Слияние функиий проприума
Выделяя разные функции проприума (телесное чувство, самоидентичность, возвеличивание эго, расширение эго, рациональную деятельность, образ Я, собственное стремление и познание), я не имел в виду, что каждый конкретный пример становления объясняется какой-либо одной и только одной функцией. На самом деле, любой стадии становления соответствует сплав этих функций. Возьмем, к примеру, ситуацию обретения одной из наиболее важных психологических характеристик зрелой личности — самопонимания (самообъективации). В этом, очевидно, участвует познающий аспект проприума. Обнаруживаются рациональные процессы, в том числе эго-защитные. В то же время рациональные процессы оцениваются в понятиях значимости (собственное стремление). Свою роль играют образ Я и идеалы, присущие расширенному эго. Вполне вероятно, что этот запутанный процесс пробудит у человека чувство юмора (если оно у него есть). Юмор — замечательный дар перспективы, в свете которой познающая функция зрелой личности распознает диспропорции и абсурд в самом проприуме в ходе его столкновений с миром. В этом конкретном случае особенно подчеркнута познающая функция, ибо наш пример касается познания собственных состояний. Но в других случаях более глубоко вовлеченной может стать рациональная (или рационализирующая) функция (например, в случае озарения, когда человек не слишком сознает себя, а просто находит решение некоторой важной для себя загадки). В других случаях на первое место выходят самоутверждение, любовь или осуществление собственной цели. Но во всех ситуациях функции нерасторжимо переплетены. Локусом действия является личность. Обычная ошибка психологов — сосредоточение внимания только на одной из функций проприума и связывание с ней всего (или почти всего) процесса становления. Так, ницшеанцы склонны фиксироваться на страстном желании власти (самоутверждении), томисты — на рациональной функции, психоаналитики — на стремлении (особенно на той его части, которая недоступна познающей функции). Некоторые психотерапевты занимаются в основном образом Я. Мы уже отмечали, что некоторых психологов интересуют только ценестетические компоненты. Ученые, интересующиеся культурой и личностью, имеют дело прежде всего с функцией расширения эго, ибо хотят объяснить процесс социализации. Истина заключается в том, что важны все функции, и если мы будем фокусироваться на аспекте становления, зависящем только от одной функции, то получим одностороннюю картину развития человеческой личности. Но лучше заниматься проприативными функциями односторонне, чем вообще не иметь с ними дела. Мы уже видели, что большая часть современной психологии вслед за Юмом отрицает Я (эго) как проблему психологии становления в каком бы то ни было смысле. К привычкам и актам восприятия относятся так, будто они существуют отдельно друг от друга, или же для объяснения непрерывности и связности личностного развития используется совершенно неподходящий «клей».
|