Творческий класс. Добро пожаловать в новый мир – мир творческих работников.
Творческий потенциал еще никогда не пользовался таким спросом, как сейчас. Аналитики сходятся на мнении, что будущее – за «творческим классом». Но кто эти люди – представители нового (?) класса – и где они работают? «Мой коллега носит только черное», – рассказывает Биргит о новом сотруднике фирмы. «Конечно, – смеется Маркус. – Он же из творческого отдела». Оправданы эти повседневные клише или нет, одно ясно точно: в современном деловом мире творчество давно перестало быть прерогативой каких-то особых фирм или отделов. Изобретательность и умение решать проблемы необходимы везде.
Знания – главное сырье нашего времени, сегодня это понятно каждому. Однако знаний как таковых недостаточно: они приносят плоды лишь в результате постоянного обмена информацией, когда эти знания перерабатываются, и из них рождается что-то новое. Для этого-то и нужны творческие работники. Но кто они? Только художники, дизайнеры, рекламщики и разработчики – или же мы все? Разумеется, творческий потенциал есть в каждом из нас, и время от времени мы находим ему применение, но в прошлом креативность на рабочем месте никогда не приветствовалась так, как сейчас. До начала эры знаний, до зарождения новой экономики, балом правили регламентированные рабочие процессы. Исполнительность и обязательность были важнее творческого потенциала. Проще было быстро и эффективно воспользоваться имеющимися знаниями, нежели изобрести нечто новое. В последние десятилетия положение вещей радикально изменилось. Рутинные профессии становятся все менее востребованными, в то время как спрос на специалистов по сложным коммуникациям и анализу растет. Труд почти 80% всех работающих людей в развитых странах основывается на переработке информации – это серьезная цифра. Неудивительно, что творчество и инновации пользуется сегодня таким огромным спросом, и работа в этих областях – уже ни для кого не редкость.
Дизайн, реклама, архитектура, музыка, кино и искусство – «классические», общепринятые отрасли «творческой индустрии». Понятно, что креативность сотрудников в этих сферах – ключевой фактор. Вероятно, многих удивит, что в Германии искусство и культура занимают третье место по прибыльности – после машиностроения и автопрома.
Помимо прочего, Флорида исследует регионы, наиболее привлекательные для представителей высокомобильного творческого класса. По его мнению, привлекательность региона для таких людей зависит от трех факторов: технологий, таланта и толерантности. Если первые два давно являются общепризнанными, то третий фактор – толерантность – введен Флоридой. Под ним он имеет в виду открытость и восприимчивость ко всему новому. Чтобы замерить толерантность, Флорида изучил, как в том или ином регионе относятся к маргинальным группам: сексуальным меньшинствам, представителям творческих профессий и т.д. Используя этот «богемный индекс», он пытается установить, сколько художников живет в том или ином регионе. Гипотеза Флориды звучит так: там, где уровень терпимости высок, живет больше художников, а значит, уживаются и остальные творческие работники. Разнообразие творческих личностей приводит к постоянному обмену идеями, благодаря которому начинает процветать вся экономика региона.
Что связывает всех представителей этой новой группы? Ответ прост: высокий уровень автономности и гибкость. Они изобретают новое независимо друг от друга и без руководства сверху, формируя настоящее и определяя будущее. Впрочем, у такой концепции жизни и работы есть свои недостатки: некому взять на себя твои обязанности, если ты по какой-то причине временно выбыл из строя. Многих начинает тяготить индивидуальная трудовая деятельность, в которой гибкость оборачивается дополнительными ограничениями, а выйти из такой «Я-корпорации» порой очень нелегко.
Творческие сети хороши не только взаимовыручкой. Их важное преимущество – живая креативная атмосфера. Взять, к примеру, сообщество Uchronia, основанное знаменитыми бельгийскими дизайнерами Яном Крикельсом и Арном Куинцем. Их цель – соединить креативность с духовностью. Для этого они призывают своих сотрудников задумываться о духовных ценностях, избегать идеологий и вносить свой вклад в создание модели глобального понимания. Концепция работает: сообщество растет, постоянно создавая новые продукты, идеи и проекты.
|