Студопедия — Национальное самосознание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Национальное самосознание






Под национальным самосознанием следует понимать «созна­ние принадлежности людей к нации». Оно объединяет пред­ставителей различных этнических групп и социальных клас­сов под одним понятием: «французы», «англичане», «немцы», «японцы». Оно не испытывает на себе влияние идеологии. Лю­ди, определившие свою национальную принадлежность, не меняют ее до конца жизни. Это относительно устойчивая, осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации.

Наиболее существенным достоянием, которое принадлежит народу, будучи самым живым выражением его характера, са­мой активной его связью с мировой культурой, является язык. Язык народа обладает способностью убеждения, принуждения. Зачастую достаточно нескольких слов, чтобы определить в общих чертах характер народа — носителя языка. Язык играет роль посредника для человека при восприятии им большин­ства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное средство оказания обратного воздействия на внешний мир.

Г.Г. Шпет в книге «Вступление в этническую психологию» акцентирует внимание на роли национального языка как ис­точника психологических особенностей этноса. Полемизируя относительно причин возникновения мифов, обычаев и язы­ка как основных источников знаний, он отвергал понятия «народная душа», «народные чувства», «народный дух» как чрезмерно субъективные. Однако подобное утверждение не совсем справедливо. Национальность отличается индивидуаль­ной жизнью, вне которой невозможно существование челове­чества, она заложена в самой «глубине» его жизни. Например, культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-че­ловеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть наци­ональная, индивидуально-народная и лишь в таком своем ка­честве восходящая до общечеловечности. Отдельные явления культуры становятся общечеловеческими именно потому, что они в своей сущности глубоко национальны. То же справедли­во и для великих открытий и изобретений в области науки и техники.

Термин «национальность» употребляется также в следую­щих двух значениях:

1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в анкете обозначает, собственно, принадлежность к нации);

2) как обозначение определенного этапа в развитии на­рода, который поднялся уже над положением, характерным для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировав­шейся нации.

Национальность во втором значении — это общность лю­дей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политическо­го образования.

Национальность является органическим результатом привязанностей, привычек, обстановки. Многоразличные условия местности, климата, исторических обстоятельств сближают в течение долгого периода потомства родовых союзов разного происхождения. Большей частью все эти этносы усваивают один и тот же язык, разнящийся лишь нюансами наречий, усваи­вают более или менее сходные привычки и предания. История выделяет сложившуюся таким образом этническую группу от других подобных групп при исчезновении переходных ступе­ней. Образуется своеобразный национальный продукт — наци­ональность. Сразу после ее обособления начинается борьба за существование, и поколения передают одно другому простое стремление: защищай свое существование. Чем энергичнее на­циональность, тем лучше она реализует это требование. Исто­рическая же ее роль определяется способностью влиять на дру­гие национальности при сохранении собственных и чужих осо­бенностей. Так как большая часть истории национальностей прошла во взаимной резне и во взаимном «поедании», то по­явилось учение ложного патриотизма, учение, по которому гражданин ставил себе в достоинство желание, чтобы его на­циональность взяла верх над другими. В политической истории принцип национальностей играл немаловажную роль, и по­этому появилась политическая теория разделения земли на го­сударственные территории по национальности. Действительно, в каждую эпоху цивилизация развитого общества имеет свои характеристические особенности, свои руководящие идеи, и чем лучше общественные формы способствуют всесторонне­му развитию личности, чем здоровее общество, тем полнее и определеннее выражает эта цивилизация свою идею. Понятно, что в подобном случае цивилизация данной национальности влияет как идеальный центр на другие современные ей наци­ональности и на последующие периоды жизни человечества, и это влияние тем прогрессивнее, чем более сама руководящая идея данной национальности в рассматриваемую эпоху способ­ствует развитию личности и внесению справедливости в фор­мы общественной жизни. Если последнее имеет место, мож­но сказать, что данная национальность в рассматриваемую эпоху является представителем прогресса. Однако обычно под национальной идеей подразумевается нечто гораздо большее Полагают, что эта идея не ограничивается определенной эпо­хой, а связывает все эпохи национальной жизни и вообще выражает всю историю данной национальности. Национальная идея передается от одного поколения к другому как осознан­ная традиция. Исключив такой способ наследования, остает­ся допустить бессознательную передачу от одного поколения другому некоторого постоянного идеального стремления.

Настоящий национальный патриотизм для личности заклю­чается в осмыслении естественных требований своей нации, кри­тическом понимании требований общечеловеческого прогресса. Требование поддержать свою национальность как самостоятельную и обособленную единицу вполне законно, так как оно соответ­ствует стремлению, чтобы идеи, в которые человек верит, язык, на котором он говорит, жизненные цели, которые он себе ста­вит, вошли живым элементом в будущее. Отказаться от поддер­жания своей национальности имеет право лишь тот, кто убедил­ся, что национальность его «поражена» началами застоя или реакции и отделаться от них не может. Стремление подавлять другие национальности, уничтожать их особенности не может быть названо патриотизмом. Человек, преследующий подобную цель, сознательно или бессознательно унижает свой народ, на­лагая на него пятно зверства, мешая ему войти в число прогрес­сивных. Достаточно вспомнить имидж немцев после 1945 года. Немецкая национальность отождествлялась с фашизмом. Таким «патриотом» был и Марк Катон Старший (234-149 гг до н э) со своим знаменитым «Карфаген должен быть разрушен!» ("Ceterum censeo Carthaginem esse delendam!"). И последующая история Рима показала, как мало выиграли римские граждане от разрушения Карфагена, как их сознание незамедлительно нашло выражение в ряде уличных междоусобиц, кровавых про­скрипций и в цезаризме. Подлинный патриотизм заключается в стремлении сделать свою национальность самым влиятельным деятелем человеческого прогресса, минимально стирая ее осо­бенные характеристические черты.

Для этого необходимо стремление сперва к предоставлению своему отечеству такого общественного строя, без которого не­возможно развитие общества. Если бы при этом не происходи­ло столкновения национальностей во имя случайных интересов их правителей или во имя исторического начала их подавления, то на этом бы остановился вопрос о значении национального элемента. Однако национальный вопрос на практике порож­дает вопрос государственный, зачастую приводящий к конф­ликтам, сущность которых мы рассмотрим ниже.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 674. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия