Мода и социальные институты.
На смену обычаю в качестве регулятора многих сторон повседневной жизнедеятельности приходит мода. Очевидно, однако, что для выполнения функций, жизненно важных для социального организма, моды отнюдь не достаточно. Необходим гораздо более мощный, чем мода, регулятивный механизм, способный обеспечивать целостность, преемственность и изменения в современных социальных системах. И в то же время он должен быть более гибким, подвижным и универсальным, чем обычай. Таким механизмом является социальный институт. Социальный институт в развитой форме существенно отличается от обычая. В отличие от обычая, детально регламентирующего поведение, институт содержит лишь общие социальные рамки поведения индивидов, затрагивает только главные его элементы. Если обычай - это способ поведения, то институт - скорее его условие. Институциональные нормы в значительной мере формализованы, объективированы, воплощены в культуре особыми средствами, тогда как обычай опирается только на практическое воспроизведение и существует лишь постольку, поскольку ему следуют в обществе или группе. Институты возникают и функционируют тогда, когда происходит дифференциация социальной жизни на отдельные сферы (экономику, политику, образование и т.п.), а родовые связи отступают на второй план. Важное значение в процессе перехода к регуляции социальными институтами имеет автономизация личности, ее выделение из первобытного коллектива, из сословия или касты. Социальные институты нередко связаны с функционированием больших организаций. Мода - регулятор неинституциональный. В моде ценностное начало в целом преобладает над нормативным, характерным, как правило, для социальных институтов. Самое же главное в том, что в моде институциональные аспекты подчинены стихийно формирующимся тенденциям социокультурной инновации и массового отбора соперничающих культурных образцов. 13. Модные стандарты и объекты (“моды”) как знаки модных ценностей. В каких областях действует мода? Мода это явление целостное и универсальное, расположившееся в самых разных областях жизнедеятельности человека: экономической, психологической, эстетической и пр. Мода прежде всего принадлежит не миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не меняются под влиянием моды, их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и культурой. Мода – это одна из форм, механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового. Модные стандарты это одни из наиболее очевидных и наименее устойчивых элементов моды. Это то, что «входит» и «выходит» из моды: определенные способы и образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга. Модные стандарты – это разновидность культурных образцов, то есть некие способы или правила поведения и действия, зафиксированные в в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. К этим ср-ам относятся все формы и методы фиксации, хранения и передачи информации, сущ-ие в культуре: одежда, танец, печатный текст, аудио-видео запись, итд. Модные стандарты реализуются через материальные и нематериальные объекты. Эти объекты называются модными объектами или модами. Модные объекты – это любые объекты, которые оказываются «в моде». Каждый из них сущ-ет как элемент и средство реализации модного стандарта. Пример: Платье в моде, но на самом деле не оно в моде, а его ношение или его проектирование (для дизайнера или его пропихивание для рекламщиков и байеров). Те или иные модные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» только когда они обладают модными значениями, то есть выстыпают в качестве знаков моды. Это означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или соц группах воспринимались как модные.
|