Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с конца четвертого – начала третьего века до н.э. и как бы олицетворяло переход от философии античности к эллинско-римской. Стоицизм – это наименее «греческая» из всех философских школ. Ранние стоики – это в большинстве своем сирийцы – Зенон Китионский, Согласно Хрисиппу (ок. 280-208 до н.э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи.
Ранние стоики в своем понимании бытия следовали античной традиции. Они исходили из того, что тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма. Все бытие мыслилось как разная степень напряжения божественно-материального первоогня.Огонь, согласно учению стоиков об огненной стихии сущности мира, превращается во все прочие стихии по закону Логоса. Логос же мира у стоиков отождествлялся с Судьбой. Судьба, по их утверждению, есть Логос Космоса: он упорядочивает всё в мире. Стоики считали, что Судьба – это власть, двигающая материю, а Бог – пламенный разум мира, он наполняет собой весь мир, он верховный глава, управляющий всем сущим. По природе (учили стоики) все человеческие существа равны. Марк Аврелий в своем труде «Наедине с собой» хвалит политию, управляемую на основе равных прав и равной свободы слова, царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых. У стоиков мы находим многочисленные и тонко развитые логические и грамматические изыски: истоки грамматики зародились именно в школе стоиков. С их точки зрения, собственно философское начало коренится в человеческом субъекте. Но это не был собственно субъективизм. Для его констатации стоики использовали термин «лектон», который означает что мы имеем в виду, когда пользуемся обозначением непосредственнотого или иного предмета. Лектон, когда мы используем его при обозначении или наименовании предмета, может быть и истинным, и ложным, то есть выше как истины, так и лжи. Стоический лектон является только мыслительной конструкцией, связанной со словом, но не обладает причинно-метафизическим существованием. Лектон – это чистый смысл. В заключение заметим следующее. Философы, особенно великие, обычно обладают известной широтой ума и в основном способны не считаться с несчастьями в своей личной жизни. Но даже они не могут подняться до понимания добра или зла в рамках своего времени и найти золотую середину. В плохие времена они придумывают утешения, а в хорошие – их интересы являются скорее всего чисто интеллектуальными. Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем вселяли надежду. Выводы. Античная философия представлена множеством первоисточников, пересказов и исследований различной направленности. Эпоха эта отстоит от нас на огромном историко-культурном расстоянии. Это собственно и определило тезисный, конспективный характер изложения заявленной темы: был дан лишь обзор, намечены штрихи. Всё, что при этом вызвало ваш интерес, несомненно, нуждается в более углубленном анализе. При этом мы намеренно ушли от разговора об учениях великого Сократа, его ученика Платона и ученика последнего – Аристотеля. Профессионально и объемно это сделано в ряде публикаций. Правда, к «безбрежному» Платону и великому Гераклиту мы еще вернемся. Это актуально именно сегодня.
|