Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Американцы




Преобладающими чертами американцев являются запас воли, каким обладали очень немногие народы, неукротимая энергия, развитая инициатива, абсолютное самообладание, чувство независимости, доведенное до крайней необщитель­ности, могучая активность, очень стойкая нравственность и предельно ясное представление о долге.

Достаточно сложно давать какую-либо характеристику с интеллектуальной точки зрения, то есть дать определение от­дельных черт, характерных только для данной нации. Однако, например, некоторые исследователи среди таких качеств отмечают здравый рассудок, позволяющий схватывать на лету практическую и положительную сторону вещей, не блуждая в абстрактных изысканиях. Для американцев безусловно харак­терно очень живое отношение к фактам и умеренно-спокой­ное к общим идеям и религиозным традициям. К этой харак­теристике необходимо добавить еще полный оптимизм аме­риканца. Это обусловливается его знанием о требованиях к нему со стороны семьи, страны, религии. Оптимизм создает внут­реннюю установку, которая заставляет смотреть американцев с презрением на все чужеземное. Этот своеобразный нацио­нализм существенно отличается от японского национализма, так как имеет несколько другую природу. Так, по сравнению Г. Лебона, американское презрение к иностранцам и их обы­чаям превышает презрение древних римлян к варварским на­родам.

Американский менталитет предполагает стремление доми­нировать во всем и над всем, опекать, проявлять заботу, часто даже вопреки желанию объекта этой заботы. Подобные отно­шения могут быть охарактеризованы как отношения социаль­ного контроля, где контролер (американцы) постоянно сле­дит за подконтрольными (представителями других этнических общностей). У последних при этом возникает впечатление, что за ними все время наблюдают как за подопытными кролика­ми. Однако для американцев все дела и мысли представителей других этнических общностей кажутся незначительными. Хотя их поведение вполне естественно, со стороны оно может по­казаться властным и навязчивым. Американское общество от­личается высокой активностью, движением. У них свои «домаш­ние» кумиры — баскетболисты, хоккеисты, игроки в амери­канский футбол, журналисты, определяющие их сознательную уверенность в том, что самое важное и интересное происхо­дит именно в их стране.

В Соединенных Штатах очень отчетливо видны процессы, происходящие под влиянием иммиграции. Однако иммиграция иностранцев не способна изменить характер нации. Здесь про­исходит своеобразная фильтрация, при которой неприспособ­ленные иммигранты осуждены на «гибель», причем причиной ее окажутся наиболее слабые черты характера каждого имми­гранта в зависимости от этнической принадлежности. Но подоб­ный отбор способствует, с другой стороны, сохранению мощи и энергии. Так, в 1894 году в США была предпринята попытка отселения проживающих там китайцев, известная как закон Geary (Chinese Exclusion Act). Но помимо закона многие непри­способленные и «чужие» с точки зрения основной массы по­селенцев подвергались систематическому уничтожению. Неко­торые законы были вотированы с целью закрытия доступа на американскую территорию бедных эмигрантов. Негры, ставшие предлогом аболиционистской войны между теми, кто владел рабами, и теми, кто ими не владел, были едва терпимы в обще­стве. Де-юре они имеют все права, однако на практике и на се­годняшний день в некоторых округах существует дискримина­ция чернокожего населения, что особенно ярко проявилось, например, в 1992 году во время массовых беспорядков в Лос-Анджелесе (Калифорния).

Для американцев характерен максимум личной инициати­вы, свободной от всякой официальной регламентации. Испол­нительность американцев отмечается многими исследователя­ми, при этом указывается на достаточную их пунктуальность.

Авторитет для американцев играет несколько другую роль, чем, скажем, для японцев. Это объясняется тем, что в усло­виях конкуренции и социальной борьбы они испытывают по­требность в объекте, заслуживающем доверия, которое проеци­руется на процессы социальной жизни. Так, американец, не ве­рящий в Бога, все равно посещает церковь, и не только по­тому, что иначе его ждет обструкция окружения, — таким обра­зом он находит источник психологического доверия. Продол­жая рассматривать этот феномен веры и доверия, мы обнару­жим, что американцы привыкли верить рекламе. Для них это высший авторитет. Значение рекламы для американского об­щества можно проиллюстрировать на примерах курения и бега. С начала 30-х годов реклама США заявляла о красоте курения, и все курили; затем пошла реклама борьбы с курением, и все начали бросать курить. После массовой пропаганды пользы бега большинство представителей американской нации стали бегать, включая президента. Однако влияние на американское обще­ство рекламы, проводимое средствами массовой информации, настолько же сильно и в подготовке общественного мнения страны в политическом аспекте, как и в сфере коммерции. Достаточно вспомнить работу средств массовой информации по подготовке американской общественности к вводу войск США на Гренаду, Гаити, бомбардировкам Ирака и Югосла­вии. Подобная внушаемость американской общественности объясняется постоянной конкуренцией в обществе и опасением за благополучие своего будущего.

Действительно, преобладание индивидуальности и лично­сти в США определили отсутствие устойчивых социальных групп, как, например, в Японии, где подобные группы игра­ют роль своеобразных социальных гарантов и поддержки сво­их представителей. Отдельные американцы не имеют подобных гарантов, что обусловливает состояние постоянного психоло­гического напряжения.

С начала XX века в США стало обычным посещение пси­хоаналитика. Чем же объясняется это явление? Во-первых, отмеченное выше постоянное психологическое напряжение способствует возникновению неврозов, постепенно переходя­щих в психические заболевания. Некоторые результаты иссле­дований показывают достаточно высокий процент психических расстройств среди американцев в возрасте 30—45 лет. Во-вто­рых, посещение психоаналитика свидетельствует и об отсут­ствии психологической разгрузки в близком окружении. Так, например, для восточных славян абсолютно естественной яв­ляется психологическая разгрузка в кругу семьи, друзей, где каждый может пожаловаться на трудности и жизненные про­блемы, встретив при этом понимание. Каждый стремится «об­легчить душу», поговорив с кем-то из близких ему людей, ко­торым он доверяет, которым верит, которым может доверить свои переживания и порой самые личные проблемы. Однако американец идет к психоаналитику. Почему? Видимо, это свя­зано с отсутствием веры и доверия к своему окружению, и выбор делается в пользу человека, выполняющего свою рабо­ту, которого, однако, может быть, до этого никогда не видел. В силу психологических особенностей американцев можно пред­положить их склонность к истерии как форме невроза. Класси­ческие случаи истерии, как отмечает К.Г. Юнг, «всегда отли­чаются преувеличенным отношением к лицам окружающей сре­ды; другой особенностью этой болезни является прямо-таки под­ражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа — это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других... Сюда относится прежде всего болезненно повышенная деятель­ность фантазии».*

* Юнг К.Г. Психологические типы. —М., 1996. — С. 410.

 

С детских лет американцев приучают к бизнесу, часто в ущерб гармоничному развитию личности. Именно с раннего детства появляются первые симптомы неврозов, причиной которых является необходимость думать о будущем при отсут­ствии поддержки и низкой психологической подготовке к подобного рода деятельности. Однако они быстро приспосаб­ливаются к окружающей среде и внимание уделяют объектам, в особенности тем результатам, которые они от них получают. Страх перед предметами минимален и они живут и перемеща­ются среди них с уверенностью. При этом они испытывают удовольствие от доведения своих начинаний до крайности и подвергают себя риску, а все неизвестное их притягивает. Они обожают соревнования, ценят достижения и рекорды.

Американцы не стремятся к широкой специализации. По их мнению, не обязательно знать то, что не входит в их специ­альность. С другой стороны, принято считать, что чем больше дел ведет человек, тем выше его престиж и в собственных де­лах, и в глазах окружающих. Однако американцы предпочи­тают знать, с кем имеют дело при ведении деловых перего­воров. Поэтому в рабочем кабинете американца часто разве­шены на стенах различные сертификаты, принадлежащие ли­бо владельцу кабинета, либо возглавляемой им фирме, а так­же фотографии, на которых запечатлены известные политичес­кие и общественные деятели, посещавшие данную фирму.

Интересно явление американского патриотизма, к которо­му приучают с детства. Но американцы не любят отвлеченных разговоров. При беседе с ними необходимо свести до миниму­ма информацию о своих проблемах и проявить внимание к вопросам его жизни, семьи, бизнеса. Американцы не любопытны, и не потому, что излишне деликатны. Их не интересуют ваши проблемы, поэтому проявление внимания к их персоне будет положительно расценено и явится результатом сокраще­ния психологической дистанции. В общении с американцами необходимо стремиться максимально сократить психологиче­скую дистанцию.

Понимание социальных ценностей американского общества поможет понять принцип психологического подхода к ним. Уважением в Америке пользуются те, кто делает деньги, или те, при помощи которых эти деньги делаются. Другие заслуги не принимаются во внимание, какое бы значение они ни имели с точки зрения, например, европейского общества.

Причины неудач рассматриваются американцами только с точки зрения своей вины. То же справедливо и для оценки по­ложительного хода дел. Это связано опять-таки с отсутствием некой групповой организованности, в условиях отсутствия которой индивид просто не может осуществить психологиче­ский перенос своих неудач на другого человека. Поэтому в ка­честве компенсации применяется психологический перенос на абстрактное понятие удачи и неудачи.

Американский образ жизни отличается вседозволенностью и превосходством над всеми, кто американцем не является. Их установка непостижимым образом жертвует субъектом для того, чтобы осуществить то, что рассматривается как объективное требование — многочисленные требования расширяющегося бизнеса.

Приспособление американцев к объективной реальности приводит к тому, что мешает слабо организованным субъек­тивным импульсам достичь сознания. Однако подавленные импульсы своей энергии не утрачивают, а, учитывая их бес­сознательный характер, могут проявлять себя в примитивном архаическом виде. И по мере того, как субъективные потреб­ности подавляются или игнорируются все больше и больше, постепенно набирающая силу бессознательная энергия рабо­тает на подрыв их сознательной установки. Как результат, боль­шинство американцев, настроенных на внешний мир и на потребности других людей, становятся практически индиффе­рентными. Поэтому для американцев характерен эгоизм, отражающий их бессознательную установку, граничащий с безжа­лостностью и жестокостью.

По типологии К.Г. Юнга американцы могут быть отнесены к чувствующим экстравертам. Именно экстравертное чувство американцев ведет их в кинотеатры, в церкви, благодаря ему люди принимают участие в деловых встречах, пикниках, по­сылают друг другу рождественские открытки, отмечают День Независимости. Они легко приобретают друзей, однако это выглядит действительно как коммерческое приобретение (до­статочно вспомнить название бестселлера Д. Карнеги «Как. завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»). В отноше­нии к искусству это проявляется в восхвалении «прекрасно­го» или «хорошего» не из-за субъективной оценки, а потому, что это подходит другим и находится в согласии с обществен­ной ситуацией. Это своеобразный акт приспособления к объек­тивному критерию. Из того, что психология американцев обус­ловлена рациональной функцией, определяющей, «что чего стоит», можно предположить, что их чувства, основываются на субъективных ценностях. Вследствие этого чувства наблю­датель воспринимает это выносимое напоказ чувство уже не как личное выражение чувствующего, но скорее как искаже­ние его эго — как каприз

В США человек постоянно испытывает на себе различные формы морального нажима со стороны родственников, сосе­дей, сослуживцев и часто вынужден подчинять им свое пове­дение. Так, для многих американцев немаловажно мнение о них своих друзей, сослуживцев, соседей. Например, покупка неко­торых вещей может быть связана не с действительной потреб­ностью в них, а с тем, чтобы о них не сказали, что они хуже или беднее своих соседей.

Американская сознательная ориентация определяется объек­тивной реальностью, фактами, получаемыми из внешней среды. Их психология характеризуется интересом к внешнему объек­ту, готовностью к принятию внешних событий и ситуаций, желанием влиять на них и находиться под их влиянием, потреб­ностью присоединиться и быть в центре происходящих собы­тий, способностью терпеть суматоху и шум любого рода и на­ходить в этом радость. Отличительными признаками являются постоянное внимание к окружающему миру, стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, и, в ко­нечном счете, сильная привязанность к выделенной для себя фигуре и, следовательно, мощная тенденция демонстрировать самого себя. Американцы полагаются на получаемое извне и не склонны подчинять личные мотивы критической проверке. Они избегают всего, что может сделать тусклым парад оптимизма и позитивизма. Почти для всех американцев характерна довер­чивость к людям. Они очень правдивы — врать не принято, а уличение во лжи может разрушить репутацию человека.

Опасностью для американцев является подавление их тра­диционными и общепринятыми стандартами, в результате чего утрачивается любое подобие объективного чувства, то есть того, что происходит в самом субъекте. Они часто думают весьма плохо о тех самых людях, которых наиболее ценят своими чув­ствами. Такие мысли основываются на каком-то циничном взгляде на жизнь и зачастую повернуты вовнутрь. В результате американцы не любят оставаться одни, и когда негативные эмоции начинают доминировать, реакцией служит включение телевизора или встреча с приятелем. Американцы — народ ве­селый, любят шутки.

Моральные законы деятельности американцев совпадают с соответствующими требованиями их общества и соответственно с общепризнанным моральным воззрением.

В американском обществе присутствует демократическая атмосфера общения. Несколько затруднено понимание, так как, несмотря на сходные интересы, участники ставят перед собой совершенно разные цели. Начиная в одном ключе, люди все больше разделяются, отходят от первоначальной базы. По этой причине рушится много смелых планов, однако позитивно проходит фаза апробации и экспериментирования. Американ­цы энергично воздействуют на окружающих, подталкивая их к активной деятельности и препятствуя комфорту и спокой­ствию.

Тактика проведения деловой встречи с американцами

Деловой мир США за свою историю выработал стройную систему общения между фирмами как внутри страны, так и во всем мире. Это касается всех форм коммуникаций — перепис­ки, переговоров, рекламы и т.п. Американский стиль делового взаимодействия характеризуется утилитаризмом, неприятием лишней работы, попыткой избежать напрасных затрат труда, пренебрежением к традициям, силой данного слова, тщатель­ностью в проработке организации любого дела, анализом, разделением функций, скрупулезной проверкой исполнения, краткостью, ясностью и совместно-распределенной деятель­ностью.

Следует отметить также тот факт, что американцы оказали значительное влияние на стили ведения переговоров во всем мире. Так, вторая половина XX века, называемая «эрой пере­говоров», совпала с ростом влияния США на развитие меж­дународных деловых, экономических и политических отноше­ний.

Руководитель группы стратегических исследований амери­канского бизнеса Виван Кэй обращает внимание на некоторые особенности предпринимательского климата США.* Так, аме­риканцы полагают, что они превосходно разбираются в биз­несе любой страны и любой национальности. При деловых контактах они не предоставляют информацию о деталях, но ожидают понимания порядка работы и ведения бизнеса по-аме­рикански. Стиль ведения переговоров американских предпри­нимателей отличают профессионализм и компетентность.

* Делайте бизнес по-американски // Деловой мир. — 7 марта 1992.

 

В ходе деловой встречи американцы энергичны и настрое­ны на интенсивную работу. Непременным качеством американ­ского предпринимателя является соблюдение трех правил:

• анализируй;

• разделяй функции (обязанности);

• проверяй исполнение,

что свидетельствует об их тщательной подготовке к перегово­рам.

Прагматизм американцев проявляется в том, что в ходе деловых бесед, переговоров они концентрируют внимание на проблеме, подлежащей обсуждению, стремясь выяснить при этом не только общие возможные подходы к решению, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Американ­ский предпринимательский прагматизм во многом обусловлен объективными факторами. Как правило, представители США обладают достаточно сильной позицией на переговорах, что не может не сказываться на характере их ведения. Так, американ­ские предприниматели довольно настойчиво пытаются реали­зовать свои цели, стремятся торговаться при совершении сделки. Большое внимание при решении проблемы уделяется увязке различных вопросов — «пакетным решениям». Обсуждение сначала касается общих рамок возможного соглашения и только потом его деталей.

В беседах, на переговорах американские предприниматели предпочитают причинно-следственные аргументы, предпола­гающие, что вывод делается на основе фактического доказа­тельства. Подобный тип аргументации вообще характерен для англосаксонского переговорного стиля и отличается, напри­мер, от традиций римского права, где исходной точкой доказа­тельства служит некий принцип, а само доказательство строит­ся как демонстрация применения этого принципа.

Средний американец, несмотря на его внешнюю актив­ность, на самом деле достаточно пассивен. Это было уже от­мечено с точки зрения его внушаемости относительно средств массовой информации. Данная черта может использоваться при ведении переговоров. При этом вся информация должна пре­подноситься в детальном, подробном виде. Однако инфор­мация должна быть преподнесена только во время перегово­ров, так как после них, то есть во внеслужебное время, она просто не дойдет до него, поскольку американцы не занима­ются решением деловых вопросов после работы. Восприятие американцев складывалось в сугубо экономических условиях, которые объясняют природу их повышенного восприятия цифр. Действительно, информация, преподнесенная с убедительны­ми цифровыми показателями и графиками, оказывает как бы гипнотическое воздействие. Поэтому, хотя каждый человек под­вержен влиянию объективных условий, у американцев мысли, решения, стереотипы поведения реально определяются этими условиями, а не просто оказываются под их влиянием, то есть объективные условия доминируют над субъективными взгля­дами.

Американские предприниматели в деловом общении стре­мятся к неформальной атмосфере, а также к отказу от строго­го следования протоколу. Между членами американской деле­гации довольно распространены партнерские отношения, что проявляется, например, в частом обращении по имени неза­висимо от возраста и статуса. Если подобное обращение обна­руживается и по отношению к зарубежным партнерам, то это свидетельствует о том, что взаимоотношения имеют не толь­ко деловой, но и дружеский характер. Исследования, проведен­ные в области психологии делового общения, позволяют сде­лать выводы о том, что американские предприниматели име­ют значительно большую степень свободы на стадии принятия окончательного решения по сравнению, например, с предста­вителями Франции, Японии, Китая, стран СНГ.

Среди негативных сторон проведения переговоров, деловых встреч американскими предпринимателями необходимо отме­тить проявление эгоцентризма, которое выражается в желании того, чтобы партнер руководствовался теми же правилами, что и они. В результате некоторые зарубежные предприниматели оценивают своих американских коллег как агрессивных, гру­бых, напористых, а их стремление к неформальному проведе­нию переговоров как фамильярность.

Следует учитывать, что в образцовых американских компа­ниях поощряются соревнования, конкуренция между отдель­ными подразделениями. Если новатор не пользуется поддерж­кой своего непосредственного руководства, он имеет право искать ее в другом, иногда территориально удаленном подраз­делении. Кроме того, управляющих особо вознаграждают за то, что они принимают к разработке новые виды продукции, ко­торыми не занимается их подразделение.

Американские компании, намеревающиеся вести предпри­нимательскую деятельность в Украине, рассматривают все пути наведения четких контактов. При этом американских предпри­нимателей интересует следующая информация:

• способы удешевления продукции для получения большей прибыли;

• пути создания новых рынков сбыта или привлечения но­вых клиентов для своего производства;

• возможность заключения благоприятных контрактов;

• создание хорошего имиджа фирмы и ее продукции.

Таким образом, по мнению В. Кэй, необходимо четко со­блюдать деловой этикет и организовать свою деятельность как самостоятельно, так и с привлечением специалистов для ус­пешной работы на американском рынке.

Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 324. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.006 сек.) русская версия | украинская версия