Студопедия — Воспоминание-экран (souvenir-écran) и теоретическое представление метахо́ры в психоанализе Лакана
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воспоминание-экран (souvenir-écran) и теоретическое представление метахо́ры в психоанализе Лакана






Лакановское понятие экрана является одной из тех метафор, которая указывает на социально-пространственный контекст разворачивания психоаналитической мысли и выводит нас на «обратную» сторону психоаналитического дискурса. Как и зеркало, экран является не только психоаналитической категорией, но и объектом действительной социальной практики, идеальная форма которого определяется историей его использования в общественном бытии.

Примечательно, что слово «ecran» появляется во французском языке в XIV-м столетии в значении ширмы, заслонки, «щита для защиты от жары или света» [4, с. 441]. В этом же значении оно позже приходит в русский язык (например, каминный экран – ширма для защиты от жара, исходящего из растопленного камина) [3, с. 516]. Однако с начала XX-го века слово экран приобретает новое значение, ассоциирующееся с кинематографическими и прочими проекционными практиками: «Устройство, на поверхность которого проецируются изображения диапозитивов, фильмов» [4, с. 441] [5, с. 559-60]. Таким образом, налицо выражение в языке результатов пространственной трансформации: если изначально экран как пространство использовался для установления ограничения, запрета, защиты, то с возникновением пространственных отношений капитализма, а также – с изобретением электрического освещения и проекционного оборудования, его использование приобретает двоякий смысл. С одной стороны, экран становиться местом репрезентации (проекции), производства видимого образа; с другой стороны, белое полотно выполняет также функцию скрытия – скрытия цветовых и архитектурных «неровностей», которые могут, так или иначе, нарушать этот процесс. Экран по-прежнему несет защитную функцию: он «защищает» образ от окружающего его социального пространства, однако очевидно, что его репрезентативные возможности выходят на первый план. Можно сказать, что с появлением кинематографических проекционных технологий скрытие стает скрытием-репрезентацией.

В дискурсе Лакана понятие экрана впервые появляется как элемент перевода фрейдовского понятия Deckerinnerung [9, с. 22][14, с. 142]. На русский язык этот термин у разных авторов переводится как «маскирующее воспоминание» [2] или «покрывающее воспоминание» [6]. Само слово Deckerinnerung было составлено Фрейдом из двух слов: Deck («палуба», «уровень», «крышка») и Erinnerung («воспоминание», «размышление») и введено в психоаналитический дискурс в 1899-м году в статье «О маскирующем воспоми­нании» («Über Deckerinnerungen»). Этим понятием Фрейд обозначает «детское воспоминание, характеризующееся одновременно и особой ясностью, и очевидной незначительностью содержания. Подобно симптому, маскирующее воспоминание — это компромиссное образование между вытеснением и защитой» [1, с. 113]. Покрывающее воспоминание скрывает собой травму и является реализацией механизма смещения (Verschiebung), «основанного на переходе ощущения напряженности со значительных на малозначимые представления по ассоциации» [2]. Таким образом, во фрейдовском понятии смысловой акцент сделан именно на маскировке, скрытии, защите, хотя также в нем прослеживаются уже и идеи медиации: покрывающее воспоминание позволяет осуществиться ассоциативному переходу, ведущему к психологической разрядке.

Лакан переводит фрейдовское Deckerinnerung как souvenir-écran, при этом в значительной степени меняя смысл изначального понятия. Буквально это словосочетание можно перевести как «воспоминание-экран», что привлекает весь обозначенный мной выше спектр пространственных коннотаций. При этом Лакан, как и в случае с означающим, утверждает, что именно такой смысл это понятие изначально имело у Фрейда [9, с. 392]. С таким утверждением можно было бы согласиться, если бы понятие экрана понималось и использовалось Лаканом исключительно в первом смысле этого слова, т.е. как защитная заслонка, призванная отражать различного рода негативные воздействия. Однако уже с первых семинаров Лакан начинает употреблять понятие экрана в контекстах, которые явно намекают как раз на второй смысл этого слова, то есть на экран как проекционную поверхность, натянутое полотно.

Хотя в первом и втором семинаре Лакан еще использует экран в значении защитного воспоминания [9, с. 22] [14, с. 142], уже в третьем семинаре экран употребляется им в значении поверхности, на которую «проецируются в качестве изображений недифференцированные переживания субъекта» [15, с. 200]. Далее в том же семинаре Лакан говорит о том, что куртуазные отношения времен средневековья все более и более отчуждаются, становясь из нормы поведения нормой поведения на экране. Куртуазная «игра» приобретает все более и более внешний характер, поддерживая «диффузный» мираж. Эти отношения превращаются «в отношения зрителя в кинозале к изображению, которое находится на экране и с которым все взаимодействуют, принимают в нем участие» [Там же, с. 446]. В данном пассаже Лакан буквально объединяет представление о фантазме как экране (куртуазные отношения как экран, скрывающий сексуальность) с пространственной практикой кинематографа, причем делает это таким образом, что последняя представляется лишь в качестве реализации принципа экрана, существующего в культуре вне и помимо самой материальной практики экрана, и даже до ее появления. Далее там же Лакан углубляет данную пространственную метафору, говоря уже о неком «светящем экране» (l'écran lui) как о поверхности, позволяющей нам увидеть персонификацию (personnaison[3]) субъекта [Там же, с. 478-79]. Таким образом, экран как проекционная поверхность репрезентации представляется в качестве одного из механизмов становления субъекта. Субъект производит свою персонификацию посредством экрана. Также Лакан рассматривает в качестве экрана слово-шифтер «кто» в словосочетании «ты являешься тем, кто будет следовать за мной повсюду» [Там же, с. 492, 502]. Это слово является «неким третьим», на которого проецируется определенное представление о субъекте второго лица, то есть о «ты».

В четвертом семинаре Лакан идет дальше. Он утверждает, что экран является фетишем (понятие, заимствованное, по собственному признанию Лакана, у Маркса) и тут же связывает его с фрейдовским Deckerinnerung [12, с. 13]. Субъект конституируется за счет экрана [Там же, с. 91], при этом воспоминание-экран действует как метонимия истории субъекта, точка в которой история «указывает на свое окутанное вуалью, отсутствующее продолжение», фетиш [Там же, с. 122]. Таким образом, репрезентация (экран как фетиш) связана со скрытием (травмы, истории, а также нехватки и фаллоса [Там же, с. 245]), а также, косвенным образом – с репрезентацией скрытия. При этом Другой показывает субъекту с экрана ту роль, которую субъект должен играть в воображаемом. Экран выполняет функцию превращения (символического) Другого в маленького другого, в объект, который указывает субъекту дорогу его желания [Там же, с. 326] (в этом отношении его функция очень напоминает функцию зеркала, что дает нам повод для проведения параллелей между этими двумя понятиями, равно как и между двумя материальными практиками). Это очень важный для нас пассаж, поскольку он непосредственно перекликается с дискурсом психологизации кинематографа в начале XX-го века (как я постараюсь продемонстрировать далее). Не случайно в этом же семинаре Лакан снова обращается к метафоре кинематографа, утверждая, что в воспоминании-экране объекты и персонажи «замораживаются» как при остановке «кинематографического движения» [Там же, с. 92]. То же происходит в шестом семинаре: объясняя механизм работы перверсии, Лакан говорит, что на экране разыгрывается фантазия извращенца; происходящее на экране должно возбудить в зрителе желание, так же, как трейлер фильма в кинотеатре возбуждает в нем желание вернуться на следующей неделе [13, с. 459]. Патрик Брун, анализируя с лаканианских позиций кинематограф Криса Маркера, отмечает, что воспоминание-экран – это остановка потока истории. Если история субъекта – это фильм, то воспоминание-экран – это его отдельный кадр: «Как моментальная фотосъёмка, замораживающая и фиксирующая последовательность кинематографического движения, движение памяти останавливается, застывает на изображении, которое фиксирует субъекта в его фантазме» [7, с. 151]. Таким образом, лакановская кинотеория сегодня подходит к анализу кинематографа, используя психоаналитические понятия, зарождение которых только и стало возможным благодаря кинематографу.

В десятом семинаре Лакан снова возвращается к понятию экрана, на этот раз употребляя метафору рентгеновского экрана в отношении проекции фантазматического объекта [11, с. 61]. При этом там же он говорит, что в качестве экрана выступает траур по умершему [Там же, с. 161].

На мой взгляд, наиболее резонансные и противоречивые мысли в отношении экрана Лакан высказывает в 11-м и 13-м семинарах. Так в 11-м семинаре он, с одной стороны, продолжает придерживаться представления о фантазме как экране, скрывающем травматическую точку соприкосновения субъекта с реальным [16, с. 71], а с другой – употребляет экран в буквальном значении пространства, на которое проецируется свет [Там же, с. 106]. В рамках именно этого семинара Лакан читает несколько ставших знаменитыми лекций, объединенных общей темой противопоставления оптического и скопического, а также развития таких понятий, как взгляд, картина, экран и т.д. Здесь пространственные интуиции Лакана проявляют себя наиболее отчетливо, однако в то же время именно здесь пространство репрезентации окончательно становиться заложником психоаналитического дискурса, утрачивая свою социально-историческую специфичность. Я уже подробно останавливался на анализе некоторых отрывков этого семинара в рамках своего доклада «Политика взгляда II» (http://vk.com/doc-80078675_346990427?dl=76e621380f1365c718), поэтому сегодня не буду на них задерживаться. В общих чертах следует сказать, что по мысли Лакана экран является тем элементом визуального поля, который опосредует картину и взгляд (источник света). При этом экран является степенью непрозрачности, замутненности взгляда. Можно сказать, что экран скрывает и одновременно отражает собой взгляд, при этом его функцией является удержание внимания. «Я» находит себя в картине в качестве экрана, в качестве пятна, отражающего свет [Там же, с. 108-10]. Экран – это также маска, скрывающая взгляд, пространство медиации, посредничества (médiation). Экран «восстанавливает вещи в их реальности», показывая объект, но скрывая источник света (взгляд) [Там же, с. 121-24]. Можно заметить, как в данных отрывках Лакан максимально дистанцируется от социально-пространственной метафоры кинематографа, апеллируя к более универсальным оптическим законам. Если до этого понятие экрана имело явно кинематографические коннотации, то здесь оно становиться более «инертным», абстрактным и лишенным какого-либо социально-исторического контекста.

Наконец, в 13-м семинаре Лакан обобщает свои мысли относительно экрана. Он утверждает, что «то, что видимо, не обнаруживает, но скрывает» [17, с. 217]. При этом экран представляет собой скрывающее пространство, которое, в то же время, нечто производит, а именно – видимость. Само наличие экрана, поэтому является поводом для сомнения, сомнения в видимости; следовательно, экран располагается в центре аналитического опыта [Там же]. Экран представляет собой объект особого порядка, выполняющий функцию преграды, но, в то же время – опосредования между субъектом и миром [Там же, с. 304]. Функция экрана – изображать и скрывать одновременно, выдавать репрезентацию за репрезентанта [Там же, с. 273], поддерживать видимость [Там же, с. 274]. Лакан обращается к еще одной пространственной метафоре – волшебного фонаря, при этом утверждая, что структура отношения экрана и означающего «присутствует на протяжении веков» [Там же, с. 318]. На данном этапе напрашивается аналогия между экраном и Эго, которое, как мы помним, также является особым воображаемым объектом, опосредующим отношения субъекта и реальности [8, с. 52]. Данная аналогия подтверждается утверждением Лакана о том, что «Эго играет роль экрана в отношении к реальности, такой, как я ее представил в моей схеме Z, в отношении к… Другому с большой буквы Д» [10, с. 323].

Кульминацией трансформации фрейдовского Deckerinnerung в лакановском дискурсе становится утверждение Лакана о том, что немецкое слово «Deck» совершенно аналогично по значению французскому «écran» [17, с. 392]. Такое утверждение, как я продемонстрировал, является справедливым лишь отчасти, то есть только в том случае, когда данное слово употребляется в значении «ширмы», «перегородки», «щитка». Однако даже беглый анализ тех смыслов, которые Лакан вкладывает в свое понятие экрана (скрытие-репрезентация, маска взгляда, отражающая пластинка на пути света, поверхность, на которую проецируются фантазмы) дает понять, что лакановское понятие далеко уходит от фрейдовского, обогащая его специфическими социально-пространственными коннотациями (перекрытие источника света, проецирование изображения как в кинофильме, рентгене или волшебном фонаре, пространственная медиация и так далее).

Таким образом, можно заключить, что после появление кинематографа экран (как слово) приобрел новое значение, связанное с новым способом его социально-пространственного применения. То есть, появился кинематограф, сделавший определенную экранную практику повсеместной, а потом эта экранная практика стала уже настолько устоявшейся и общепринятой, что даже отразилась в а) словарном значении слова; б) значении психоаналитического термина Deckerinnerung (у Фрейда), который превратился в souvenir-écran (у Лакана). В этом последнем понятии Лакан в психологизированном виде представляет противоречивость экрана (во втором значении) как пространства скрытия-репрезентации, скрывающей репрезентации. Мое предположение заключается в том, что кинематограф как практика повлиял на возникновение определенного (психо)логического понятия, а потом был «скрыт», стал инвертированным воплощением экрана уже как категории (стандартная лакановская процедура).

Для Лакана экраном является, с одной стороны, вся реальность, отражающая взгляд и скрывающая травматичность реального, а с другой – эго, представляющее собой отчужденного воображаемого зеркального двойника субъекта, на которого проецируются его желания в форме фантазий. Ключевыми функциями экрана являются, при этом: 1) скрытие (в смысле защиты), 2) производство видимости, репрезентации, а также 3) медиация. Как мы заметили ранее, именно эти три функции являются характерными для метахоры как пространственной процедуры: в ней производиться определенная видимость (образ), которая скрывает собой пространство, при этом выступая в качестве топоса обмена значениями, смыслами, нравственными и прочими идеалами, т.п. При этом наше предположение о том, что именно кинематограф является тем «родовым» пространство, через которое реализуется метахора, в котором вырабатываются главные механизмы и принципы ее реализации, косвенным образом подтверждается: Лакан, до того, как представить экран в качестве абстрактной психоаналитической категории, явно заимствует это понятие из социально-пространственной практики кинематографа. Таким образом, мы можем утверждать, что метахора, являющаяся свойством социального пространства при капитализме, в лакановском психоанализе интернализируется, обретая свою категориальную формализацию и представляется в качестве универсальной внеисторической функции структуры субъекта.

Лакановский дискурс в этом отношении выступает для нас одновременно и скрытием, теоретической фетишизацией социального пространства экрана, и важным свидетельством, указывающим на способ функционирования экрана по отношению к субъекту и скрываемому/репрезентируемому пространству. Замечая скрытие, функцию которого экран производит по отношению к пространству, Лакан, тем не менее, сам допускает скрытие, причем в двух измерениях: с одной стороны, он скрывает действительную генеалогию понятия воспоминание-экран, подменяя фрейдовский термин совершенно новым понятием; с другой стороны, он последовательно скрывает экран как социальное пространство, представляя его в качестве психологической категории, существующей, по видимости, вне какой бы то ни было исторической общественной практики.

 

1. Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш Ж.-Б. Понталис. – М.: Высшая школа, 1996.

2. Луков Вал. А. Луков Вл. А. Фрейд: жизнь и труды год за годом [Электронный источник] / Вал. А. Луков Вл. А. Луков. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/textbooks/Freud/.

3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Текст] / М. Фасмер, пер. с нем. и дополнения О. Н. Трубачева. – М.: «Прогресс», 1987. – Т. 4. – 864 с.

4. Черных П. Я. Историко этимологический словарь современного русского языка [Текст] / П. Я. Черных. – М.: «Русский язык», 1999. – Т. 2. – 560 с.

5. Шапошников А. К. Этимологический словарь современного русского языка [Текст] / А. К. Шапошников. – М.: «Флинта», «Наука», 2010. – Т. 2. – 576 с.

6. Юран А. Пространство и время в психоанализе [Электронный источник] / А. Юран. – Режим доступа: http://prev.lacan.ru/articles/space_and_time.html.

7. Brun P. Un souvenir-écran projeté [Текст] / P. Brun // Cinémas: revue d'études cinématographiques. – vol. 17. – n. 1, 2006. – p. 144-164.

8. Evans D. An introductory dictionary of Lacanian psychoanalysis / D. Evans. – London: Routledge, 1996. – 241 c.

9. Lacan J. Écrits technique / J. Lacan. – 500 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/01_ECRITS_TECH_53_54_AFI.DOC.

10. Lacan J. Intervention sur l’exposé de Monsieur Hesnard: «Réflexions sur le Wo Es war, soll Ich werdern de S. Freud» [Текст] // J. Lacan. – Paru dans La psychanalyse, 1957. – n 3. – p. 323–324.

11. Lacan J. L angoisse / J. Lacan – 429 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/10_L_ANGOISSE_62_63_AFI.DOC.

12. Lacan J. La relation objet / J. Lacan. – 362 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/04_LA_RELATION_OBJET_56_57_.DOC.

13. Lacan J. Le désir et son interprétation / J. Lacan – 536 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/06_DESIR_ET_SON_INT_58_59_A.DOC.

14. Lacan J. Le moi / J. Lacan. – 375 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/02_LE_MOI_54_55_SEUIL.DOC.

15. Lacan J. Les psychoses / J. Lacan. – 595 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/03_LES_PSYCHOSES_55_56_AFI.DOC.

16. Lacan J. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse / J. Lacan. – 326 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/11_LES_4_CONCEPTS_64_65_AFI.DOC.

17. Lacan J. Objet de la psychanalyse [Электронный источник] / J. Lacan. – 426 c. – Режим доступа: http://boutinjt.free.fr/lacan/SEMINAIRES/13_L_OBJET_DE_LA_PSYCHANALY.DOC.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия