми шагами.

11-й такт. Двойной бранль. Пары стоят визави.

12-й такт. Легкий поворот на полупальцах из середины в сторону: у дамы влево, у кавалера вправо. Кавалер берет правой рукой левую руку дамы.

Вторая фигура — 8 тактов

1—3 такты. Переход на сторону визави тремя двойными па паваны: кавалер начинает левой ногой в сторону, дама — правой (первый, третий такты).

4-й такт. Четыре простых шага, дама начинает с левой ноги, кавалер — с правой. Танцующие обращены лицом друг к другу.

5— 6 такты. Поклон кавалера даме вправо (поклон XVI в.), у дамы реверанс влево.

7—8 такты. Поклон паре визави вправо. На последнюю четверть восьмого такта кавалер поворачивается к своей даме.


Третья фигура — 13 тактов

13 такты. Кавалеры двойным шагом паваны делают переход к дамам визави, начиная с левой ноги. Левая рука кавалера — на эфесе шпаги, правая рука отведена в сторону. На третью четверть третьего такта кавалер, делая шаг на левую ногу, позирует: голова повернута к даме, левое плечо впереди. На четвертую четверть пауза.

4-й такт. Двойным бранлем, начиная с правой ноги, кавалер подходит к даме.

5—6 такты. Поклон кавалера даме вправо (поклон XVI в.).

7-й такт. Дама отвечает реверансом XVI века влево. Когда кавалер начинает переход, дама оканчивает свой реверанс.

8—11 такты. Переход кавалера к своей даме. Повторение первых

четырех тактов третьей фигуры.

12—13 такты. Поклоны и реверанс друг другу.








Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1126. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия