Студопедия — Слово 32. О безгодном и вредном содружестве
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово 32. О безгодном и вредном содружестве






 

Истинному послушнику не должно прилепляться душою ни к чему внешнему и зем­ному. Если ли же еще к чему прилепляется, то еще не умер, но живет миру. И если полагает­ся на свое мудрование, а отца своего презирает, то отчаятельно такого спасение. Всему такому развращению часто виновны бывают у новоначальных тай­ные междоусобные содружества и беседы: ибо друг друга поучают и советуют, как жить, в чем повиноваться и в чем сопротивляться, и втайне поносят и пересуживают отца своего и благоговейную братию, и бегают, отдаляются их.

Духовные отцы и богобоязные братия и истинные послушники охраняют друг друга от всякой вражеской лести и козни. И если видят брата малодушествующего и унывающего, то все единодушно увещевают, и на терпение и подвижничество поощряют и укрепляют.

Напротив же этого, не предающиеся в повиновение отцу не­минуемо уловляются и впадают в сети диавола. Дружащие самовольно под видом духовной любви, вольностью своею не­обузданною самих себя низводят до последней бездны погибе­ли! Надеясь друг на друга, начинают сперва нерадеть об отце своем и учителе, и презирать наставлений и повелений его. И прочее вознебрегше о послушании, в тягость уже соделывается для таких само присутствие отца, и более с ним не терпят жить. А потом, удалившись и оставив своего по Богу отца [и наставника], неудержимо влекутся в погибель, испол­няя свободно все страстные свои стремления и хотения.

Пока пребывает один, не имеющий никого себе единомысленным и содружественным, то хотя по самонравию и самолюбию своему негодовал, не любил бы отца своего и отягощался бы его поучениями, но если бы хотя с насилием себе и по неволе повиновался бы и не отлу­чался от отца и от всего братства. А чрез такое его принужденное и свободное терпение, может быть пред благодаттю Божиею ока­зался бы как усиленный искатель Царствия Небесного.

Через содружество же и соединение с другим отторгается от отца и предается вместе своей необузданной воле и желаниям, за что неминуемо примет осуждение от Бога. Тот же с ним подружившийся, как бывший причиною разврата его и поги­бели, еще же и на себя самого навлекает клятву святых соборных отцов, ибо они в кормчей книг говорят: «Кто приоб­щается с отлученными, тот сам да будет отлучен. А с проклятыми, да будет проклят». И потому он за свое соеди­нение и содружество, вместо спасения, находится под клятвою и отлучением святых отцов.

Если бы и сам старец, боясь угроз Святого Писания, отметнулся от этого брата, благословных ради вин, то есть ради его непокорства и самомнения, то довольно бы этому друго­му брату не сообщаться с ним, по слову святых отцов и святого Иоанна Златоуста, чтобы признал свой душевредный презоривый (гордый, дерзкий) нрав. Но вместо того чрез содружественное с ним сожитие путь подает ему к большему [презорству и] непокорству и не попустил ему прийти в познание своего недуга и раскаяние.

Но может быть и этот другой брат того ради присоединился к нему, прежде упомянутому, в сожитие, что и сам так же не хочет расстаться со своею волею, и так же старается исполнять свои прихотные и страстные пожелания и наклонности, и вместе хотят управлять своим разумом, а не следовать преданным от святых правилам, но таких всех, как блудящих и беспристанищных, удобно прельщает и уловляет враг. Потому что своя воля, по слову преподобного Пимена, — что стена медная между Богом и человеком. И еще: «Если добровольно не покоряется воле Божией, такой и неволею по­коряется врагу». [Живущих в иночеств при отце и хотящих быть самовластными, таких всех иноческое любомудрие от­вергает, т.к. уподобляются они и сопричитаются области того и собору, которые за непокорность и сопротивление Богу свержены с небес. Как говорит Иоанн Лествичник: «Вся­кой непокорный и презоривый не требует беса, потому что сам себе бес и враг!»

Подобно этому говорит Симеон Новый Богослов в гл. 42: «Впадая в прекословие и неверие к духовному отцу сво­ему и учителю, что в сеть и глубину адову, еще будучи живым, бедный низводится, и дом сатанин и всякие его силы, бывают как непокорив и сын погибели».

Напротив же этого, о послушании говорит Григорий Синаит в гл. 107: «Послушание с верою и простотою предпочтительнее более всех действий, все страсти единою отсечет: и в безмолвие не только доспел, но чрез послушание и совершил его вполне, обретши Христа, и подражателем Его и рабом сделавшись, и именуясь».

То как же не лучше держаться преданного спасительного пути? То есть жить под управлением, с покорностью и повиновением? Ибо только сам враг диавол влагает и подущает, чтобы без благословной вины отметаться от отца и от смиренного послушания и, с высокоумием вознадеявшись на себя, по своей воле жить, и чрез то пред очами Божиими оказаться гнусным и презрительным, как сам сатана. По слову святого Григория Синаита в гл. 121: «преслушание – уста ада, прекословие – язык его, яко меч острый, самоугодие – зубы его изощренные. оправдание – гортань его, высокое о себе, препровождающее в ад». То если и не отступая от отца, таких ради пороков, столь ненавистными, более же гибельными, себя устрояют. То какого осуждения достойны будут те, которые с та­кими пороками, но еще и вовсе отторгнутся от отца? Ибо не обладающим такими пороками невозможно, и безумно есть оставить отца и братию. И так подобает таким подумать и очувствоваться, в каковую пропасть низводят они са­ми себя от своего своеумия и самонадеяния.

Ей, возлюблении! Тяжко и невместимо видеть таких, са­мовольно хотящих погрузить себя в такую явную погибель! Подумайте и вразумитесь от этого: если Апостол Павел, от Самого Господа призванный, и сосудом избранным названый, но и того послал Сам Господь к Анании, да наставится и про­светится от него. Но и все святые апостолы, святые преподобные и сами ангелы обретаются в повиновении и послушании. К тому же еще и Сам Господь наш Иисус Христос явил Свое послушание, не только Небесному Отцу Своему и Пречистой, Истинной Матери Своей по плоти, но и мнимому отцу Своему Иосифу. Как сказано во святом Евангелии: «и был в повиновении у них» (Лк.2,51). То нам ли многострастным можно ожидать спастись и угодить Господу, отскочивши от повиновения и руководства отеческого? Эй, возлюбленнии, страшно, чтобы не последовало с таким по подобию того, что описал преподобный авва Дорофей: который сперва начал презирать старца Зосима, потом иных святых отцов, потом святых апостолов, и так придя в совершенную гордыню, и в хуление на Самого Бога, и наконец из ума вышел. Так не остаться бы и этим в обладании диавола; ибо без наставника, по слову преподобного аввы Дорофея, как лист падает. И по слову святого Каллиста: «Хотя и многие постнические и подвижнические дела будем сеять, но увы! Вместо пшеницы, плевелы пожнем». И еще: «Без наставника— как чрез канавы можем скакать». И еще говорит: «Желая дерзостно без наставника жить, от Бога и Небесного светлого наследия, и соборной Апостольской Церкви отторгается отлучается, и во тьму и огнь отсылаеться тайнонаучаемся и веруем». И еще: «Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без верного проводника; если в море никто не пустится без искусного кормчего; если за какую-либо науку или искусство никто не возьмется без знающего дело учителя, – то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в беспредельное мысленное море, т.е. в иноческую жизнь, подобную жизни Ангелов, с самоуверенностью достигнуть конца, без руководителя, без кормчего и учителя, опытного и истинного? По истине такой, кто бы это ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь, уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам». Как говорит святой Лествичник: «Кто отнимает путеводителя у слепца, пастыря у паствы, проводника у заблудившегося, отца у младенца, врача у больного, кормчего у корабля: ото всех их подвергает опасности погибнуть; а кто без помощи наставника вступает в борьбу с духами злобы, тот бывает ими умерщвлен». «Чудо же, - по слову Григория Синаита, - воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одной добродетелью, или лучше одной заповедью можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад». Поэтому и говорит Феодор Едесский: «Начав жить вместе с духовным отцом и воcчувствовав пользу от него, не допускай, чтоб кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от сожительства с ним... На подвизающихся в послушании отцам сильно злобствуют враги нашей жизни, бесы, скрежеща на них зубами своими и всякие против них злоумышляя козни. И чего они не делают, чего не внушают, чтоб отторгнуть их от отеческих недр? Выставляют предлоги к непослушанию, будто благословные, устрояют неудовольствия, возбуждают неприязнь к отцу, его наставления представляют обличениями, а обличения, как стрелы изощренные вонзают в сердце. И для чего ты, говорят они, будучи свободным сделался рабом, и рабом бессердечного деспота? Доколе будешь ты тереть лямку рабства, не видя света свободы? … находясь в послушании отца своего духовного и не забывай обетов звания твоего пред Богом: ни руганиями не будь побеждаем, ни обличений и поношений, или насмешек не бойся, ни прилогами греховных помыслов не увлекайся, ни отческой строгости не бегай, ни дерзким самоугодием и самоволием не бесчести благого ига смирения; но в сердце вложив Господнее слово, «что претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) (Добротолюбие, т.5, п.40,44, 45).]

Итак, смотрите, сколь грешно и безрассудно такие поступают, которые благосклонно обращаются, более же дружат и соеди­няются с такими, на кого отец праведно негодует или отвергает от себя. Такие главнейшими подстрекателями к большему расстройству бывают и еще более погрешают, чем сам тот брат, во зле живущий, потому что этот развращен­ный может быть и во исправление подвигся бы чрез тщательное о нем отеческое старание. Видя же некоторых братий к нему благосклонных, еще же и содружественных, уже не думает, что сам повинен, но более порицает отца и благоговейных бра­тий и утверждается во зле, глаголя в себе: «Если бы я повинен был, то все братство вместе с отцом вознегодовало бы на меня, но ведь эти со мною». И так дружество и безгодная к нему приязнь и любовь препоною бывают его исправлению, и отеческое о нем старание остается тщетным. А поэтому дружащие с запрещенным или отлученным становятся настоящими его врагами, не попускающими ему прийти в исправление. Имеющий язву удобно может исцелиться; возбраняющий же и не допускающий врачевства смерть наносит. Следовательно, более достоин ненависти возбраняющий врачевать, нежели имеющий язву. Так более достоин осуждения ласкающий порочного, нежели сам порочный.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия