Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.4.1. Понятие и формы этнических конфликтов

По мнению некоторых экспертов, XXI век станет веком на­циональных конфликтов. Уже сейчас средства массовой инфор­мации сообщают о трагических событиях в Боснии и Герцего­вине, Эритрее, Конго, Нигерии, Албании, Афганистане, Ин­дии, Чечне. Это далеко не полный список, особенно если учи­тывать так называемые «скрытые межнациональные конфлик­ты», которые еще не переросли в открытое противостояние.

Конфликт — это социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устра­нения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликт может также возникать между группами, когда груп­пы стремятся к разным целям, но для их реализации хотят воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в которой противник оценивается через противоречие, суще­ствующее между стремлениями и целями той или другой сто­роны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из про­тивоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего по определенным причинам. Схематично изобразить этот процесс можно так: если «А» определяет «Б» таким образом, что «Б» угрожает ценнос­тям, которыми обладает «А», то у него возникает негативное предубеждение против «Б». Если, кроме того, «А» определяет стремление «Б» как стремление навязать ему ценности «Б», тогда рождается антагонизм. Таким образом, антагонизм — это комплекс негативных установок и оценок, способных привести к действиям, направленным на устранение или подчинение про­тивника. Антагонизм может возникнуть на основе объективной противоположности интересов, но перерождается в конфликт лишь после осознания этой противоположности одной из эт­нических групп.

Конфликт может выступать в различных формах. Такими формами являются:

• борьба;

• война.

Борьба — это форма конфликта, в которой противники стремятся показать свое превосходство, принудив противни­ка признать это превосходство. Цель борьбы — принудить про­тивника к капитуляции путем признания превосходства и принятия условий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают.

Война же — это вооруженная борьба за реализацию поли­тических целей этнических групп. Поэтому если борьба — явление повсеместное во всех обществах и во все историчес­кие периоды, то война появляется лишь с возникновением политически организованных этнических общностей (госу­дарств).

Конфликты могут возникать повсюду, где имеются проти­воположные интересы, цели, противоположные определения систем ценностей, взаимоисключающие образцы деятельно­сти и критерии оценок. Помимо этнических, известны кон­фликты политические, экономические, религиозные, мораль­ные и т.д.

Конфликтность — фундаментальная характеристика суще­ствования общества. Оглядываясь на прошлое человечества, мы всюду увидим противостояние и конфликты, которые проис­ходят и на уровне этносов.

4.4.2. Теории возникновения этнических конфликтов

Некоторые зарубежные специалисты в области этнопсихо­логии утверждают, что межнациональная вражда и предубеж­денность извечны, то есть коренятся в самой природе челове­ка, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, пред­ставители биологической теории и социал-дарвинизма утвер­ждают, что законом жизни является борьба за существование, которая наблюдается в животном мире, и именно она, прояв­ляясь в человеческом обществе, неизбежно ведет к возникно­вению конфликтов. А потому, утверждают они, конфликты для человека необходимы, как, например, питание или сон. Не­состоятельность подобной теории очевидна. По справедливому замечанию В. Райха, «в животном мире не существует войн в пределах одного вида. Война с себе подобными, как и садизм, относится к приобретениям «цивилизованного человека».* Одна­ко наиболее реакционной теорией биологической теории кон­фликтов является расовая теория, согласно которой отдельным народам присущи неизменные, врожденные свойства, которые объясняют их постоянную склонность к конфликтным ситуа­циям.

* Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997. — С. 308.

 

Проведенные исследования опровергают эту гипотезу, до­казывая, что как враждебность к иностранцам, так и предубеж­дения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием соответствующего воспитания и имеют определенные причины социального ха­рактера. Другие ученые пытаются объяснить природу конфлик­тов географическими факторами, якобы предопределяющими склонность тех или иных народов к конфликтам. Это может быть связано с претензиями, обосновывающими историческую пра­вомерность притязаний на ту или иную территорию соседних этнических общностей.

Стереотипный образ конкретной этнической группы, суще­ствующий в массовом сознании, всегда отражает характер вза­имоотношения с данной группой. Наибольшую враждебность вызывают, однако, те этнические общности, которые в силу объективных исторических причин оказались когда-то враждеб­ными, а в результате и сейчас воспринимаются как потенци­ально опасные и наделяются отрицательными свойствами. Та­ким образом, этнические конфликты всегда связаны с каки­ми-то социальными острыми, современными или имевшими место в предшествующей истории противоречиями.

4.4.3 Виды и стадии этнических конфликтов

По интенсивности проявления конфликты подразделяются на быстротекущие и вялотекущие. По масштабу проявления они могут быть локальными, региональными и глобальными. При этом следует иметь в виду, что грани между этими явле­ниями весьма условны и подвижны; ввиду различных условий они могут переходить из одного вида в другой. Примеров всех указанных видов и разновидностей конфликтов каждый из нас может во множестве отыскать как в прошлой, так и в современной истории человечества. В сущности конфликты, возникающие в различных уголках земного шара, никогда и не прекращались. В каждом конфликте различают три стадии: предкризисную стадию, собственно кризисные проявления (кон­фликт), или пик кризиса, а также посткризисный период. При этом продолжительность действия (проявления) той или иной стадии может быть различной. В конечном счете это опреде­ляется особенностями данной кризисной ситуации. В любом случае, независимо от формы масштаба и других определяю­щих конкретных характеристик, проявление кризиса — это всегда конфликт.

Наиболее часто в истории возникали и возникают конф­ликты, предметами которых являлись и являются следующие:

• политические и социально-политические отношения;

• экономические и социально-экономические отношения;

• территориальные отношения;

• межэтнические отношения;

• языковые отношения;

• религиозные отношения.

Следует подчеркнуть, что национальные предубеждения не только стихийно возникают в обыденном сознании, но пред­намеренно и целенаправленно внедряются в него реакцион­ными силами с использованием религиозных воззрений, средств массовой информации. Разжигание межнациональной вражды служит средством отвлечения народных масс от дей­ствительных виновников их бедственного положения, помо­гает правящим кругам направить народное недовольство в бе­зопасное для них русло. Не случайно наиболее реакционные фашистские режимы всегда связаны с крайними формами на­ционализма и шовинизма.

4.4.4. Причины национальных конфликтов и предрассудки

Причины национальных конфликтов, по мнению Антони Ричмонда, британского социолога 70-х годов, — психологиче­ские, прежде всего связанные с таким психологическим явлением, как этноцентризм, который рассматривался нами выше. Решение проблемы межнациональных отношений, с точки зрения психологов, зависит поэтому в конечном счете от переделки человеческой психики. Психологические причи­ны этнических конфликтов чаще всего выступают в виде эт­нических и национальных предрассудков и националистических настроений. Каждое из этих социально-психологических обра­зований влияет на формирование и функционирование обще­ственного мнения по вопросам, затрагивающим национальные и межнациональные ценности, выходит на поверхность в со­циальной практике национальной и этнической дискримина­ции. Психология рассматривает предрассудок как установку предвзятого или враждебного отношения к чему-либо без до­статочных для такого отношения оснований или знания. При­менительно к национальным или этническим группам пред­рассудок выступает в виде установки предвзятого или враждеб­ного отношения к представителям этих групп и к любым фак­там действительности, связанным с их деятельностью, пове­дением, социальным положением. Решающим фактором в воз­никновении этнических и национальных предрассудков явля­ются социально-экономические условия неравенства в отно­шениях различных общностей, живущих в единой системе хо­зяйства. Экономический фактор в условиях общества опреде­ляет собой и такую распространенную форму национальных предрассудков, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам вообще. Экономические факторы безусловно составляют не сущность идеологии, а лишь социальную почву для взращивания националистических идеологий.

Однако ксенофобия, как правило, не распространяется на национальные и этнические группы, которые не выступают в качестве конкурентов на рынке рабочей силы. Это явление хорошо прослеживается в тех странах Западной Европы, ко­торые ввозят иностранных рабочих в больших масштабах. Тур­ки, поляки и итальянцы, выполняющие в Германии наиболее тяжелые работы в дорожном и промышленном строительстве, не вызывают к себе открытой неприязни, хотя и считаются среди определенной части местного населения людьми «вто­рого сорта»: жить с ними в одном доме или иметь друзей из их числа «не принято». Рассматривая предрассудки в гносеологи­ческом плане, следует отметить, что они возникают как след­ствие неполного или искаженного понимания объекта, по от­ношению к которому формируется установка. Возникая на ос­нове ассоциации, воображения или предположения, такая установка с ущербным познавательным компонентом оказы­вает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту, прослеживается в решениях, связанных с объектом, и в поведении, затрагивающем объект.

Психологический механизм, при помощи которого стано­вится возможным направить эмоциональную реакцию на че­ловека, причинно не связанного с возникновением этой ре­акции и который чаще всего используется в культивации этноцентризма, этнических предрассудков, для возникновения националистических настроений, называется процессом пере­мещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо бе­зопасно, либо с большей политической выгодой. Психологи­ческое перемещение используется людьми либо бессознатель­но, в качестве защитного механизма психики, либо преднаме­ренно, в поисках «козла отпущения», на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. Однако этот механизм не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Его применение встречается и в кол­лективных психических процессах и может охватывать значи­тельные массы людей. В больших масштабах процесс переме­щения иногда может возникать стихийно, благодаря феноме­ну коллективного бессознательного. Подмечено, например, что на выборах, которые происходят после засухи или наводнения, партия, стоящая у власти в этот год, как правило, терпит по­ражение, хотя очевидно, что к отсутствию дождей или к их избытку она непричастна. Например, доктор Сандра Постел из Института внешнеполитических исследований США («World Watch Institute») прогнозирует возникновение массовых этни­ческих конфликтов из-за нехватки пресной воды в начале XXI века в центральных районах Африки.

Механизм перемещения применяется для того, чтобы на­править гнев или враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

На основе незнания предрассудки могут возникать по от­ношению к объектам самого различного рода: к вещам и жи­вотным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлени­ям, к формам общественного сознания, к идеологическим системам. Но самым распространенным видом предрассудка все-таки являются этнические или национальные предрассуд­ки. Роль невежества в генезисе этнических и национальных предрассудков была убедительно продемонстрирована рядом экспериментов, среди которых наибольшую известность полу­чили работы Юджина Хартли, относящиеся к 70—80-м годам, исследовавшего этот психологический феномен в группах бе­лых американских студентов. В ходе этих экспериментов груп­пам студентов было предложено высказать свое отношение к представителям 32 различных национальностей. В это число были включены три несуществующие национальности — «данирийцы», «пиринийцы», «валонийцы». Те, кто в ходе экспери­мента отверг китайцев, евреев, итальянцев, негров, норвеж­цев, югославов, считая, что их не следует допускать в качестве иммигрантов в Соединенные Штаты, отвергли и несуществу­ющие национальности. По ассоциации смежности с теми, к кому опрошенные студенты уже имели предрассудки, они сформировали аналогичную негативную установку, хотя ничего не знали об этих людях.

Сохранению этнических и национальных предрассудков способствовали некоторые психологические причины, в конеч­ном счете также вытекающие из социально-экономических условий существования людей. Одна из этих причин — попыт­ка найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства, которое испытывают представители групп этнического большинства, находящиеся внизу социаль­ной лестницы из-за тяжелого материального положения. Отсут­ствие действительного престижа при занимаемом людьми срав­нительно низком социальном положении среди господствую­щей этнической группы компенсируется иллюзорным прести­жем от сознания принадлежности к «высшей расе».

Американский психолог Г. Олпорт видит причину предрас­судков в склонности человеческой психики к ошибочным обобщениям и враждебности. По его мнению, эти свойства естественны и всеобщи.* Одной из таких теорий является те­ория фрустрации и агрессии. Она заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрации. Оно ищет разрядки, и объектом может стать любой человек. Теория фрустрации, или вымеще­ния, находит применение и в этнопсихологии, когда причину трудностей, существующих у какой-либо этнической груп­пы, ищут в другой группе. Уже упоминалось, что этнические взаимоотношения обостряются в период внутриполитического кризиса. Раздражение направляется против народа, к которому уже имеется негативная установка либо враждебное предубеж­дение, а конфликтная ситуация при этом вызывает нередко агрессивные формы. Существуют также теории, объясняющие происхождение этнических предрассудков с точки зрения пси­хоанализа, например, теория проекции, предложенная Зиг­мундом Фрейдом. Она объясняет предрассудок проявлением глубинных черт личности, сформировавшихся в раннем детстве. Большой интерес представляют работы американских психологов Т. Адорно, Н. Санфорда, Д. Левинсона в рамках теории «авторитарной личности».

* См.: Allport G.W. The Nature of Prejudice. — Boston, 1955. — P. 17, 27, 356-357.

 

Культивация этнических и национальных предрассудков ведет к далеко идущим последствиям в психологическом пла­не. Во-первых, наличие предрассудка серьезно искажает для его носителей процесс восприятия людей другой национально­сти или этнической принадлежности. Носитель предрассудка видит в представителях другой национальности то, что он хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате большие творческие возможности представителей дискрими­нируемой этнической общности остаются неиспользованны­ми для общества. Во-вторых, в среде людей, зараженных эт­ническими и национальными предрассудками, возникает не­осознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в лицах, подвергаемых дискриминации, потенциальную угро­зу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование национальных и этнических предрассудков, основанных на них традиций и практики дискриминации и сегрегации, ущемления гражданских прав в конечном итоге искажает самооценку людей — объектов этих предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство соци­альной неполноценности, и как реакция на это чувство воз­никает готовность к утверждению личностной полноценнос­ти через восприятие националистической идеологии, через этнические конфликты.

4.4.5. Националистические настроения

В общем балансе конкретных проявлений националистичес­кой идеологии в массовом сознании значительным удельным весом обладают националистические настроения. Значение их влияния на деятельность и поведение людей может быть очень большим хотя бы уже из-за того, что они могут охватывать весьма многочисленные социальные группы. Националистичес­кие настроения — это частный случай предметно-ориентиро­ванных общественных настроений, для которых свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Будучи одним из наиболее массовых явлений в общественной психологии, общественные настроения являются продуктом от­ражения всей системы экономических отношений как непос­редственно, так и опосредованно — через идеологию и поли­тику. Общественные настроения в свою очередь оказывают вли­яние на сформировавшие их факторы — экономику, идеоло­гию, политику — через состояние сознания людей — участни­ков экономических отношений, носителей идеологии. Обще­ственные настроения по своей сути многообразны. Они могут быть различными по своему содержанию — оптимистически­ми и пессимистическими, их может характеризовать психичес­кое состояние в виде удовлетворения или недовольства, паники или решимости. Их можно различать по направленности на кон­кретный объект. Направленные на этническую и национальную общность — свою или иную, сопровождаемые соответствую­щим комплексом чувств, представлений, стереотипов и уста­новок, общественные отношения приобретают одно из двух взаимоисключающих качеств — они становятся националисти­ческими или патриотическими. Значимость общественных на­строений для сферы социальных отношений повышается с увеличением численности групп, в которых они господствуют, и с ростом интенсивности их проявления. Если учесть, что национальные группы обычно бывают многочисленными, а проявление чувств, связанных с национальными ценностями, в большинстве случаев оказывается бурным, то становится ясно, что роль националистических настроений в обществен­ных процессах не может быть малозаметной. Одним из важных свойств общественных настроений является их заразительность, которая в высшей степени присуща и националистическим настроениям. Возникающее как следствие действия социально-психологического закона подражания, это свойство способству­ет очень быстрому распространению таких настроений и охва­ту значительных масс людей, принадлежащих к какой-либо одной этнической или национальной общности. Несмотря на быстроту, с которой они распространяются, их угасание бы­вает очень медленным и обычно сопровождается рецидивами оживления в связи с самыми, казалось бы, незначительными поводами.

Взаимосвязь и взаимозависимость общественных настроений и факторов, которые их порождают, а также способность к рецидивам широко используются в политической борьбе. Осо­бенно четко эта тенденция прослеживается в националистичес­ких настроениях, сопровождающих национализм дискримини­руемой нации. В подобных ситуациях они имеют в качестве компонента настроения недовольства по отношению к диск­риминаторам и (при возникновении соответствующих условий) приобретают дополнительное слагаемое в виде настроений решимости. Эти настроения недовольства и решимости всегда были психологической почвой, на которой прорастали семе­на идеологии. Обстановка политического кризиса, вызывая рост политической активности масс, порождает одновременно и резкие колебания в общественных настроениях.

Устойчивость и живучесть психологических образований, питающих собой этнические и национальные конфликты, их способность передаваться из поколения в поколение и оказы­вать влияние на мышление и поведение больших масс давно использовались политиками. Например, идеологическая подготовка крупнейших социальных движений средневековья — крестовых походов, осуществлявшихся католической церковью, помимо религиозной пропаганды включала в себя и настой­чивое распространение ненависти к сарацинам и славянам. По верному замечанию К. Леонтьева, «чтобы разогреть людей и заставить их пролить кровь будто бы за веру, надо под веру «под­строить» как-нибудь «племя».*

* Леонтьев К Национальная политика как орудие всемирной рево­люции // Наш современник. — 1987. — № 7. — С. 166.

 

В своем современном виде национализм более, чем любое другое общественное явление, дает возможность обычаям и традициям, а также чисто психологическим образованиям — желаниям и чувствам, страху и подозрительности, ненависти и предрассудкам — оказывать далеко идущее влияние на суж­дения людей по проблемам, затрагивающим международные или межнациональные отношения на всех уровнях. Ошибки в суждениях относительно устойчивости или изменчивости на­циональных традиций и национального характера, по поводу характера национализма, степени его распространенности или интенсивности его проявления послужили — наряду с други­ми факторами — источниками ошибок в оценках и решениях, принимавшихся политиками на определенных исторических этапах.

Этнический состав всегда является важным разделом этног­рафических исследований. Без выявления этнической структу­ры любого народа невозможно, по существу, исследование истории, развития культуры, форм быта, образа жизни в це­лом. Каждый народ проходит в своем развитии большой и слож­ный путь, сталкиваясь с другими этносами, заимствуя элемен­ты их культуры. Без знания этнического состава невозможно решать такие проблемы, как проблема языка и выработки пра­вильной языковой политики, разработка планов социально-экономического строительства. Незнание этнического состава затрудняет решение вопросов национальной государственно­сти и соответствующего административного устройства, кото­рое учитывало бы интересы больших и малых народов. Анализ этнического состава может пролить свет на корни сложных отношений, существующих между некоторыми народами, помочь вскрыть причины этнических предубеждений.

4.4.6. Анализ причин этнических конфликтов

В анализе причин этнических конфликтов и предубеждений необходимо учитывать также различные явления, связанные с традиционными племенными институтами. И сегодня продол­жают играть значительную роль традиционные обряды и обы­чаи. Согласно традиционным формам морали, каждый чело­век обязан оказывать помощь и содействие своим соплемен­никам. Это явление нередко можно встретить в некоторых аф­риканских странах. Таким образом нередко во многих африкан­ских министерствах посты бывают заняты родственниками ми­нистра и других начальников, а в домах у них можно видеть до десятка и более родственников. Нерешенность экономических проблем, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, от­сутствие политической стабильности — все это объединяет лю­дей одной этнической принадлежности, заставляет теснее дер­жаться друг за друга, особенно в городах. Чувство этнической солидарности получает организационное оформление во вся­кого рода союзах и землячествах.

Принцип самоопределения является политической и юри­дической основой решения международных, государственно-правовых, социальных и национальных проблем. Он имеет два аспекта внешний и внутренний. Под внешним самоопределени­ем понимается проведение политического курса, способствую­щего укреплению государственного суверенитета, решению национальных и территориальных проблем международного ха­рактера. Внутренний аспект предусматривает право народа определять свой общественный и государственный строй, сво­бодно распоряжаться своими ресурсами.

В различных документах правительств и правящих партий стран мира содержатся программные положения, касающие­ся основных прав граждан; высказывается отношение к наци­ональной розни и дискриминации, проблеме национальных меньшинств. Определяются роль и задачи государства в разви­тии национального самосознания и воспитании масс в аспек­те этнической и национальной терпимости. К ним относятся конституции, законы, уставы, решения и резолюции партий. Серьезное внимание, в частности, уделяется смягчению роли этнического фактора в политической жизни. Помимо воспита­тельной работы в ряде стран издаются законы, направленные на борьбу с национализмом и этнической враждой.

Как мы уже отмечали, межэтнические конфликты обостря­ются во время политических и экономических кризисов. Без­условно, невозможно делать какие-либо разграничения меж­ду политическими и психологическими причинами возникно­вения этих конфликтов. Справедливее было бы сказать, что некоторые политические процессы активизируют определен­ные стороны психики человека, способствующие проявлению негативных эмоций и чувств по отношению к представителям других общностей, на которые делается проекция. Поэтому рассматривать процессы, происходящие в этносе, необходимо и с учетом политических и экономических условий в конкрет­ный момент времени. Для иллюстрации приведенного выше соображения смоделируем ситуацию, провоцирующую этни­ческий конфликт, связанный с внутриполитическими процес­сами в стране. Элементом модели будет являться некое многона­циональное государство, находящееся в ожидании президент­ских выборов. Экономический кризис провоцирует волну не­довольства правительством среди населения страны. Абсолют­но очевидно, что грядущие выборы не будут в пользу правя­щей партии, в связи с чем у действующего правительства воз­никает проблема удержания власти в своих руках. Объективно оценивая ситуацию, можно сказать, что решение такой зада­чи невозможно в силу негативной личной установки народа этого государства по отношению к правительству, в котором люди видят причину кризиса и своего бедственного положе­ния. Подведем первый итог: общественность государства дела­ет психологический перенос (отождествление) своего кризис­ного положения на деятельность правительства. Теперь приме­ним психологический прием «переноса» с помощью архетипа и масс-медиа в качестве средства внушения. Итак, осуществим перенос причин экономического кризиса на представителей национальных меньшинств государства, обвинив их, напри­мер, в том, что они подрывают экономику страны, тайно по­могают своей этнической родине и т.д. Через распространение такой информации по правилу «независимых авторитетных» источников (о которых мы уже упоминали) осуществляется массовое внушение этническому большинству страны. Проис­ходит психологический перенос той же самой кризисной си­туации на другой объект — представителей этнической груп­пы-меньшинства. Параллельно с этим происходит активизация негативного опыта (исторического в том числе), который вы­ражается в обращении к негативному опыту межэтнических отношений национального большинства и меньшинства стра­ны, а также к отношениям страны с государством, являющимся этнической родиной данного национального меньшинства. Этнический конфликт сформирован. Теперь достаточно ими­тации провокации со стороны национального меньшинства страны для того, чтобы этнический конфликт перерос в воору­женный. Как видим, при помощи относительно простого при­менения психологических правил сформирован этнический конфликт, целью которого изначально выступала политичес­кая необходимость.

Таким образом, национальное развитие и межнациональ­ные отношения в обществе, государстве, регионе следует рас­сматривать как сложный противоречивый процесс, который не только естественно развивается, но и требует управления.

Главным в укреплении украинской государственности се­годня является завершение формирования украинской нации как психологической и политической целостности, формиро­вание единого народа из существующего населения. Подобные задачи решаются путем постепенных экономических, полити­ческих и социальных реформ параллельно с проведением раз­нообразных культурных, образовательных и просветительских мероприятий. Таким образом, очевидно, что данный процесс должен проходить эволюционно, не заостряя языковых, религиозных, этнопсихологических особенностей различных групп населения Украины. Цель этого процесса — интеграция идей совместного строительства развитого и демократического го­сударства, которое явилось бы родным для проживающих на его территории более чем ста национальностей. Особенно важно учитывать и то, что народ Украины многонационален, гово­рит на многих языках.

Цивилизованная национальная идея в связи с этим явля­ется объективной реальностью жизни и благополучия государ­ства. На сегодняшний день национальный интерес в Украине включает в себя объединение таких составляющих, как:

• национальный интерес каждого народа, проживающего в Украине;

• национальный интерес представителей этносов Украины в связи с интересами их наций в собственных государствах;

• национальные интересы этносов Украины и их корреля­ция между собой;

• объединение национальных и общечеловеческих ценно­стей.

Возможность возникновения этнических конфликтов на территории Украины достаточно неоднозначна. Человек пред­ставляет собой целый индивидуальный мир со специфической культурой, психологией, и когда речь идет о его унижении на национальной основе, можно уже говорить о проблемной си­туации. Однако избежать этнических конфликтов поможет про­гностическая функция этнопсихологии, при помощи которой возможно как спрогнозировать возникновение межнациональ­ного конфликта, так и найти пути выхода из него, нейтрали­зовав причины его формирования.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1130. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия