Студопедия — И ФАНТАЗИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И ФАНТАЗИИ






«Воображение — это отражение реальной действитель­ности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и свя­зях... По степени выраженности активности различают два ви­да воображения: пассивное и активное... Активное воображе­ние может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятель­ное создание образов, реализуемых в оригинальных и цен­ных продуктах деятельности, и является неотъемлемой сто­роной технического, художественного и иного творчества. Вос­создающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию». Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению опреде­ленной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.

Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, само­бытную фантазию.

«Фантастика»

Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например:«Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтан­но.

Оценивается за оригинальность и содержательность сю­жета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочни­ка. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюст­рации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соот­ветствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.

(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и харак­тера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными ка­тегориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

Называется фамилия человека, на основании которой не­обходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образо­вание, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный сти­мул).

Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Ши­ло, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа и т. д.),

Оригинальная характеристика внутреннего мира и внеш­него облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповто­римых особенностей — положительное качество портретно­го описания. (При ответе следует обратить внимание на харак­тер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическо­му показу отдельных деталей, привычек, психологических под­робностей поведения воображаемого человека и т. д. Иног­да описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3раза (на разные фамилии-стимулы).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природ­ную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощу­щение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:

  • мелодией;
  • рисунком (фрагмент);
  • этюдом (фрагмент);
  • рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание М. А. Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, со­бытийными, пространственно-временными категориями, наб­людательность, понимание структуры целого, наличие актер­ских задатков и др.).

«Изобретатель»

Предлагается придумать (изобрести):

  • новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;
  • новый предмет, не имеющий аналога в обиходе чело­века, дать ему название, характеристику практического ис­пользования;
  • новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.

Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».

(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдатель­ность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).

«Фантазия»

Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным момен­том, стимулом может явиться:

  • предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);
  • содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова, «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);
  • звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);
  • фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь ухо­ди», «Тихо, нас услышали...» и т. д.);
  • слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и
  • др.);
  • драматическая ситуация;
  • поэтическая строка;
  • фотография человека;
  • вид за окном;
  • психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.

Высший балл присуждается за уникальность ответов-фан­тазий.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).

«Музыкальный фрагмент»

Прослушать фрагмент классического музыкального про­изведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушива­ния ассоциации выразить в любом удобном варианте:

  • сценическом этюде;
  • рисунке;
  • коротком сюжетном рассказе.

(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).

Положительно оцениваются ответы-решения за образ­ность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соот­ветствие стимулу, эмоциональную наполненность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциа­тивно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).

«Воображаемый спектакль»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).

«Предисловие»

Рассказать историю-предисловие к заданному:

  • фильму;
  • спектаклю;
  • пьесе;
  • прозаическому произведению.

Положительно оценивается логичность, целостность сю­жета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.

Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.

Варианты:

  • К известной пьесе придумать еще один акт.
  • В известной пьесе придумать новый вари­ант финала.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-дейст­венного, пространственно-временного мышления, литератур­ные навыки и др.).

«Несуществующее животное»

(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)

Абитуриентам предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:

  • где обитает данное животное;
  • чем питается;
  • с кем дружит (общается).

Способности к рисованию не учитываются. На выполне­ние задания дается не более 30 минут.

Например:

Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к не­му со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затери­вается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным бао­бабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».

Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терь-ямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень расп­ространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, на­поминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся не­подалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Кук-керы впадают в полное оцепенение при звуках любой му­зыки».

По рисункам и комментариям к ним можно сделать пред­варительный вывод о том, что данные люди обладают и инте­ресной фантазией, и активным творческим воображением.

Положительно оценивается уникальность замысла рисун­ка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).

«Чернильные пятна»

(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога Г. Роршаха)

Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пя­тен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.

Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Напри­мер: ответ В. В. - «Хан Батый», «Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. — «Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия