Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 гг.





Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во вто­рой половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессио­нальных работников учреждений культуры. Многие учреждения культу­ры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта? Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятель­ность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Ро­дины и решению насущных народнохозяйственных задач военного вре­мени.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соот­ветствии с требованиями военного времени, которые были конкретизи­рованы в приказе Наркомпроса РСФСР: "О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библио­тек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандирова­ли героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема со­ветского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени, значительно расши­рилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкома­тов по месту жительства.

С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с насе­лением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агит­пункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы вре­мен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и дру­гих учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие ху­дожественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 г. сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о теку­щем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шоло­хов, И. Оренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных дей­ствий, фотовитрины; специально выпускаемые "листовки-молнии", "боевые листки" освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за ма­лограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Значительную работу с населением проводили музеи, Государ­ственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выста­вок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 г.г. прове­ли 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эва­куацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полнос­тью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экс­понатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севасто­поля и других городов.

Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пря­ли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изме­нился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда ху­дожественная самодеятельность являлась неизменным средством ор­ганизации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов худо­жественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК Л.А. Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое рус­ского народа.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось ко­личество" концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спек­таклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.

Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Новикова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. российский смотр сельской художественной самодеятельности, в кото­ром участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как "Катюша", "Вечер на рейде" В. Захарова, "В лесу прифронтовом" Б. Мокроусова, "Землянка" К. Листова и другие. А в 1945 г. был уже второй Всероссий­ский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участво­вало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Кур­ской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культур­ную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учрежде­ний. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им, Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронто­вые и армейские дома Красной Армии, которые находились при полит­управлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах диви­зий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клу­бы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронто­вых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: пол­ковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др[19].

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась кино­установка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной ли­тературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятель­ности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учрежде­ния культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях про­водили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель - Г. Ба-делин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерыв­но выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии[20].

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концерт­ными выступлениями оказывали методическую помощь армейской ху­дожественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной само­деятельности. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта вхо­дила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воин­ских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организа­ция отдыха личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреж­дений на фронте было проведение бесед на различные темы, с исполь­зованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в усло­виях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Пе­редавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах; прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художествен­ной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользо­вались кинофильмы "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы[21].

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупи­рованной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг[22].

О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений куль­туры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количе­ство Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мил. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объек­тов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление "О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры". Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. По­становлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республи­ках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство си­стемой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач госу­дарственных органов оставалось обеспечение хода работ по восста­новлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оператив­ности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, нако­пленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отече­ственной войны, имеет непреходящее значение.

Вопросы для самопроверки

1. Перестройка работы учреждений культуры в усло­виях военного времени.

2. Основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу.

3. Фронтовые бригады профессиональных и самодея­тельных артистов, их роль в организации досуга личного состава Красной Армии.

4. Героические усилия работников культуры по спасе­нию культурных ценностей.

Рекомендуемая литература

1. Культурно-просветительная работа в Вооруженных
Силах СССР: Учебник для высших военно-политических
училищ, - М., 1984. - С.57-65.

2. Андриченко Ф.П. Учреждения культуры и искусства
Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 га. - М., 1996.

3. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-
1945 гг. Страницы истории и современность. - М.,
1996.

4. Мазурицкий A.M. Художественная самодеятельность
в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -
М., 1985. - С. 27.

5. Мазурицкий М.П. Массовые учреждения культуры в
период Великой Отечественной войны. - М.,1992..-
0.119.

6. Савченко A.M. Введение в историю культурно-
просветительной работы в СССР. - М., 1988. - С. 22-
24.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1935. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия