Студопедия — Слово 33. Об истинном и прельщенном послушании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Слово 33. Об истинном и прельщенном послушании






 

Если послушник претерпит три года в нерассудном повиновении у отца духовного со всяким покорением, самоотвержением и смирением, тогда благословно и праведно почитать такого в чине духовного брата, и ему может быть чисто и благоугодно будет оставить слабо живущего отца и воспринять высочайшую и подвижнейшую жизнь или, живя вообще, преподавать советы к большему подвижничеству и воздержанию.

Если же, не быв в совершенном повиновении, захочет жить при отце в чине советническом, который происходит от высокоумия и гордыни, то такой никогда отнюдь не сподобится принять и восчувствовать таинственного утешения, ниспосылаемого от благодати Божией за кроткое, смиренномудрое и непрекословное послушание. Проведя же многие года в чистосердечном [и истинном] послушании, преуспевают и делаются, благодатью Божиею, истинно смиренномудрыми нестяжателями, истинными любителями и духовными любомудрцами, таинниками и со­общниками отцу своему и не прелестными советниками всякому человеку. [Если же какой брат, прежде времени, то есть, прежде нежели придет в совершенное бесстрастие, захочет быть советником, то воистину такой прельстился, и никогда не сможет обрести ни спокойствия, ни мира душевного, но во всякой вещи, во всяком своем служении, не перестанет испытывать: почему это, почему так? Более же начнет продерзостно оспаривать каждого брата и противоречить, обкрадывая себя лукавым мнением, что старается сделать лучше и полезнее. Но забывает такой, что пришел в иночество не того ради, чтобы стараться о земных сокровищах и богатствах, или довольства и покоя телесного, но чтобы очистить душу и соделать ее благоугодною обителью Святому Духу. Более же, чтобы вседневно, сколько возможно, стараться распинать себя, за любовь к распявшемуся Господу Иисусу, нашего ради спасения. Чтобы не только воспринять крест свой, но и пригвоздить на нем все свои стра­сти, наклонности и желания. Одним словом, быть мертвым ко всему земному, чтобы жить со Христом на небесах. Такое же самоумерщвление не иным чем исполняется, только нелестным и безусловным повиновением и самоотвержением.]

Такое же преуспеяние совершается единым нелестным безусловным повиновением и самоотвержением. И так, о возлюбленные попечители послушания! Более же скажу, попечители Самого сладчайшего и вожделенного Господа Иисуса, молю вас, отринь­те от себя подальше всякое сомнение, противоречие и непокорство. Ей, всего мира сокровища и богатство недостойны и малейшей части того наслаждения, какое уготовал Господь любящим Его. Не забывайте предложения вашего, помните, для чего вы ос­тавили мир и восприняли на себя благое иго иночества; несите крест свой с терпением! Когда же враг диавол начнет обкрадывать, прельщать и преклонять вас к непокорению, нанося помыслы, что то и то не хорошо [и худо] повелевает отец, [то и то было бы лучше и полезнее] отметайте и отражайте такие помыслы и прилоги без закоснения, и спешите очищать души ваши искренним исповеданием, и со смирением испрашивай­те прощение. Сами же в себе говорите каждый: «Мне, в ино­ческую жизнь пришедшему на покаяние и обещавшемуся быть в повиновении, все прочее не нужно, нужно только одно послу­шание и терпение. Если же выскажусь и буду противоречить невопрошаемый, то соделаюсь как дерзкий и ниспаду от кроткого и молчаливого духа и от смиренного о Христе послушания. И за такую дерзость сотворюсь не иноком, но испытателем, и настав­ником моему наставнику и советником. Эти же степени чужды есть смиренномудрых послушников; я же за грехи мои предался отцу в повиновение и всему братству во служение. Вещи же все — не мои суть, но вверены от Бога отцу моему. Я же ради Господа всего отрекся, и как благоволит отец, так и да управляет и распоряжается всем. К тому же несомненно верую, что отец мой свят и облагодатствован от Бога: следовательно, что ни заповедует, то по извещению Божию есть. Мне ли грешному испытывать и противоречить?» [И так кроме всякого испытания и истязания делай все повеленное ты в простоте сердца.

Если же кажется тебе, что повелеваемое от отца отнюдь не добро и много хлопот и урон приносит, и что не можешь сам победить и отразить такого помысла; и по любви сыновней, не терпишь прочее молчанием покрыть, тогда спроси со смирением, говоря: «Прости мне, отче, я готов с помощью Божиею повеленное тобою [исполнить], но вижу тщетность и урон в этом деле». И если повелит, скажи мнение твое со всею искренностью, и прими с полною верою волю отца твоего, если примет предложение твое. Если же не примет, не дерзай противоречить, но покори воли его не только дело твое, но и само мудрование твое. И проси прощения, говоря: «Прости меня, отче, ибо я не хочу исполнить волю мою, и не противоречия ради дерзнул предложить мое мнение, но чтобы научиться твоего рассуждения и чтобы ты, отче, решив мое недоумение, и умиришь мое помышление».

Если ли же считаешь, что не хорошо заповедает отец, но дело, о котором ты говоришь, есть не уважительно, тогда полезнее тебе будет, если с молчанием и с любовью соделаешь в точности по повелению.]

И если так брат поживет при отце с кротостью, непрекословно слушая во всем, и в согласии, и в терпении, то благодатью Божиею стяжет бесстрастие и чистоту сердца. Более же Сам Господь почиет в таком послушнике.

Если какой брат только уставное и преданное от Святого Писания будет исполнять без прекословия по наставление отца, такая жизнь не есть послушническая, но под советом. Послушническая жизнь сообразуется с жизнью страстотерпцев и исповедников, более же уподобляется Самому Господу, Который послушлив был Отцу Своему до смерти крестной! [За это самое святыми отцами наименовано послушническая жизнь, не монашеской, тем более постнической, но исповеднической и страстотерпческой.] Говорит святой Каллист: «Хотя и многие постнические и подвижнические дела будем сеять, но увы! вместо пшеницы, плевелы пожнем». И еще: «Без наставника— как чрез канавы можем скакать». И еще говорит: «Желая дерзостно без наставника жить, от Бога и Небесного светлого наследия, и соборной Апостольской Церкви отторгается отлучается, и во тьму и огнь отсылается тайно научаемся и веруем». Поэтому и говорит Феодор Едесский: «Начав жить вместе с духовным отцом и воcчувствовав пользу от него, не допускай, чтоб кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от сожительства с ним... На подвизающихся в послушании отцам сильно злобствуют враги нашей жизни, бесы, скрежеща на них зубами своими и всякие против них злоумышляя козни. И чего они не делают, чего не внушают, чтоб отторгнуть их от отеческих недр? Выставляют предлоги к непослушанию, будто благословные, устрояют неудовольствия, возбуждают неприязнь к отцу, его наставления представляют обличениями, а обличения, как стрелы изощренные вонзают в сердце. И для чего ты, говорят они, будучи свободным сделался рабом, и рабом бессердечного деспота? Доколе будешь ты тереть лямку рабства, не видя света свободы? … находясь в послушании отца своего духовного и не забывай обетов звания твоего пред Богом: ни руганиями не будь побеждаем, ни обличений и поношений, или насмешек не бойся, ни прилогами греховных помыслов не увлекайся, ни отческой строгости не бегай, ни дерзким самоугодием и самоволием не бесчести благого ига смирения; но в сердце вложив Господнее слово, «что претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22) (Добротолюбие, т.5, п.40,44, 45).

А кто мнит себе быть в послушании, а ни единого повеленного дела не творить, если прежде не исследует, и противоречит и негодует и огорчается, говоря: почему не так, почему не тогда, почему это, и тому подобное многословит от презоривого (гордого) сердца, — такая жизнь вовсе отчуждена и извержена из чина иноческого. И таких самоумцев повелевают отцы святые отсылать или самому отцу от таких бежать, т.к. по слову их: таких Един Бог только может и силен спасти. [Ибо никогда с отцом не могут мирно и согласно жить, но всегда будет для таковых показываться всякое дело повелеваемое не добрым и не годным. Такие именуются продерзатели, одержимыми своемнением, более же бесстыдством и высокоумием.] Истинное же смирение от таких отстоит далеко, и никогда не ощутят его, пока не отринут от себя пагубного своего навыка!

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия