Представление выпускной квалификационной работы
1. Выполненная и оформленная работа сдается в государственную экзаменационную комиссию за месяц до защиты. 2. Защита проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии. 3. Время защиты ВКР – 10-12 мин. 4. В сообщении необходимо отразить актуальность, новизну выбранной темы, продемонстрировать как знания истории и теории проблемы, так и имеющийся опыт, уровень изученности проблемы и основные подходы к ее решению, проанализировать существующие методы и процедуры экспериментального изучения избранной для исследования проблемы. 5. К работе в письменном виде прилагается внутренняя рецензия одного из сотрудников кафедры. 6. Результаты защиты определяются на закрытом заседании экзаменационной комиссии оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Научный руководитель и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Оценка, выставляемая комиссией, может отличаться от оценки, выставленной рецензентом. Оценка, выставляемая экзаменационной комиссией, складывается из двух составляющих: - соответствие содержания и формы представленной работы всем требованиям, предъявленным к данному виду работ; - умение студента публично представлять результаты научного исследования, отвечать на вопросы, участвовать в свободной дискуссии.
Требования к рецензии выпускных квалификационных работ и магистреских дисссертаций Содержание рецензии базируется на требованиях, предъявляемых к исследовательским работам студентов. Рецензент оценивает степень соответствия исследования предъявляемым требованиям и характеризует его с точки зрения: - актуальности проблемы исследования; - степени научной ценности и значимости; - наличия признаков научного исследования; - концептуальности исследования; - практикоориентированности исследования; - достоверности результатов исследования; - соответствия стиля и научного языка исследования.
Критерии оценки выпускной работы. - Оценку «ОТЛИЧНО» получает студент, который представил работу, в полной мере отвечающую всем указанным выше требованиям, четко изложил в процессе защиты основные ее положения, правильно и полно ответил на все заданные вопросы. - Оценка «ХОРОШО» ставится в том случае, когда в работе имеются отдельные неточности в анализе и обобщении литературы, или в анализе и интерпретации экспериментальных данных, либо в процессе защиты не даны достаточно полные и глубокие ответы на заданные вопросы. - Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится тогда, когда работа содержит отдельные недостатки, как в изложении теоретического материала, так и экспериментальных данных; неполными или частично неверными оказываются ответы на вопросы во время защиты. - Оценку «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» получает студент, работа которого носит реферативный характер, экспериментальные данные недостаточно проанализированы и не доказывают защищаемые положения. В процессе защиты работы студент не сумел убедительно изложить материал и ответить на большую часть заданных вопросов.
Приложение 1. Методические рекомендации по разработке проспекта выпускной квалификационной работы
Проспект выпускной квалификационной (дипломной) работы включает: - тему исследования, - актуальность исследования, - объект исследования, - предмет исследования, - цель исследования, - задачи исследования, - гипотезу исследования, - ключевую идею (идеи), замысел исследования Критерии самооценки получаемого продукта: 1. Социальная, научная, практическая актуальность темы исследования 2. Взаимосвязанность всех компонентов методологического аппарата исследования 3. Новизна, оригинальность, творчество замысла исследования
Ориентировочный пример: Тема исследования: Использование элементов музыкотерапии в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования: С наступлением нового столетия Россия вступает на новый этап развития. Жизнь в социуме подвергается кардинальным изменениям во всех сферах деятельности, что неуклонно отражается на детях. В эпоху индустрии и технического прогресса возрастает пристальное внимание к проблеме развития творчества младшего поколения. В настоящее время усвоение детьми социального опыта происходит через визуальные каналы. Лавина негативных явлений обрушивается на детей через средства массовой информации и за счёт влияния окружающей среды. Это пагубно сказывается на психике детей и, как следствие, отравляет их эмоции. Постепенно снижается потребность детей в творческом самовыражении. Ребёнок не может обходиться без свободы проявлений, в вакууме повседневных проблем и забот взрослых, без права на выбор, чего мы часто лишаем детей. В содержании детских рисунков всё чаще появляются сюжеты войн, герои комиксов и компьютерных игр. В рисовании происходит искажение предметного мира, постепенно пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, используются тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, отражающие агрессию, раздражительность, утомление. Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном детстве, оно определяет интересы детей, отражает их мысли, чувства и отношение к окружающему, затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым развивая её. (Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.А. Езикеева) Поэтому становится очевидным необходимость развития детского изобразительного творчества посредством создания специальных условий. Решению этой проблемы посвятили свои работы многие современные авторы новаторских программ и методик: А.Г. Соболева, М.И. Чистякова, Е.И. Юдина, Е.О. Герасимова, Г.С. Данилина, Н.А. Макарчук, Д.И. Воробьёва. Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: “С помощью чего можно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка для стимулирования его творческих проявлений? Что может произойти с детьми, если перестать развивать их творчески, не направлять развитие их изобразительного творчества в нужное русло? Под каким воздействием возможно благоприятное развитие изобразительного творчества детей?” На основании исследований, посвященных проблеме развития изобразительного творчества детей, была определена тема дипломной работы: «Использование элементов музыкотерапии в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования – педагогический процесс ДОУ, направленный на создание условий для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – влияние элементов музыкотерапии на развитие изобразительного творчества детей 6 -7 лет. Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать систему работы по развитию изобразительного творчества детей, предусматривающую использование элементов музыкотерапии. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать особенности содержания рисунков детей 6-7 лет. 3. Разработать и экспериментально проверить систему работы по развитию творческих проявлений детьми в изобразительной деятельности, включающую элементы музыкотерапии. 4. Выявить роль музыкотерапии в развитии образной и вербальной креативности в изобразительном творчестве детей. Гипотеза исследования: использование элементов музыкотерапии может стимулировать проявление изобразительного творчества в рисунках детей 6-7 лет в том случае, если методика обучения детей включает: - систему специально подобранных музыкальных произведений для прослушивания; - совместное с педагогом создание замысла на вербальной основе соответственно характеру музыки с обыгрыванием художественного образа и последующим воплощением его на рисунке. - организацию самостоятельного изобразительного творчества детей.
Приложение 2. Методические рекомендации по разработке проекта методики констатирующего эксперимента (методики диагностики) Методика констатирующего эксперимента (диагностического этапа исследования) должна включать: - цель и задачи работы, - описание методов решения поставленных задач, - критерии оценки полученных результатов в каждой серии, - характеристику прогнозируемых уровней развития детской деятельности и педагогических условий образовательного пространства. При разработке методики возможно использование образовательных программ воспитания и развития детей дошкольного возраста ("Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и т.д.). Критерии самооценки получаемого продукта: 1. Системность диагностики. 2. Соответствие выбираемых методик и методов поставленным задачам. 3. Сочетание психологического и педагогического методического инструментария 4. Доступность диагностических заданий возрасту детей. 5. Компактность диагностики.
Ориентировочный пример: ГЛАВА 2. Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (по материалам констатирующего эксперимента). 2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента. Цель: изучить особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 2. Выявить своеобразие проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного процесса восприятия музыки. 3. Выявить особенности организации процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач было проведено 3 серии констатирующего эксперимента. 1 серия решала первую задачу, для чего были отобраны следующие методики: 1. Адаптивная методика Гилфорда и Торренса "Развитие творческого воображения детей" ("Фасолинка"). 2. Игровой тест "Три слова" Л.Ю. Субботиной. 3. Тест "Выведение следствий" Л.Ю. Субботиной. 4. Экспериментальная ситуация, позволяющая определить особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях специально организованного процесса восприятия музыки. Данные методики были выбраны в связи с тем, что: Во-первых, они позволяют выявить особенности проявления детей старшего дошкольного возраста в изобразительной (графической) деятельности и в речи. Во-вторых, позволяют определить особенности "познавательного" и "аффективного" воображения детей старшего дошкольного возраста. В-третьих, они не требуют много времени для проведения, а также, в основном. Имеют уже разработанные количественные показатели для обработки. Описание методики "Развитие творческого воображения" ("Фасолинка"), а также тестов "Три слова", "Выведение следствий" см. в приложениях 1,2,3 соответственно. Уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в двух последних тестах определяются в ходе построения модальных распределений по полученным данным. Для определения уровня развития "познавательного" воображения детей старшего дошкольного возраста высчитывается среднее арифметическое по уровням трех выше описанных тестов по следующей формуле:
О - уровень развития познавательного воображения ребенка; У1 - уровень, полученный по первому тесту (Адаптивная методика Гилфорда и Торренса "Развитие творческого воображения" ("Фасолинка")). У2 - уровень, полученный по второму тесту ("Три слова"); У3 - уровень, полученный по третьему тесту ("Выведение следствий").
2 серия констатирующего эксперимента была направлена на решение 2 задачи. Для выявления особенностей проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки была организована экспериментальная ситуация, состоящая из 3 этапов, в ходе которых дети сначала слушали музыкальное произведение, а потом рисовали то, что они услышали в нем, и дополняли свои рисунки рассказами. Необходимое оборудование: магнитофон, кассеты с записью музыки, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки по количеству детей. Организация детей: подгруппа 8-9 человек. Время проведения: первая половина дня (оно из первых занятий). Музыка: в данной экспериментальной ситуации, состоящей из 3 серий, использовались следующие музыкальные произведения: 1. А. Вивальди Времена года. Весна. 2. Оркестр Поля Мориа. Тема "Шербургские зонтики". 3. Ванесса Мэй "Шторм" (современная обработка А. Вивальди "Времена года". "Лето"). Данные музыкальные произведения были выбраны исходя из предположения. Что для разных детей разная музыка - классическая, современная, либо классическая в современной обработке - будет являться толчком к проявлению творческого воображения. Описание музыкального материала см. в приложении № 4. Методика (ход) экспериментальной ситуации. В ходе экспериментальной ситуации детям предлагалось прослушать интересные истории, которые им расскажет музыка. Особенно подчеркивалось то, что всем детям музыка "рассказывает" свою историю и никому не рассказывает одинаковых. Тем самым, делается попыт5а активизировать творческое воображение детей и предотвратить возможные случаи срисовывания. После этого детям ставится музыка для слушания, название которой детям не дается, т.к. это может задать детям определенные темы (сюжеты) дальнейшего рисования. После слушания музыки детям предлагалось нарисовать то, что они услышали, то, что им "рассказала" музыка. Ни в коем случае нельзя спрашивать у детей, что они собираются рисовать, т.к. они могут подражать друг другу. В процессе рисования музыкальное произведение детям еще 2-3 раза для стимулирования их фантазии. По окончании рисования дети рассказывают, что они нарисовали и какую историю им рассказала музыка. Продукты творческого воображения детей, полученные в ходе данной экспериментальной ситуации, оцениваются по следующим критериям: 1. Красочность, яркость (по рисункам): 5 баллов - яркий, красочный рисунок (использование в нем 6-7 и более цветов). С помощью цвета ребенок отражает характер музыки, изменения в мелодии, ритме, темпе, динамике. 3 балла - обычный, красочный рисунок, использовано 3-5 цветов. 1 балл - тусклый, неяркий рисунок. Ребенок пользуется всего 1-2 цветами. 2. Сюжет (по рисунку и рассказу): 5 баллов - оригинальный, необычный сюжет, который предает характер музыки, ее изменения. 3 балла - необычный, но встречающийся у данных детей сюжет. 1 балл - типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста. 3. Соответствие рисунков и рассказов детей характеру музыки: 3 балла - ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности (цвета, сюжета, композиции рисунка и т.д.). 0 баллов - ребенок никак не предает характер музыки. Для определения уровня развития "аффективного" воображения детей старшего дошкольного возраста суммируется количество баллов, полученных ребенком в ходе всех трех серий экспериментальной ситуации. При построении модального распределения по полученным (окончательным) результатам и определяется данный уровень (от 1 до 4), который сравнивается с уровнем развития "познавательного" воображения у этих же детей. Также между собой предполагается сравнить проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисунках, которые дети рисовали без слушания (восприятия) музыки, по собственному замыслу, и в рисунках, которые были нарисованы при условии слушания (восприятия) музыки (три серии экспериментальной ситуации). Для этого считается среднее арифметическое количество баллов, полученных ребенком в ходе экспериментальной ситуации (без учета 3 параметра), которые сравниваются с количественной обработкой рисунков детей по собственному замыслу, без слушания музыки. Данное сравнение позволит определить, насколько музыка способствует проявлению творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 3 серия констатирующего эксперимента решала 3 исследовательскую задачу: Для выявления особенностей организации процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями и музыкальным работником предлагается использовать следующие методы: 1. Беседа с музыкальным работником и воспитателями детей данной возрастной группы (старшего дошкольного возраста). Список вопросов для беседы см. в приложении № 5. 2. Наблюдение по разработанным параметрам за организацией процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста на музыкальном занятии и в повседневной жизни в группе. Карту наблюдений см. в приложении № 6. Использование данных методов позволит получить объективную и более надежную информацию. Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента предлагается также провести анализ элементов развивающей среды группы детей старшего дошкольного возраста по следующим критериям: Þ Наличие в группе проигрывателя или магнитофона для организации процесса восприятия (слушания) музыки; Þ Наличие в группе грампластинок или кассет с записями разнообразных (классических и современных) музыкальных произведений, которые со временем меняются; Þ Наличие нот, портретов композиторов, а также разнообразной литературы, в т.ч. и для детей, рассказывающей о жизни и творчестве различных композиторов, музыкантов; Þ Наличие в группе специального музыкального уголка, в котором находится весь материал, перечисленный выше; Þ Доступность детям всех перечисленных элементов развивающей среды; Þ Наличие у воспитателей группы какого-либо музыкального образования, т.к. это может существенно влиять на особенности организации ими процесса восприятия (слушания) музыки с детьми; Þ Наличие (разнообразие, доступность и достаточность) в группе материалов для изобразительной деятельности детей (краски, кисточки, ножницы, цветная бумага, открытки и др.).
|