ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ
Эта способность определяется ощущением пространства и времени, чувством зрелищности, гармонией содержания и формы, соотношением частей и целого, способностью к анализу и синтезу. Наглядное представление о способности к пространственно-временному восприятию окружающей действительности и искусства может дать построение сценической мизансцены. Мизансцену называют «языком» режиссера, одним из основных выразительных средств его. Способность мыслить пластическими образами, через внешние признаки осуществлять внутреннее движение мысли и чувства - важная особенность режиссерского дарования. Создание спектакля - художественно-образное отражение реального мира - всегда происходит по определенным пространственно-временным закономерностям, как бы заново «открываемых» режиссером в каждом отдельном спектакле. Сценическое пространство организуется индивидуально для каждого спектакля, исходя из драматургии и режиссерского замысла. В условиях сцены реальные пространство и время должны приобретать образно-изобразительный эквивалент, соответствовать авторскому изложению, главной мысли режиссерского замысла и выражаться мизансценически. Задатки этой способности могут проявляться и успешно развиваться специальным тренингом. «Организация сценического пространства» При помощи необходимой декорации, бутафории, реквизита организовать сценическое пространству, в котором видны «следы» предстоящего или произошедшего события. (Могут быть использованы музыка, шумы, свет и др.). Задание выполняется без участия исполнителей. Тему события и его название определяет сам испытуемый. На подготовку дается 30 - 40 минут. Оценивается положительно узнаваемость атмосферы, нестереотипно организованное событие, склонность к тройному мышлению. (Кроме способности мыслить пространственно-временными категориями, задание выявляет наблюдательность, чувство композиции, зрелищности, пластическое видение, способность мыслить событийно, конфликтно и др.). «Демон» (задание М. О. Кнебель) Описать по памяти все позы «Демона» на картинах М. А Врубеля. Определить эмоциональное зерно в каждом из вариантов. Вариант: Подробно описать композицию, жанровые и стилевые особенности известной картины (Напри мер: «Сватовство майора» П. А. Федотова, «Московский дворик» В. Д. Поленова и т. д.). Оценивается адекватность суждений изображению на картинах, эмоциональная насыщенность, внимание к деталям, использование интересных ассоциативных связей (Кроме способности мыслить пространственно-временными категориями, задание выявляет эмоциональную память, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, способность к анализу и синтезу, ощущение стиля, жанра и др.). «Музыкально-пластическая импровизация» Исполняется 2-3 разнохарактерных музыкальных фрагмента разных композиторов. Необходимо сценически действовать в характере заданных мелодий, оправдывая логику действий, поступков. Положительно оценивается оригинальность пластического рисунка, соответствие характеру музыки, появление контрапункта. (Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство ритма, музыкальность, ощущение жанра, способность мыслить действенными и событийными категориями, пластическую выразительность и др.). «Пауза» Предлагается сделать массовый этюд, в котором кульминация - немая сцена (пауза). (Возможные темы: «Обыск», «Сюрприз», «Происшествие», «Секрет», «Зоопарк», «Шпаргалка», «Вор» и т. д.). Положительно оценивается построение острого конфликта, склонность к метафоризации, достоверность и выразительность эмоциональных реакций, целостность композиции. (Кроме пространственно-временного восприятия выявляется ассоциативно-образное мышление, способность мыслить действенно, событийно; пластическое видение, ощущение стиля, чувство жанра, способность к анализу и синтезу и др.). «Магнитные фигурки» (задание-игра) Предлагается игра «Магнитные фигурки», в которой есть магнитный экран и разноцветные фигурки разной геометрической формы. За пять минут на экране необходимо построить смысловую композицию и дать ей название. При анализе композиций предпочтительнее отмечать те, которые асимметричны, необычны по форме, но гармоничны по цветовому решению. (Кроме пространственно-временного восприятия выявляется ассоциативно-образное восприятие, чувство цвета, композиции и зрелищности, характер творческого воображения, фантазии и др.). «Мысленная перестановка» Рассмотреть фотографию или репродукцию известной картины и сделать одну или несколько мысленных перестановок в композиции. При этом композиция должна приобрести новый изобразительный и смысловой эффект. Каждый предложенный вариант изменения композиции необходимо аргументировать. Положительно оценивается оригинальность мысленной перестановки, количество вариантов. (Кроме пространственно-временного восприятия, выявляется способность мыслить действенно, событийно, проверяется чувство композиции, характер творческого воображения и др.). «Натюрморт» Из имеющегося реквизита (небольших разнообразных по характеру предметов) необходимо на отдельном столе сконструировать натюрморт, эстетически привлекательный, оправданный по смыслу и форме, по возможности носящий «следы» происшедшего или предстоящего события. Дать название натюрморту. Положительно оценивается оригинальность композиции, яркое событие, образное название. (Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство композиции, зрелищности, ассоциативно-образное и событийное мышление, пластическое видение, характер творческого воображения, фантазии и др.). «Скульптура» С помощью исполнителей построить «скульптуру». Дать ей название. При выполнении задания могут использоваться необходимый реквизит, бутафория, детали костюмов и т. д. Режиссеры народных театров на общем практическом занятии (1985 г.) интересно «построили» скульптуры, которые назывались: «Лучший клоун мира» (посвященный Ч. Чаплину, «Абитуриент. 2000 года», «Перестройка», «Последний алкоголик», «Королева Красоты», «Жертва любви» и т. д.). Оценивается положительно: уникальность «формы», глубина «содержания», образное название. (Кроме пространственно-временного восприятии, задание выявляет оригинальность мышления, чувство зрелищности, композиции, пластическое видение, ассоциативно-образное восприятие, остроумие, юмор, характер творческого воображения, фантазии и др.). «Общие признаки» Предлагается рассмотреть 3-5 фотографий, объединенных в одну серию на основании общих признаков. (Могут быть общими: тема, деталь, композиция, цвет, атмосфера и т. д.). Перечислить общие признаки, объединяющие фотографии в одну серию. На выполнение задания дается 3 минуты. Фотографии и иллюстрации подбираются в одну серию на основании большого количества общих признаков, поэтому предельное их число заранее известно педагогам экзаменаторам. Высший балл - назвавшему все общие признаки. Положительно оценивается ответ за максимальное количество названных общих признаков, соответствие временному лимиту. (Кроме пространственно - временного восприятия задание выявляет гибкость образного мышления, внимание к деталям, наблюдательность, способность к анализу, синтезу и др.). «Рассказ по рисункам X. Бидструпа» Предлагается рассмотреть набор рисунков X. Бидструпа, сочинить рассказ. Задание выполняется без предварительной подготовки. Положительно оцениваются оригинальность и логичность сюжета, психологическая насыщенность, необычность характеристик персонажей, интересное событие, внимание к детям, соответствие жанру, чувство юмора. Вариант: Для составления рассказа могут быть использованы набор иллюстраций фотографий, карикатур, объединенных одной темой, сюжетом или другими общими признаками. (Кроме пространственно-временного восприятия, задание выявляет чувство жанра и ощущение стиля, юмор, литературные навыки, пластическое видение, характер творческого воображения и фантазии, способность к событийно-действенному мышлению, анализу, синтезу и др.)
|