КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ
Амбивалентность — несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Диффузия культур — процесс обмена элементами культуры между различными обществами. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Конфликт — социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям. Конфликтность — фундаментальная характеристика существования общества, его склонность решать проблемы с помощью конфликта. Макроэтническая единица (межэтническая общность) — образование, охватывающее несколько основных этнических единиц, однако характеризующееся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц. Маргинальность — форма изменения этнического наследования, при которой лицо, родители которого являются представителями разных этнических групп, находится на границе двух этнических групп; фактор происхождения в таком случае перестает быть основой определения этнической принадлежности, а право выбора «своей» этнической группы переходит к маргиналу. Межэтнические отношения — субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. Ментальность — социально-психологическая характеристика духовного мира человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Националистические настроения – частный случай предметно ориентированных общественных настроений, для которого свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность. Национальная идентификация — процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включение в свой собственный мир и принятие норм, ценностей и образцов этой нации. Национальное самосознание — относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации. Национальный характер — компонент психического склада нации, который определяется как система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, закрепившаяся и проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом. Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры. Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. Формирование основных структур психики индивида в течение его детства. В ходе штериоризацш ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства деятельности этнической группы. Процесс перемещения — психологический механизм, при помощи которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, который причинно не связан с возникновением этой реакции и который чаще всего используется в культивации этноцентризма, этнических предрассудков, для возникновения националистических настроений. Психический склад нации — сочетание национального самосознания, чувства и характера. Психологическая норма этноса — граница применимости социальной нормы. Субэтничное подразделение (этнографические группы) — общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения. Эгоцентризм — форма проявления этнического конфликта, под которой понимается неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Элементарная этническая единица (микроэтническая единица) — наименьшая составная часть основной этнической единицы, представляющие собой границу ее делимости. Таковыми являются этнические группы, семьи. Этническая общность (этнос) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистической группы (например русские, украинцы, поляки и другие — славянская этнографическая общность), также обособленные части внутри народа (этнографической группы). Этническая самоидентификация — отождествление личностью себя с той или иной этнической группой. Этнический конфликт — 1) форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку; 3) относительно устойчивое представление о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Этнический стереотип — устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, чувственно окрашивающее социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Этноцентризм — совокупность массовых иррациональных представлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа. Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: • особенности психики людей различных народов и культур; • проблемы национальных особенностей мировосприятия; • проблемы национальных особенностей взаимоотношений; • проблемы национального характера; • закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; • закономерности формирования обществ, национальных общин.
Использованная литература. 1.Избранные произведения передовых венгерских мыслителей. Вто 2. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. — Л., 1978. 3.Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти т. — М., 1987. — Т.1.-Ч.1. 4.Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания. — М., 1978. 5.Козлов В. И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. — М., 1969. 6.Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития // Вопросы истории, 1968. — №9. 7.Кон И.С. К проблеме национального характера. // История психологии. — М., 1971. 8.Кон И. С Национальные особенности психологии людей // Социальная психология. — М., 1975. 9.Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. - М., 1979. 10.Кульчицкий А. Мировосприятие украинца // Украинская душа. — К., 1992. 11.Кушнер П. И. О методах определения этнического состава населения в полосе этнических границ // Краткие сообщения Института этнографии, 1950. — Вып. 11. 12.Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998. 13.Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. —М., 1993. 14.Левкович В.В., Танкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. — М., 1983. 15.Леонтьев К Национальная политика как орудие всемирной революции // Наш современник. — 1987. — № 7. 16.Монтенъ М. Опыты: В 3-х т. — М, 1954. — Т.1. 17.Московичи С Машина, творящая богов. — М., 1998. 18.Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. — Петроград, 1922. 19.Павленко В.Н. Факторы этногенеза. — Харьков, 1993. 20.Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. — К.,1972. 21.Популярная психология. Хрестоматия / Под. ред. В.В. Мирошниченко. — М., 1990. 22.Преступная толпа. — М., 1998. 23.Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1971. 24.Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997. 25.Рубинский Ю. Французы у себя дома. // Знамя, №4. Советская этнография. — М., 1970. — №3. 26.Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. 27.Социальная психология и философия. — Л., 1983. 28.Спенсер Г Основания психологии. — М., 1998. 29.Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. — М., 1983. 30.Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. — 1996. — №4. 31.Токарев С А. К постановке проблем этногенеза. // Советская этнография, 1949. — №3. 32. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии. // Вопросы философии, 1964. — №11. 33.Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. // Советская этнография, 1966. — №2. 34.Шпет Т.Т Введение в этническую психологию. — СПб., 1996. 35.Шпрингер Р. Национальная проблема. — М., 1909. 36. Шулындин П.П. Национальная психология: структура, сущность,социальная роль. — Горький, 1986. 37.Юнг КГ. Аналитическая психология. — М., 1995. 38.Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. — 1988. — №1. 39.Юнг КГ. Психологические типы. — М., 1996. 40.Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1996.
|