Quot;Апостолы не сомневались в силе Аллаха. Они не говорили: " халь йастатъи1у раббука", но они сказали:"Халь тастатъи1у раббака".
Му1аз бин Джабаль сказал: "Я множество раз слышал как посланник صلى الله عليه و سلم читал: "Халь тастатъи1у раббака - Можешь ли ты (попросить) твоего Господа". (Тафсир Куртуби)
Баг1ави сказал: Кисаи прочитал чтением "Халь тастатъи1у раббака", то есть не "йастатъи1у" а "тастатъи1у" и не "раббука" а "раббака". Это чтение Али, Аиши, Муджахида и Ибн Аббаса. Это означает: "Можешь ли ты попросить своего Господа?" Некоторые прочитали "Халь йастатъи1у раббука". В этом случае все равно апостолы не впали в сомнение, потому, что здесь смысл такой: "Низведет ли твой Господь или нет?" Например, человек, когда говорит своему приятелю: "Не можешь ли ты меня приподнять?", он знает, что тот в силах приподнять, но он хочет вежливо спросить его, не соизволит ли он приподнять его. "И знали бы мы, что ты сказал нам правду". То есть мы хотим увеличить нашу веру и убежденность в том, что ты посланник Аллаха. (Тафсир Баг1ави)
Ибн Касир сказал: "Халь йастатъи1у раббука", многие прочли этим чтением. Другие прочли чтением "Халь тастатъи1у раббака", что означает: "Можешь ли ты попросить своего Господа? ". "И знали бы мы, что ты сказал нам правду" - то есть переполнимся знанием и верой в твое посланничество. (Тафсир Ибн Касира)
Как видно из толкований, большинство ученых считают, что апостолы не имели сомнения в силе Аллаха. Эти ученые постарались истолковать эти аяты по другому. Если бы было верно правило, что незнание оправдание, то они не стали бы мучаться и исхитряться в толковании этих аятов. Толкователи сказали, что чтение "Халь йастатъи1у раббука" вмещает в себе сложность для объяснения и поэтому они прибегли к разным путям. А ведь они могли просто сказать: "Незнание это оправдание и все тут; никаких сложностей в аяте нет". Раз они увидели сложность в аяте, это показывает, что они не принимают вышеприведенное ложное правило. Те же ученые, которые не стали истолковывать аят по другому, сказали, что это было вначале, когда Иисус делал им таблиг1 и их вера еще не установилась. То есть они попросту вынесли им такфир. Одним из таких ученых является имам Табари.
Табари сказал:
Одна группа из сахабов и табиина прочитало аят следующим чтением: "Халь тастатъи1у раббака". В этом случае смысл будет: "Можешь ли ты попросить своего Господа?" или же "Можешь ли ты помолиться своему Господу?" или же "Не мог бы ты помолиться своему Господу?". Это чтение поддерживает мнение о том, что апостолы не сомневались в силе Аллаха. Они просто спрашивали, не мог бы Иисус помолиться своему Господу. (Далее Табари переходит к другому варианту чтения "халь йастатъи1у раббука - Может ли твой Господь" и объясняет причины предпочтительности именно этого чтения).
Поистине Аллах не принял их речи как нечто не греховное и не заслуживающее внимание. Наоборот он приказал им покаяться; обновить свою веру; признать всемогущество Аллаха и правдивость посланника. Когда они сказали свои речи, Иисус придал этому большое значение и сказал: "Бойтесь Аллаха, если вы верующие". Так вот, то, что Аллах призвал их к покаянию,; позвал их к вере в Него и Его посланника и то, что Его посланник придал большое значение их речам достаточное доказательство тому, что верно чтение: "халь йастатъи1у раббука".
Что касается слов Иисуса: "Бойтесь Бога, если вы верующие!", то это означает следующее: В ответ на слова апостолов: "Может ли твой Господь низвести нам трапезу с неба?" Иисус им как бы сказал: "Эй мой народ! Остерегайтесь Аллаха и бойтесь того, как бы Аллах не наказал вас за ваши речи. Поистине, ничто не может противостоять Аллаху. Вы вошли в неверие и отвергли Аллаха тем, что засомневались в силе Аллаха низвести вам трапезу. Поэтому если верите в (силу Аллаха), то бойтесь его наказания". (Тафсир Табари)
Теперь после того как мы привели объяснения и толкования ученых, осталось ли сомнение в том, что этот аят свидетельствует о том, что незнание оправдание в основах религии. Ответ оставляю читателю. Аналогичный смысл имеется в следующих аятах:
Кто же более несправедлив, чем тот, кто измышляет на Аллаха ложь, чтобы сбить людей без всякого знания? Поистине, Аллах не наставляет на прямой путь народ несправедливый!". (Скот, 144)
"В убытке - те, которые убивали своих детей по глупости, без знания, и посчитали харамом то, чем наделил их Аллах, измышляя на Аллаха (ложь). Сбились они с пути и не оказались идущими прямо!" (Скот, 140)
Ибн Касир в тафсире этого аята сказал:
Поистине те, кто совершил перечисленные деяния - они понесли убыток и в этом и в том мире. Убыток в земной жизни, это смерть их детей, уменьшение имущества и запрет, наложенный им самими на некоторые вещи. Убыток на том свете, это что они предстанут пред Аллахом с их ложными измышлениями на Аллаха.
Саид бин Джубайр передает от Ибн Аббаса, как тот сказал: Если ты, хочешь узнать невежества арабов, то прочитай аяты суры Скот, начиная с 130-ого. (Тафсир Ибн Касира)
Этот аят описывает курайшитов предпосланнического периода и несмотря на все их невежество, аят характеризует их сбившимися с прямого пути. Это так, потому, что они совершали ширк в области законодательства. Приведем также следующий аят:
" Пусть же в день Воскресения понесут они всю тяжесть своих грехов, а также тяжесть грехов тех, кого они сбили с пути без знания". (Пчелы, 25)
Куртуби в тафсире этого аята сказал:
Муджахид сказал: "На них возлагаются также грехи тех, кого сбили, но так, что из грехов сбившихся ничего не уменьшается".
Передается хадис: "Тот, кто призывает к заблуждению других, - тот в добавок получает грехи тех, кто последовал за ним. Но это нисколько не убавляет греха у последовавших за ним. Где бы ни был призывающий к "хидаяту", - он вдобавок получает награды тех, кто за ним последовал. И это также не убавляет награду у последовавших за ним". Муслим приводит предание с таким смыслом. (Такие же предания передают Тирмизи, 1ильм, 15; Бухари, и1тисам, 15; Муслим, 1ильм, 15)
Это является доказательством того, что к грехам призывающих к заблуждению прибавляются грехи последовавших за ним. "Без знания" - то есть по своему незнанию они направляют людей на ложное. Ибо если бы они знали, то не стали бы сбивать. (Тафсир Куртуби) __________________________________________________________________________________
1 - Судья Ияд сказал:
Знай, что поистине сердце посланника صلى الله عليه و سلمполностью охватило знанием такие темы как таухид, знание о личности Аллаха, знание о свойствах Аллаха; вера в Аллаха; знание о том, что ему ниспускается с откровением. Все эти вопросы посланник صلى الله عليه و سلم знает до мельчайших подробностей. Его сердце лишено даже самого малого сомнения или незнания мельчайшей части этих вопросов. Существует всеобщее единогласие мусульман в том, что посланник знает все то, что мы перечислили. Бесспорные доказательства устанавливают, что положение посланников ни в коем случае не может быть другим. Никакие возражения на этот счет не могут быть приняты. Например, неверно следующее возражение об Ибрахиме, основанное на следующем аяте: "И вот сказал Ибрахим: "Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых. Он (Аллах) сказал: "А разве ты не уверовал?" Тот сказал: "Да! Но чтобы сердце мое успокоилось". (Корова, 260)
Поистине Ибрахим не сомневался в том, что Аллах может оживить мертвых. Но он хотел увидеть это воочию, чтобы его сердце переполнилось уверенностью и успокоилось. Существует два вида уверенности в знании:
|