Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Система профессиональных ценностей консультанта




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система ценностей чаще всего определяется как важнейший фактор организации жизнедеятельности, механизм регуляции активности и показатель зрелости личности. Под ценностью обычно понимается явное или неявное характерное для человека (группы) представление «о должном»1, влияющее на выбор воз­можных средств, вариантов, типов и целей действия. Социальные ценности, преломляясь через внутренний мир и жизненный опыт человека, образуют индивидуальные ценностные ориентации. Проблема последних особенно важна для профессий типа «человек-человек», к которому относится и профессия психолога-консуль­танта.

Профессиональная деятельность психолога направлена на по­знание, понимание личности другого человека. Очевидно, что каждый человек имеет собственную уникальную систему ценност­ных ориентации, которая определяет его представления об окру­жающем мире и принимаемые им решения относительно каждой проблемы. Таким образом, от психолога требуется не только глу­бокая профессиональная подготовка, но и особое «профессио­нальное видение мира», предполагающее наличие специфической системы ценностей.

Явно или неявно профессиональные ценности включаются в любую психологическую теорию консультирования и психотера­пии. Важность ценностей подтверждает исследование М.А. Ту­линой, показавшей, что в создании системной теории профессио­нальной деятельности (систематической эклектики) психолог

Как известно, ценности не могут быть отождествлены со знаниями, так как «суждения о должном» нельзя вывести из «суждений о сущем» (Д. Юм).


может использовать самые разнообразные теоретические построе­ния, гипотезы, понятия, конструкты, модели, метафоры и анало­гии, если соблюдается подчиненность разработок общеопределяе­мым профессиональным ценностям. Содержание ценностей реа­лизуется в профессиональной этике психолога.

В работе психолога тесно переплетаются личные и профессио­нальные ценности.

Пример. За консультацией обращается женщина 27 лет, имею­щая двоих детей. Она беременна в третий раз. Свою проблему жен­щина формулирует следующим образом: «Муж хочет третьего ребен­ка, а я не знаю, что делать. Я филолог, окончила университет, но ни дня не работала. Боюсь, что вся жизнь уйдет, а я ничего не успею сделать. Скажите, рожать мне третьего ребенка или нет?» Консуль­тант женщина, не состоящая в браке и очень высоко ценящая возможность профессиональной самореализации. В данном конкрет­ном случае личные и профессиональные ценности консультанта вхо­дят в противоречие.

Для психолога особую важность приобретают следующие воп­росы: в какой степени консультирование должно носить характер ценностной дискуссии, а также в какой степени личные ценности консультанта должны быть представлены в процессе консульти­рования? На этот счет существуют две противоположные точки зрения:

1. Консультант должен быть объективным, ценностно-нейтраль­ным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

2. Консультант должен открыто и ясно демонстрировать кли­енту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть ней­тральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает оправданным пагубное с социальной, мо­ральной и правовой точек зрения поведение.

Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, то невозможно полностью исключить личные ценности из консуль­тативного процесса. Основываясь на своих предпочтениях, убеж­дениях, ценностях, консультант имеет собственные представления о том, что полезно для его клиента. Каждый раз ему приходится решать дилемму: работать исходя из собственных ценностей или из предпочтений клиента.

В повседневном общении мы свободно высказываем свою точ­ку зрения на ряд вопросов. В консультативном процессе такое по^ ведение может нанести вред клиенту. Например, когда клиент просит конкретный совет по жизненно важному вопросу, психо-


лог может попасть в следующую ловушку. Если данный психологом совет не помог, клиент перекладывает всю ответственность на кон­сультанта и чувствует разочарование в консультировании. В слу­чае, когда совет оказался эффективным, клиент получает позитив­ное подкрепление и в следующей сложной ситуации опять отпра­вится за помощью к психологу, не пытаясь решить проблему са­мостоятельно.

Иллюстрацией может послужить следующая притча из ЭСТа. в изложении Л. Рейнхарда.

«Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, крыса через некоторое время научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель — вот и сыр. Опять хочешь сыр? Зип-зип-зип в четвертый тоннель вот и сыр.

Но через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса зип-зип-зип в четвертый тоннель — сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель. Сыра нет. Выбе­гает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет где-нибудь еще.

Разница между крысой и человеком проста — ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ ВЕЧНО! ВЕЧНО! ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИЛ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек начинает верить в четвертый тоннель и СЧИТАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНО БЕГАТЬ В ЧЕТВЕРТЫЙ ТОННЕЛЬ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЕСТЬ ТАМ СЫР ИЛИ НЕТ. Человеку боль­ше нужна правота, чем сыр»-.

Консультант должен учитывать последствия своего влияния на выбор клиента. Для этого необходимо осознание собственных ценностей и умение не предъявлять их клиенту в виде образца для подражания. Важным критерием уровня развития профессио­нализма является степень интегрированности профессиональных и личных ценностей консультанта в непротиворечивую форму.

Ценностная позиция консультанта не подразумевает нраво­учений или морализаторства. Ценностная нейтральность психоло­га — ключевой момент терапевтических отношений. Быть ценност­но-нейтральным не означает прятать свои истинные чувства от кли­ента под профессиональной маской. В отдельных случаях предъ­явление консультантом собственной ценностной позиции может оказать огромный психотерапевтический эффект.

По мнению Дж. Корри, консультант, желая избежать ценност­ных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам, в частности, вопросам семьи, секса, абортов, религии, наркотиков, службы в армии. Консуль-


танту важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и в то же время избежать навязывания собственных установок клиентам. В про­цессе консультирования важно помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностных ориентации и принять самостоя­тельное решение. Иногда в процессе консультирования изменяет­ся не только поведение клиента, но и его ценности. Консультант не дает готовых советов — он только расширяет зону осознавания клиента, а последний ищет решения и делает выбор на основе собственных ценностей.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 447. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия